Как «продать» некоммерческую организацию и обрести себя
Сворачиваю перед кафе «Черная метка», вхожу в ворота и оказываюсь перед растяжкой «Ночлежка». Пока иду, настраиваю себя на то, что увижу не ночлежку, а некоммерческую организацию с одноименным названием. Вдруг около входа появляется явно нетрезвый бомж и, заглядывая мне в глаза, спрашивает: «Девушка, можно к вам обратиться?» Неожиданно услышать такой вопрос у дверей общественной организации, занимающейся помощью бездомным людям. «Вы здесь живете?», - растерянно выпаливаю я. «Я живу на улице. Так можно к вам обратиться?» Я торопливо достаю мелочь из кармана и быстро закрываю за собой дверь с крупной надписью «Принимаем только трезвых!».
После потрепанного фасада желтого здания, слякоти и диалога у входа яркий коридор приюта, разрисованный всеми цветами радуги, бьет в глаза и создает ощущение абсурда. Однако в этом «позитиве» отражается идеология «Ночлежки». Призывая к помощи, сотрудники организации никогда не давят на жалость, не пугают страшными фотографиями замерзших бомжей или ужасающими цифрами количества бездомных в городе, а стараются подавать проблему адекватно, делая выгодные предложения в обмен на содействие спонсоров.
Основной деятельностью «Ночлежки» является оказание комплексной помощи бездомным: гуманитарной, психологической и юридической. Приют, в котором я оказалась, один из главных проектов организации. В нем предоставляется жилье бездомным, находящимся в наиболее трудной ситуации, но внимание: на время решения их проблем. Это не дом престарелых и не гостиница, в которой можно провести старость. Это крыша над головой, за время проживания под которой, человек после консультации с социальным работником и юристом восстанавливает документы, устраивается при необходимости в медицинское учреждение, находит работу и получает возможность самостоятельно снимать жилье. На Боровой улице находится самый большой приют в городе – 54 места, 12 из которых для женщин, 42 – для мужчин.
Я поднимаюсь по узкой, практически винтовой лестнице на последний этаж в каморку, где работают сотрудники «Ночлежки» - 20 человек, профессионально занятых и получающих зарплату. В тесноте, но без обид заседают сотрудники «Ночлежки»: под скатом крыши, среди разбросанных копилок для сбора средств для «Ночлежки», кучи бумаг, плакатов, но в теплой дружеской атмосфере. Наверное, все-таки радужные цвета стен настраивают на нужный лад.
Используя профессиональную терминологию, Викторию можно назвать фандрайзером «Ночлежки» - это человек, который привлекает спонсоров, ищет бизнес-партнеров, обращается за частными пожертвованиями. На деле же, привлечение средств в организацию – лишь малая часть ее работы: в 25 лет Вика обладает уникальным опытом связей с общественностью и организации проектов в некоммерческой сфере. «Впервые я оказалась в «Ночлежке» в 2007 году. Я пришла с братом, который уже был волонтером проекта, но меня это тогда не очень зацепило. А через год я стала писать диплом по теме «Антикризисное управление в некоммерческой организации» и в качестве примера выбрала «Ночлежку».
Постепенно Вика все больше и больше втягивалась в проекты организации, и в 2008 году решила попробовать себя как пиар-менеджер организации. К тому времени у нее уже появилась очень сильная мотивация работать в «Ночлежке», помогать бездомным, ведь никому, пожалуй, не приходится так тяжело как людям, вынужденным зимовать под открытым небом.
«Поначалу я очень переживала. Мне хотелось привлечь весь мир к этой проблеме, ведь это так важно. Я заглядывала людям в глаза, давила на жалость, но всех от этого тошнило. Потом я трубила о проблеме бездомности, называла цифры, сравнивала с европейским опытом –
ситуация не улучшалась. Сейчас я продаю. В обмен на материальную поддержку мы предоставляем спонсору рекламу или какие-то услуги, доказывая, что сотрудничество будет выгодным для нас обоих. Кроме того, финансовая стратегия любой некоммерческой организации в России в основе своей является антикризисной – здесь и пригодились мои знания».
Вика удалось избежать синдром «выгорания», типичного для социального работника. Сейчас в Санкт-Петербурге около 70 тысяч бездомных (население современного Выборга), а помощь оказывается ежегодно только полутора-двум тысячам бездомным. Постепенно Вика свыклась с мыслью, что всем помочь невозможно, но внутренне не сломалась, а решила думать, как эффективнее помочь подопечным организации. «Ты понимаешь, что просто физически не можешь помочь большему количеству людей. И тогда ты работаешь с ними, а в тайне надеешься, что кто-то поможет остальным».
В первый год работы Вика «совершенно случайно» собрала для «Ночлежки» частными пожертвованиями 300 тысяч рублей, через год уже 600 тысяч, а в минувшем 2012 году удалось собрать уже 3,5 миллиона. «Мне нравится, что у моей работы есть видимый результат. Я четко знаю, на что я зарабатываю деньги, и на что они будут потрачены – все прозрачно. Например, мы купили на эти деньги несколько сотен пар обуви, сделали ремонт и повысили социальным сотрудникам зарплаты, а не просто отдали их в карман какому-то дяденьке. А я из тех людей, кому важно знать, для чего и для кого он работает».
Тем не менее, несмотря на развитие организации, активное привлечение средств, большую волонтерскую базу и готовность людей в социальных сетях откликнуться на просьбу о помощи, «Ночлежка» не планирует расширяться или увеличивать количество приютов. «Пока ресурсы нам не позволяют, мы заинтересованы в качественном, а не в количественном росте. С каждым заселяющимся в приют разрабатывается индивидуальная программа реабилитации на срок от нескольких недель до месяцев по всем уровням, по окончании которой мы с ним прощаемся. Нашим большим достижением стало возможность прикрепить к каждому человеку своего социального работника. В свою очередь, заселяющийся подписывает договор, что, допустим, обязуется ходить в паспортный стол, не приходить в приют в алкогольном опьянении, не проносить в помещение запрещенные препараты, не конфликтовать с соседями и т.д. Если он нарушает правила, то после двух предупреждений, его ждет выселение, в независимости от состояния. Человек, имеющий проблемы с алкоголем, должен осознать это и захотеть бороться». Мне сразу вспоминается мужчина, очень хотевший «обратиться» ко мне у входа в «Ночлежку».
Мы спускаемся вниз на женский этаж, чтобы посмотреть, как живут те, кто осознал свою ситуацию и решил менять ее по индивидуальной программе. Обстановка комнаты, рассчитанной на 6-8 человек, являет собой что-то среднее между палатой в больнице и в детском лагере. Двухъярусные кровати, тумбочки около, обеденный стол и неизменный символ домашнего уюта – телевизор. Ремонт в комнатах закончат летом, поэтому все выглядит потрепанным, заставленным кружками, вещами, едой, но комната не оставляет тягостного впечатления. На выходе я замечаю букетик красных гвоздик – все-таки женская комната.
Смешанные чувства вызывают сами жители приюта. Средний стаж бездомного в России - 7 лет. Годы, проведенные на улице, навсегда оставляют след на человеке – и в прямом, и в переносном смысле. Одна женщина была буквально готова мне позировать на камеру, неумело улыбалась и искренне кивала на мои вопросы о том, нравится ли ей здесь. Другая же, наоборот, бормотала что-то нечленораздельное и бессмысленно смотрела в сторону. Остальные проигнорировали мой приход и только отворачивали лица, когда я снимала комнату.
Насколько эффективна работа организации в плане социализации и возвращения людей к жизни, покажет время, но главное, что у бездомных появляется не только крыша над головой, но и ощущение, что ими занимаются, помогают восстановить свои права
и не воспринимают как отдельный вид людей.
Помимо приюта у «Ночлежки» есть такие проекты, как «Ночной автобус», специально оборудованный микроавтобус по будним дням выезжающий в отдаленные районы города, чтобы накормить бездомных, малоимущих и временно безработных, и «Пункт обогрева» - большая отапливаемая палатка, рассчитанная на 60 человек, помогающая бездомным пережить зиму.
Новых проектов «Ночлежка» пока не планирует, сотрудники перестали устраивать митинги на улицах, раздавать листовки и сократили количество проводимых мероприятий. Я не думаю, что это связано с ограниченными ресурсами организации. Скорее, сотрудники «Ночлежки» хорошо поняли принципы успешной работы некоммерческой организации в нашей стране. Не стоит распыляться и пытаться помочь всем, митинговать и привлекать внимание властей к проблеме. За последние годы организация увеличила количество пресс-релизов, создала базу СМИ и юридических компаний, готовых к сотрудничеству.
«Одна фирма согласилась полгода платить зарплату водителю «Ночного автобуса», и, думая, как отблагодарить ее директора за помощь, я случайно узнала, что он обожает получать открытки из разных стран и городов. Я сразу же связалась с нашими волонтерами, которые сейчас работают заграницей, и попросила каждого отправить открытку директору фирмы со словами благодарности за зарплату водителя».
На мой взгляд, если «Ночлежка» является одной из самых эффективных общественных организаций в России, то Виктория отражает современный образ «человека помогающего». Без слез и неисполнимого желания помочь всем, она четко понимает, чего добивается, продумывает стратегию и постоянно развивается как профессионал. «Давайте закончим пораньше. Я опаздываю на курсы по риторике», - просит она, поглядывая на часы. В мире потребления нужно уметь привлекать любого клиента и продавать даже благотворительные проекты.