ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

После Великой Отечественной войны значительно расширились и с каждым годом все активнее развивались и крепли связи Советского Союза с другими странами и народами планеты. В первую очередь и особенно быстро они установились с республиками, оказавшимися в одном с нами социалистическом лагере, а затем и со странами, избавившимися от колониального гнета и вступившими на путь самостоятельного развития, странами так называемого «третьего мира». Победа нашего народа над германским фашизмом и его сателлитами, феерический прорыв в космос чрезвычайно повысили авторитет Советского Союза, вызывали горячие симпатии и большой интерес к нему простых людей на всех материках. Вместе с тем, понеся неисчислимые потери в войне и преодолевая немалые материальные затруднения, советский народ оказывал большую разностороннюю помощь многим странам.

В свое время, начиная реконструкцию промышленности, руководство СССР было вынуждено привлекать для этого из-за рубежа не только инженеров и техников, но и квалифицированных рабочих, так как своих у нас очень не хватало. Теперь же наши ученые, инженеры, техники и рабочие помогали развитию науки и культуры, проектировали и строили фабрики и заводы во многих странах. Создавали там промышленные комплексы, вели геологические разработки, возводили плотины… В 1959 г. — всего через несколько лет после войны — в Польше, под Краковом, поляки мне с гордостью показывали уже несколько лет действовавший здесь металлургический гигант «Новая-Гута» — с домнами, блюмингом для холодной и горячей прокатки стали. Инженер из «Запорожстали», оставленный здесь для дальнейших консультаций, сказал мне: «Этот завод — гордость нашей инженерной мысли. В откровенном разговоре польские инженеры открыли мне, что, не доверяя полностью нам, они скрытно пригласили от Круппа экспертов, но те дали самую высокую оценку заводу и его продукции». А в Варшаве мы возвели в дар Дворец Науки и Культуры и в 1946 неурожайном году, отрывая от себя, направляли в Польшу эшелоны с хлебом. Такие же эшелоны посылали в Чехословакию. «Чешский народ, — говорил сопровождавший нас гид, — никогда этого не забудет: вы нас спасли от голода».

Наши ученые и преподаватели для долгосрочной работы, с циклами лекций и консультациями, докладами все чаще выезжали в разные страны, а многие их посланцы приезжали к нам. Ширился обмен учеными не только университетов и вузов социалистических стран, но и капиталистических. В 1976 г. министр высшего и среднего специального образования СССР В.П. Елютин писал: «Ежегодно мы командируем за рубеж более 17 тысяч профессоров, преподавателей, аспирантов и студентов и столько же принимаем у себя… С помощью СССР в разных странах построено и оснащено 46 высших и средних специальных учебных заведений» (Правда о культурном обмене. М., 1976. С. 21).

В эти годы развивались и укреплялись международные связи также и в журналистской среде, организаций работников прессы. В 1946 г. была создана Международная Организация журналистов (МОЖ), объединяющая на начальном этапе прежде всего журналистов социалистических стран. Она регулярно проводила конгрессы, имела свои издания — «Демократический журналист», печатавшийся в Праге на английском, французском и испанском языках, и бюллетень «Ньюс Леттер», выходивший на английском языке. С 1961 г. в Москве началось издание «Демократического журналиста» на русском языке. Некоторые его публикации перепечатывались в пражском органе и наоборот — некоторые из пражского воспроизводились в московском. К 1981 г. — через 35 лет деятельности МОЖ — организация объединяла более 110 социалистических, развивающихся и капиталистических государств всех континентов (Демокр. ж-т. 1981. № 8. С. 2). В Варне (Болгария) на берегу ласкового Черного моря был возведен комфортабельный международный Дом отдыха журналистов. Работники прессы здесь имели возможность общаться друг с другом и обсуждать интересующие их проблемы. В том числе и касающиеся подготовки кадров.

После Второй мировой войны журналистское образование создавалось и развивалось во многих государствах. Ряд школ, готовивших журналистов для развивающихся стран, был создан МОЖ. На страницах «Демократического журналиста» освещался опыт и обсуждались проблемы такого образования. Создавались труды по истории, теории и практике журналистики, учебные пособия и методические разработки. С. Станчевым и Д. Георгиевым в Болгарии, М. Марко и В. Гудецем в Чехословакии были изданы крупные и ценные теоретические труды о социалистической журналистике. В Польше, Чехословакии, Болгарии и других республиках продуктивно работали научно-исследовательские центры прессы.

Невозможно, однако, забыть, что это был период обостренной политической борьбы двух противостоящих друг другу стран, период нарастания новой военной угрозы и «холодной войны». Это сразу же стало очевидным после завершившейся страшной мировой войны. Воодушевленные созданием атомного оружия, США разрабатывали планы бомбардировок советских городов, а политический лидер Англии У. Черчилль пытался сохранить немецкие фашистские формирования, чтобы направить их против СССР. В своей программной известной речи в 1945 г. в Фултоне (США) он призывал к новому походу против нашей страны. Руководитель же центрального разведывательного управления США А. Даллес предложил другой вариант: бросить все силы и средства, чтобы взорвать ее изнутри. «Посеяв в СССР хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом, предательство, национализм и вражду, ненависть к русскому народу — все это мы будем ловко, незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом» (Правда. 1993. 8 июля), — утверждал он, и мы уже являемся свидетелями и жертвами торжества этого дьявольского плана. Даллес не сомневался, что в этом у США найдутся помощники и в нашей стране. И он не ошибся — немало их действовало уже до этого. И в странах социалистического содружества были такие, кто процветал при господстве фашистов, даже воевал на их стороне — несомненный резерв Даллеса. Все же не будем углубляться в эту тему, но и полностью игнорировать ее в данном случае не годится, так как она имеет касательство и к нашей истории.

Заметим еще, что в США и Франции так же были школы, готовившие журналистов для других стран, прежде всего — развивающихся.

9 октября 2012
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Проректор по научной работе С. В. Аплонов.
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: s.aplonov@spbu.ru