История одного поколения

Сценарная заявка

Рабочее название: «История одного поколения».

Жанр:документалистика в исследовательском виде

Автор: Диана Адамовна Наурзакова, студентка 2 курса факультета журналистики СПбГУ

Примерный хронометраж видео: 30 минут

СЦЕНА 1:

На экране постановочный опрос студентов, вопрос звучит так: воевал ли кто-нибудь из вашей семьи? Если да, то, что рассказывали прошедшие войну родственники?

Студенты отвечают, что, к сожалению, не застали этих родственников, т.к. они погибли во время войны, поэтому мало, что знают об их наградах и подвигах.

СЦЕНА 2:

Постановочная сцена: мама помогает дочке с рисунком, посвященному войне и рассказывает, что ее дед был связистом, воевал под Киевом. Погиб при исполнении обязанностей. Когда пытался соединить телефонные провода, получил смертельное ранение. Теперь при главном отделении почты в Киеве, где работал всю жизнь дедушка, возвышается в его честь памятник – бюст (история из моей жизни, про моего дедушку Охрименко Николая Семеновича).

СЦЕНА 3:

Постановочная сцена: уже взрослая девушка поступает в университет, стоит у стены со списком и ищет в этом списке поступивших свою фамилию. Находит. Радуется.

СЦЕНА 4:

На экране тот же опрос студентов, теперь отвечает эта девушка, вопрос звучит так: назовите главные сражения ВОВ. Девушка путает названия сражений, смущается, говорит, что ей очень стыдно, но она точно знает, что ее дед воевал, был связистом, погиб на войне. В его честь установлен памятник в Киеве.

СЦЕНА 5:

На экране уже не постановочный опрос предполагаемых родителей тех детей, что отвечали в начале (люди в возрасте от 30 до 60 лет), вопрос звучит так: воевали ли ваши родители? Если да, то рассказываете ли вы им о подвигах их дедушек и бабушек, об их наградах?

Родители отвечают.

СЦЕНА 6:

Рассказывается история (история из моей жизни, в конце зритель должен понять, что эта маленькая девочка, которой мама помогала с рисунком и рассказывала о дедушке – это я, также девушка, которая находит себя в списке поступивших и путает названия сражений – тоже я).

СЦЕНА 7:

В кадре я сижу за компьютером, на мониторе старый и потертый отсканированный документ – свидетельство о браке бабушки и дедушки, я отправляю этот и другие документы по почте, в теме письма: «Обучение в Израиле».

СЦЕНА 8:

Звонок, беру трубку, меня приглашают на собеседование.

СЦЕНА 9:

Открываю дверь с табличкой «Израильский культурный центр».

СЦЕНА 10:

Меня приглашают в кабинет. Рассказывают условия обучения в ВУЗе Израиля. Грант на обучение дается иностранным студентам, которые имеют еврейские корни. Координатор из израильского центра говорит, что у меня есть почти все документы: свидетельство о рождении бабушки, где указано, что она еврейка, свидетельство о браке дедушки и бабушки, которое подтверждает смену фамилии бабушки. В свидетельстве о браке бабушки и дедушки указано, что они поженились в городе Грозном, отсюда вопрос: как еврейка и украинец оказались в Грозном.

СЦЕНА 11:

Я обращаюсь к маме, она рассказывает мне историю про бабушку.

Во время ВОВ моя бабушка Хазан Рива Шимоновна вместе со своими родителя была эвакуирована с Украины на Кавказ. Эвакуированный поезд с беженцами попал под обстрел фашистов. В поезде остались в живых только семья моей бабушки. Во время войны бабушка работала медицинской сестрой в госпитале, выполняя при этом еще ряд других обязанностей: она работала поваром, официанткой, швеей, няней.

СЦЕНА 12:

Я снова прихожу в израильский центр, с рассказом мамы о том, как бабушка оказалась на Кавказе. Координатор обращает внимание на тот факт, что бабушка работала в госпитале, значит, должна была сохранится какая-то информация о наградах бабушки, возможно, что в Красном кресте есть информация об эвакуации семьи бабушки. Я должна связаться с Красным крестом и взять справку обо всех эвакуированных членах семьи бабушки, в которой будут фамилии и национальности.

СЦЕНА 13:

В кадре я говорю, что на данный момент отправила запрос в Красный крест в архив, который находится в Москве.

СЦЕНА 14:

Мой текст в кадре:

На протяжении 20 лет я узнавала факты из жизни бабушки и дедушки, которые занимали не последнее место в череде военных событий тех лет. Жизненная необходимость заставила меня узнать еще больше от мамы, из архивных документов, первый раз я увидела документы, очень старые и ветхие – свидетельство о браке бабушки и дедушки в 20 лет. Увидела бы я их вообще, если бы не запланировала поехать учиться в Израиль, вспомнив о своих корнях, но, не вспомнив о подвиге предков? Теперь я собираю всю информацию, цепляюсь за каждую возможность, потому что действительно хочу знать. Я это уже делаю не ради гранта на обучение. Несколько раз я была в Киеве, но ни разу не поймала себя на мысли сходить на ту почту и увидеть памятник моему дедушки. Разве удивительно, что после всех этих прискорбных фактов я плохо знаю историю сражений. Говорят, что рыба гниет с головы. Нам стоит разобраться в своей истории, тогда изучать учебник станет намного интересней и полезней.

СЦЕНА 15:

Я открываю свою почту, на почте письмо со списком ветеранов ВОВ, награжденных медалью за трудовой подвиг. Я нахожу в списке фамилию своей бабушки. Оказывается, что она тоже была награждена, ведь она выполняла столько обязанностей, совмещая их с основной работой медицинского работника! (Этот момент как бы является кольцевой частью, он отправляет зрителя мысленно к той сцене, где я искала себя в списке поступивших).

СЦЕНА 16:

Затемнение. Свет падает на мое лицо, остальное затемнено:

Моё обращение к зрителям:

У моих сверстников еще остается шанс узнать, докопаться до сути. Кто-то еще может подойти к своей бабушке и за чашкой горячего чая просто поболтать по душам. Бабушка еще сможет поделиться, рассказать, досказать.

А у моих детей такого шанса уже не будет....

Насколько их будет это волновать вообще? Кто расскажет? Какова будет ответственность за сказанное?

Что напишет история в новых учебниках?

СЦЕНА 17:

Я открываю учебник по истории и сажусь за чтение. На экране анимация- книга, странички которой перелистываются сами, на одной из страничек анимация останавливается, надпись: "История одного поколения. Продолжение следует..."

Конец основной истории

Титры

После титров: реальный опрос студентов и вообще людей разного социального статуса, вопрос:

Почему красная армия потерпела такое сокрушительное поражение, что отступала аж до Волги?

Люди отвечают.

Именно этот вопрос задан не просто так, ведь именно в этой серии тяжелых поражений кроется причина трагической судьбы пассажиров того поезда, в котором ехала моя, а может быть и ваша бабушка...

Появляется сообщение на черном экране:

Октябрь, 1941 год. Близится захват Крыма немцами. Началась эвакуация на Кавказ.

КОНЕЦ

Источники:

-настоящий документ свидетельство о браке дедушки и бабушки

-положение о предоставлении гранта на обучение в Израиле

-объяснительная моей мамы о том, что ее мама вместе со своими родителями была эвакуирована на Кавказ

-список ветеранов из архива Красного креста, награжденных за трудовой подвиг

Эксклюзив:

Я считаю, что эксклюзивность данного материала заключается в том, что эта история о человеке. История простой девушки, которая по воле счастливого случая сможет рассказать своим детям о том, кем были их предки. Программа показывает, что стыдно не знать отечественную историю, но хуже не знать свою маленькую сокровенную историю. Историю своих предков, прошедших войну.

Люди, которые примут участие в программе:

Студенты для постановочного опроса, 3-4 человека

Для постановочной сцены нужна мама, женщина лет 46, полная и девочка 9 лет с темными кудрявыми волосами

Для опроса после титров нужны 10 человек респондентов возраст любого возраста, от 16 лет примерно

Диана Адамовна Наурзакова – это я со своей историей, студентка 2 курса факультета журналистики СПбГУ

Респонденты, 5-6 человек, родители: мужчины и женщины от 30 до 60 лет

Яна Савельева - координатор израильского культурного центра, будет рассказывать мне про условия получения гранта

Валентина Николаевна Наурзакова- моя мама, преподаватель русского языка и литературы, рассказывает мне историю бабушки

Изобразительный материал:

- В самом начале в хаотичном порядке на экране появляются старые фотографии семей: дедушки и бабушки вместе с внуками

-Когда мама рассказывает дочке про дедушку появляются картинки военных действий в Киеве, фото связистов на войне

-Перед опросами на экране на черном фоне появляется сам вопрос в письменном виде

-Когда координатор рассказывает про условия поступления в университет Израился, на экране картинки Израиля, израильских студентов

-Во время того, как мама рассказывает историю про бабушку на экране фотографии эвакуации людей, госпиталя тех времен

-Во время моего текста в кадре появляются фотографии из личного архива (пошла в первый класс, выпускной в школе, поступление в университет-3 фотографии)

-В самом конце, когда я открываю учебник, на экране появляется большая книга, листочки которой листаются сами (анимация), на одном из листочков останавливается анимация, надпись красным шрифтом: «История одного поколения. Продолжение следует…».

Консультант: старший преподаватель кафедры телерадиожурналистики ВШЖиМК СПбГУ Апухтин Игорь Николаевич

naurzakova1 | 10 апреля 2015
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация