Эпидемия в сети

Тема:

Видео-вирусы, один за одним сменяющие друг друга и так называемые, «мемы», интернет-герои и картинки, заменяющие слова. Это новая мода, стремление разрозненного изнутри общества стать целым, пусть и под нелепой эгидой, или опасное явление массового гипноза?

Идея:

Последние 2-3 года активнее, до этого – менее, но все же имели место быть, видео-ролики в сети интернет (а также изображения, ставшие нарицательными), которые появлялись из ниоткуда и становились популярными (читать – доводящими до истерики) за считанные дни. Часто их и называют «мемы». Они пересматриваются миллионами, в отдельных случаях и миллиардами людей, вызывают волну подражателей, обсуждаются в каждой компании, распространяются подобно вирусу. Глядя на массовую истерию вокруг очередного предмета помешательства масс, ловишь в своем сознании интересный вопрос — это ты управляешь интернетом, или интернет управляет тобой? К чему приведет массовое ничем не объяснимое устремление людей?

Кратко о развертывании сюжетной линии:

1.    Обзор последних хитов всемирной сети, собственно – предметов внимания. Динамичная картинка непосредственно этих сетевых монстров.

2.    Постановка проблемы – обзор, оценка масштаба трагедии (на картинке людей, которые этот контент поглощают риторический вопрос: кто или что секрет популярности заурядных видео и откровенно глупых «мемов»).

3.    Центральная история и главный иллюстрирующий массовое безумие пример: захват мира танцем Harlem Shake. От первого ролика дальше шагами до каждого человека (нет ни одного, кто хоть что-нибудь бы об этом не слышал). Эта история рассказывается как пример вирусной атаки. Появление, развитие, шаги, Россия в этом. Все примеры, все мемы, все видео и тиражируемые фото, о которых мы говорим, проникают в сознание масс по одному примерному алгоритму.

- Специалист по социальной психологии – о явлении «массовое вирусное модное и глупое».

- Экспертное мнение о зомбировании роликами.

- Комментарий о положительной стороне появления всем знакомым, всеми обсуждающих предметов, которые объединяют всех.

4.    Дополнение к обзору: мода на фотографирование с губами-трубочкой, «четвертованные кадры», коты, фотографирование себя в зеркалах и лифтах.

5.    Грустные последствия таких явлений – они ведь могут вредить (примеры через возврат к Harlem Shake). За что пострадали эти люди? За случайность или от чьего-то желания выгоды? Кто за этим стоит?

6.    Вот те, кто получает прибыль. И совсем не виртуальную, от таких помешательств. Рассказ о приезде в Петербург «упоротого лиса» и его «создательницы». О ненастоящих концертах PSY в Москве. О продвижении через вирусные видео музыкальных групп и прочего.

Подробное описание развития сюжета:

Начало (вводная часть)

На картинке сменяющих друг друга всевозможных героев интернета примерный закадровый текст:

- Кто взрастил упоротого лиса? Как на самом деле нужно танцевать Harlem Shake? В чем суть «гандам стайл» и почему к нему так необходимо добавить «опа»? И кто рисует черно-белые картинки, тиражируемые миллионами? Ответить на эти вопросы пользователи всемирной паутины, увы, не могут. Зато каждый из юзеров без труда сможет напеть тот самый

op-op-gangam style, почти каждый изобразить танцующего Мэта, и где-то каждый третий расскажет, как участвовал в съемках очередной вариации на тему Harlem Shake.

Все перечисленное – это только одни из длинного списка «звезд интернета», которые появились в один момент на ровном месте и как вирусом разлетелись по всей сети. Кто делает абсолютно заурядные ролики популярными? Почему незамысловатая песенка вдруг становится мегахитом и миллион человек уже в жизни насвистывают про каких-то пушистых шмелей? (Здесь возможны с/х вкрапления www.youtube.com

Смешные, нелепые, единичные ролики по маху чьей-то волшебной палочки (или волшебства здесь все-таки нет) становятся примером для подражания. Тысячи людей снимаю такие же, тиражируют, обсуждают, выкладывают в сеть. Один из последних (его, из соображений актуальности, можно как раз рассмотреть подробнее и через историю его захвата раскрыть общую тему).

Основная история: Harlem Shake

(её развитие показываем в хронологическом порядке, как нарастала популярность, с применением инфографики+ в этой истории много удивительных и «вкусных» деталей).

2 февраля 2013 на сервере YouTube появляется ролик, под названием Harlem Shake. Думаю, нет необходимости описывать его содержание подробно. Что происходит в кадре 31 секунду знает любой человек, проводящий ежесуточно в интернете больше часа. Простые движения, отсутствие глубокой идеи, не самое смешное и не курьезное, но это видео за первую неделю после появления на свет, получает больше 2,5 миллионов просмотров . Дальше – больше. Через 9 дней после появления оригинала было загружено более 11 000 (!!) вариантов Harlem Shake, а общее количество просмотров составило уже 44 миллиона. (Эти цифра можно наглядно проиллюстрировать через нфографику). К 15 февраля в интернете уже свыше 25 000 роликов, а количество просмотров превысило 120 миллионов. К движению ,стараясь опередить друг друга и, на полном серьезе споря о первенстве, присоединяются целые страны. Танцуют жители США, Канады, Австралии, Германии, Великобритании, России, Украины, Польши, Индии, Китая, ОАЭ и Ямайки. Свои ролики выпустили известнейшие мировые компании и организации. Затанцевали сотрудники Facebооk,Today, Daily Show, The Colbert Report, IGN, Wargaming, Pepsi, Puma, CNN, National Geographic Channel, BuzzFeed, Google и многих других. 27 февраля танец harlem shake исполнили члены английского национального балета

Движение стало паранойей. И в России, как в одной из не желающих отставать стран. Здесь вообще чуть не подрались за право считаться первыми исполнителями. Представители юмористического клуба НГУ «Квант» в Новосибирске не поделили пальм первенства с сотрудникам компании «Grape».Еще пара дней, и жители Мурманска, Санкт-Петербурга, Ижевска, Кирова, Москвы, Волгограда,Томска, Хабаровска, Новокузнецка, Ростове-на-Дону, Владивостока, Перми, и 19 февраля – Москвы засыпали своими «гарлемскими трясками» весь интернет.(+на картинке снова возможна инфографика + несколько отрывков из новостных репортажей об этом массовом буме+ статьи в газетах).

Причину «взрывной популярности» снова объяснить не смогли. Но в этот раз уже пытались. Специалисты, выступившие в немецкой газете «Вельт» уподобили Harlem Shake клипу Gangnam Style. Вот мол, постепенный упадок интереса к клипу южнокорейского певца PSY стал почвой для появления нового мема. Но почему обществу вообще нужно непременно болеть каким-то массовым бредом? Что означает это стремление?

+ с/х комментарий эксперта в сфере социальной психологии. О причинах таких тенденций (есть исследования и зарубежных психологов-социологов). Одинокие люди в больших городах.

+ с/х мнение одного из специалистов, которые говорят о зомбирующих ритмах таких клипов, как все тот же Harlem Shake. Об опасности тиражирования и поддержки таких явлений. Сознание обычного человека привыкает к инерционному движению. А воля подверженной внушению толпы страшна.

+ с/х Редакторы журнала «The Washington Post» указали, что причиной популярности этого нового мема является совокупность удачно подобранного временного промежутка в полминуты, резкого перехода и «гипнотическое» воздействия ритма.

Но если сейчас мы наблюдаем расцвет такого явления, то где самое начало?

Мем образовался в середине первой десятилетки века. Кто не знает Медведа? А ужасное выражение «превед медвед»? Не уродующее лицо говорящего интеллектом. А потом появилось расхожее имхо - русская транслитерация английского акронима, означающего «по моему́ скромному мнению» (In My Humble Opinion).

+ с/х эксперта с мнением об исключительно положительной стороне такого явления, как массовое распространение. Что эти фразы, вроде имхо, LOL становятся единящими. Они помогают людям найти общий язык, это как контактоустанавливающие маячки.

Еще одно явление мемы-четвертинки (где четыре фото одного человека, по предложению на каждый кадр) это как форма искусства, соединение визуального и эпистолярного. И возможно, это будет предметом выставок через пару десятилетий, это станет современным искусством. (это может быть сказано в с/х от молодого человека, возможно работника яндекс, гугл, контакта).

Но так ли это безобидно и безпоследственно?

Чтобы найти-таки негативные последствия не надо загадывать на далекое будущее. В настоящем от того же Harlem Shake уже страдали. И не одна ситуация тому пример.

По данным «Национальной коалиции против цензуры», только в США из-за танца harlem shake были отстранены из школ около 100 учеников, в результате негативной реакции педагогов, хотя танец по сути является «подростковой шуткой».

23 февраля в Египте группа студентов станцевала «Harlem Shake» на фоне пирамид, однако вскоре 4 студента были арестованы; позже, по заявлению правоохранителей, поведение студентов «привело к шоку и оскорблению религиозного общества». Того же 23 февраля российский актер и шоумен Никита Джигурда решил собрать флешмоб в центре Москвы, на Арбате, на который прошло примерно тысяча человек, что гораздо больше, чем ожидалось, однако полиция не позволила снять ролик Harlem Shake, сам Джигурда в ответ обнял одного из полицейских. (Возможно комментарий самого Джигурды.)

Учитель по религии из школы Калдикот, Великобритания был отстранён, после того, как предположительно принял участие в снятии массового ролика harlem shake, где танцевал в картонной маске папы Бенедикта XVI. Директор школы отметил поступок учителя, недопустимой выходкой.

Из команды университета Саскуэханны в Пенсильвании были исключены 11 футболистов, которые сняли ролик Harlem Shake, по заявлению представителей университета, из-за того, что студенты имитировали сексуальные акты.

Команду хоккеистов в Нью-Йорке не допустили на первый раунд плей-офф после того, как команда в раздевалке сняла ролик Harlem Shake в полуголом виде, один игрок и вовсе был голым с надетым носком на половой орган.

На Кипре разгорелся скандал, после того, как военнослужащие ООН на крыле и фюзеляже самолета станцевали «Harlem Shake» в буферной зоне на границе между турецкой и греческой общинами. Власти Кипра расценили это как оскорбление и немедленно потребовали провести расследование, сотрудники ООН были вынуждены принести извинение за свои действия.

В Австралии группу из 15 золотодобытчиков уволили и пожизненно лишили лицензии на право добычи золота, после того, как они исполнили в руднике (во время работы) harlem shake. Компания утверждает, что рабочие своим поведением нарушили правила безопасности. Сами же работники утверждали, что ничего не нарушили, уволили также тех, кто снимал ролик и наблюдал за танцем. Сами представители компании отказались комментировать своё решени.

В конце февраля в сети появилось видео, в котором группа из восьми молодых людей из города Краснотурьинска танцуют на монументе в память о солдатах срочной службы, павших в боях в Афганистане. Трое молодых людей, залезших в ролике на БТР, были задержаны полицией для дачи показаний, были составлены протоколы за мелкое хулиганство.

Двое студентов в Караганде были отчислены после того, как станцевали этот танец перед портретом Назарбаева.

Люди пострадали кто за собственную глупость, кто за незнание закона, кто за необдуманное подчинение всеобщему вирусу. Разве все это возможно просто так? Шалость? Танец? Или веселая мордашка, влюбляет в себя миллионы и миллиарды? Или кто-то все же за этим стоит.

Петербург встал на уши – все ждут приезд в северную столицу упоротого лиса. Точнее, его создательницу - британскую художницу и таксидермиста Адель Морзе. В Санкт-Петербург она обещала привезти свое знаменитое чучело и показать его всем желающим. Конечно же, не бесплатно. (материал об этом. О выставке).

И у всех этих объединяющих виртуальный социум явлений, видео, картинок, персонажей в сети есть еще одна сторона. Это те люди, живые и совсем не виртуальные, которые все же за этими маниями стоят. И точно не поймешь положительная эта сторона или отрицательная? Но точно не нейтральная.

Ненастоящие концерты PSY в России – есть информация о готовящихся концертах, афиши мошенников прибыли с продажи билетов на концерты-призраки.

Известно и то, что многие из видео-вирусов интернета являются площадкой для продвижения какого-либо иного контента. Пример – все тот же harlem shake. Гарри Родригес, известный под псевдонимом Baauer, чья одноимённая музыка используется в качестве музыкального сопровождения в интернет-меме Harlem Shake, заявил, что никак не ожидал, что его композиция станет хитом. Сам певец был до этого малоизвестным и занимался в основном ремиксами на известные композиции. Сингл Harlem Shake стал самым популярным чартом в магазине iTunes в США и вторым по популярности в Великобритании и Австралии. Сами представители чарта Billboard назвали сингл крупнейшей сенсацией после gangnam style.

Youtube сыграл большую роль в карьере многих музыкантов. Многие как независимые музыканты, так и крупные компании, используют видеохостинги для того, чтобы продвигать видео. Видео-кампания «Бесплатные обнимашки» (Free Hugs Campaign), в которой использовалась музыка группы Sick Puppies принесла популярность как самой кампании, так и группе, и спровоцировало появление подобных акций по всему миру.

Финал: к чему это все приведет? Мы будем общаться рисованными рожами и поклоняться танцам в два движения? Массовое сознание или не осознающая, кто она и что она, массовка?

Источники: участники флэшмобов вроде Harlem shake, контент социальных сетей, страницы, так называемые «паблики», материал youtube, прочие видео-хостинги по мере необходимости.

Эксклюзив: сама тема сегодня популярна, но прецедента разбора этого явления на документальное кино еще не было. Трудно сегодня найти тему, про которую еще ровным счетом ничего не рассказано. Эта одна их уникальных. К тому же, сам изобразительный материал привлекает зрителя: молодое поколение смотрит, как ему привычное пытаются объяснить, а более старшее смотрит на незнакомый мир, который пугает своей масштабностью.

Банк изобразительного материала: вирусные герои интернета во всевозможных картинках, многочисленные ролики, о которых говорится, люди, которые и являются активными пользователями, участники массовых мероприятий, съемки их флэшмобов.

Люди, которые будут давать интервью: предполагается рассмотрение трех позиций по затрагиваемой проблеме. Поэтому предполагаются интервью – экспертное мнение. Во-первых, это специалист по социологии о самом явлении, возможностях, которые позволили реализоваться таким вещам. Во-вторых PR, по маркетингу – об использовании вирусных-видео как коммерческих проектов. Далее, специалист по социальной психологии – о способности таких роликов по-настоящему объединить аудиторию под не самым плохим началом. На контрасте мнение о том, что подобные ролики способны зомбировать – об этом высказывались даже журналисты The Washington Post. Отдельная категория люди, которые занимаются публикацией этого по долгу профессии (администраторы, модераторы), которые и принимают участие во всех этих движения и являют собой массовку.

В кадре возможен журналист, как переводящий от одной части к другой, но и без него части вполне соединимы.

Мне впервые приходится разрабатывать текст с нулевой точки. Ранее я принимала участие в подготовке и организации документальной съемки («Спасибо ЗАТО, что ты есть», «Я поведу тебя в лицей» ) и была автором рекламных роликов, стилизованных под сюжеты в вечерних программах (магазин бижутерии «ЭММА» и кофейня «Французская ваниль» в составе продакшен-студии Vi-art,»). Предложенная идея мне кажется в первую очередь свежей, живой и интересной. Такие темы трудны в переводе в область документального кино, из-за своей же «виртуальной» базы. Но более детальная разработка, доведение плана до состояния сценарий способна реализоваться в проект «Эпидемия в сети», интересный большой аудитории.

kashutchik24 | 7 апреля 2013
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация