Сценарная заявка
Рабочее название: «История одного поколения».
Жанр:документалистика в исследовательском виде
Автор: Диана Адамовна Наурзакова, студентка 2 курса факультета журналистики СПбГУ
Примерный хронометраж видео: 30 минут
СЦЕНА 1:
На экране постановочный опрос студентов, вопрос звучит так: воевал ли кто-нибудь из вашей семьи? Если да, то, что рассказывали прошедшие войну родственники?
Студенты отвечают, что, к сожалению, не застали этих родственников, т.к. они погибли во время войны, поэтому мало, что знают об их наградах и подвигах.
СЦЕНА 2:
Постановочная сцена: мама помогает дочке с рисунком, посвященному войне и рассказывает, что ее дед был связистом, воевал под Киевом. Погиб при исполнении обязанностей. Когда пытался соединить телефонные провода, получил смертельное ранение. Теперь при главном отделении почты в Киеве, где работал всю жизнь дедушка, возвышается в его честь памятник – бюст (история из моей жизни, про моего дедушку Охрименко Николая Семеновича).
СЦЕНА 3:
Постановочная сцена: уже взрослая девушка поступает в университет, стоит у стены со списком и ищет в этом списке поступивших свою фамилию. Находит. Радуется.
СЦЕНА 4:
На экране тот же опрос студентов, теперь отвечает эта девушка, вопрос звучит так: назовите главные сражения ВОВ. Девушка путает названия сражений, смущается, говорит, что ей очень стыдно, но она точно знает, что ее дед воевал, был связистом, погиб на войне. В его честь установлен памятник в Киеве.
СЦЕНА 5:
На экране уже не постановочный опрос предполагаемых родителей тех детей, что отвечали в начале (люди в возрасте от 30 до 60 лет), вопрос звучит так: воевали ли ваши родители? Если да, то рассказываете ли вы им о подвигах их дедушек и бабушек, об их наградах?
Родители отвечают.
СЦЕНА 6:
Рассказывается история (история из моей жизни, в конце зритель должен понять, что эта маленькая девочка, которой мама помогала с рисунком и рассказывала о дедушке – это я, также девушка, которая находит себя в списке поступивших и путает названия сражений – тоже я).
СЦЕНА 7:
В кадре я сижу за компьютером, на мониторе старый и потертый отсканированный документ – свидетельство о браке бабушки и дедушки, я отправляю этот и другие документы по почте, в теме письма: «Обучение в Израиле».
СЦЕНА 8:
Звонок, беру трубку, меня приглашают на собеседование.
СЦЕНА 9:
Открываю дверь с табличкой «Израильский культурный центр».
СЦЕНА 10:
Меня приглашают в кабинет. Рассказывают условия обучения в ВУЗе Израиля. Грант на обучение дается иностранным студентам, которые имеют еврейские корни. Координатор из израильского центра говорит, что у меня есть почти все документы: свидетельство о рождении бабушки, где указано, что она еврейка, свидетельство о браке дедушки и бабушки, которое подтверждает смену фамилии бабушки. В свидетельстве о браке бабушки и дедушки указано, что они поженились в городе Грозном, отсюда вопрос: как еврейка и украинец оказались в Грозном.
СЦЕНА 11:
Я обращаюсь к маме, она рассказывает мне историю про бабушку.
Во время ВОВ моя бабушка Хазан Рива Шимоновна вместе со своими родителя была эвакуирована с Украины на Кавказ. Эвакуированный поезд с беженцами попал под обстрел фашистов. В поезде остались в живых только семья моей бабушки. Во время войны бабушка работала медицинской сестрой в госпитале, выполняя при этом еще ряд других обязанностей: она работала поваром, официанткой, швеей, няней.
СЦЕНА 12:
Я снова прихожу в израильский центр, с рассказом мамы о том, как бабушка оказалась на Кавказе. Координатор обращает внимание на тот факт, что бабушка работала в госпитале, значит, должна была сохранится какая-то информация о наградах бабушки, возможно, что в Красном кресте есть информация об эвакуации семьи бабушки. Я должна связаться с Красным крестом и взять справку обо всех эвакуированных членах семьи бабушки, в которой будут фамилии и национальности.
СЦЕНА 13:
В кадре я говорю, что на данный момент отправила запрос в Красный крест в архив, который находится в Москве.
СЦЕНА 14:
Мой текст в кадре:
На протяжении 20 лет я узнавала факты из жизни бабушки и дедушки, которые занимали не последнее место в череде военных событий тех лет. Жизненная необходимость заставила меня узнать еще больше от мамы, из архивных документов, первый раз я увидела документы, очень старые и ветхие – свидетельство о браке бабушки и дедушки в 20 лет. Увидела бы я их вообще, если бы не запланировала поехать учиться в Израиль, вспомнив о своих корнях, но, не вспомнив о подвиге предков? Теперь я собираю всю информацию, цепляюсь за каждую возможность, потому что действительно хочу знать. Я это уже делаю не ради гранта на обучение. Несколько раз я была в Киеве, но ни разу не поймала себя на мысли сходить на ту почту и увидеть памятник моему дедушки. Разве удивительно, что после всех этих прискорбных фактов я плохо знаю историю сражений. Говорят, что рыба гниет с головы. Нам стоит разобраться в своей истории, тогда изучать учебник станет намного интересней и полезней.
СЦЕНА 15:
Я открываю свою почту, на почте письмо со списком ветеранов ВОВ, награжденных медалью за трудовой подвиг. Я нахожу в списке фамилию своей бабушки. Оказывается, что она тоже была награждена, ведь она выполняла столько обязанностей, совмещая их с основной работой медицинского работника! (Этот момент как бы является кольцевой частью, он отправляет зрителя мысленно к той сцене, где я искала себя в списке поступивших).
СЦЕНА 16:
Затемнение. Свет падает на мое лицо, остальное затемнено:
Моё обращение к зрителям:
У моих сверстников еще остается шанс узнать, докопаться до сути. Кто-то еще может подойти к своей бабушке и за чашкой горячего чая просто поболтать по душам. Бабушка еще сможет поделиться, рассказать, досказать.
А у моих детей такого шанса уже не будет....
Насколько их будет это волновать вообще? Кто расскажет? Какова будет ответственность за сказанное?
Что напишет история в новых учебниках?
СЦЕНА 17:
Я открываю учебник по истории и сажусь за чтение. На экране анимация- книга, странички которой перелистываются сами, на одной из страничек анимация останавливается, надпись: "История одного поколения. Продолжение следует..."
Конец основной истории
Титры
После титров: реальный опрос студентов и вообще людей разного социального статуса, вопрос:
Почему красная армия потерпела такое сокрушительное поражение, что отступала аж до Волги?
Люди отвечают.
Именно этот вопрос задан не просто так, ведь именно в этой серии тяжелых поражений кроется причина трагической судьбы пассажиров того поезда, в котором ехала моя, а может быть и ваша бабушка...
Появляется сообщение на черном экране:
Октябрь, 1941 год. Близится захват Крыма немцами. Началась эвакуация на Кавказ.
КОНЕЦ
Источники:
-настоящий документ свидетельство о браке дедушки и бабушки
-положение о предоставлении гранта на обучение в Израиле
-объяснительная моей мамы о том, что ее мама вместе со своими родителями была эвакуирована на Кавказ
-список ветеранов из архива Красного креста, награжденных за трудовой подвиг
Эксклюзив:
Я считаю, что эксклюзивность данного материала заключается в том, что эта история о человеке. История простой девушки, которая по воле счастливого случая сможет рассказать своим детям о том, кем были их предки. Программа показывает, что стыдно не знать отечественную историю, но хуже не знать свою маленькую сокровенную историю. Историю своих предков, прошедших войну.
Люди, которые примут участие в программе:
Студенты для постановочного опроса, 3-4 человека
Для постановочной сцены нужна мама, женщина лет 46, полная и девочка 9 лет с темными кудрявыми волосами
Для опроса после титров нужны 10 человек респондентов возраст любого возраста, от 16 лет примерно
Диана Адамовна Наурзакова – это я со своей историей, студентка 2 курса факультета журналистики СПбГУ
Респонденты, 5-6 человек, родители: мужчины и женщины от 30 до 60 лет
Яна Савельева - координатор израильского культурного центра, будет рассказывать мне про условия получения гранта
Валентина Николаевна Наурзакова- моя мама, преподаватель русского языка и литературы, рассказывает мне историю бабушки
Изобразительный материал:
- В самом начале в хаотичном порядке на экране появляются старые фотографии семей: дедушки и бабушки вместе с внуками
-Когда мама рассказывает дочке про дедушку появляются картинки военных действий в Киеве, фото связистов на войне
-Перед опросами на экране на черном фоне появляется сам вопрос в письменном виде
-Когда координатор рассказывает про условия поступления в университет Израился, на экране картинки Израиля, израильских студентов
-Во время того, как мама рассказывает историю про бабушку на экране фотографии эвакуации людей, госпиталя тех времен
-Во время моего текста в кадре появляются фотографии из личного архива (пошла в первый класс, выпускной в школе, поступление в университет-3 фотографии)
-В самом конце, когда я открываю учебник, на экране появляется большая книга, листочки которой листаются сами (анимация), на одном из листочков останавливается анимация, надпись красным шрифтом: «История одного поколения. Продолжение следует…».
Консультант: старший преподаватель кафедры телерадиожурналистики ВШЖиМК СПбГУ Апухтин Игорь Николаевич