Что с тобой будет, крейсер «Аврора?»

С начала февраля на «Авроре» работает группа экспертов, инженеров и моряков, которая решит судьбу корабля: поставят ли его на ход или просто распилят? Наш корреспондент узнал, чем живет легендарный крейсер в ожидании перемен.

-И что такого в этой «Авроре?» Сколько кораблей у нас было, в ту же русско-японскую! – с улыбкой говорит мужчина в синей куртке.

- Ну, и сколько же? Назовите хоть один! – возмущается экскурсовод. Видно, что подобный вопрос задают часто.

Мужчина смущается:

- Ну, тот же «Потемкин»… - и замолкает.

- Что «Потемкин»? Он бесславно затонул, а вот «Аврора» сколько войн прошла! Сколько ранений, пробоин!» - умело парирует экскурсовод. Он словно вместе с «Авророй» прошел четыре войны: так живо мужчина рассказывал, как крейсер бился в Цусимском сражении, как в числе четырех выживших спешно уходил от японского флота, как стрелял по Зимнему дворцу, как его бомбили немцы во время блокады.

Сейчас около четырех часов дня. Наша группа – одиннадцать человек, стоит на верхней палубе и разбирает билеты. Сегодня мы только вторые, для буднего дня это очень мало.

И вот первое впечатление от легендарной «Авроры».

Вверху – низкие подволоки, на палубе – толстенные якорные цепи. В кубрике тесно, но, по словам экскурсовода, места здесь хватало для сорока моряков.

- Видите заклепки? – разом поднимаем глаза вверх, - они еще 1905 года! Те, кто говорит, что после ремонта ничего настоящего не осталось – пусть приходят, любуются.

Заклепок много. Восторженный шепот: «Ничего себе…»

Через переборку - судовая церковь. Выглядит она как часть настоящего храма: небольшой иконостас, лики святых.

- Здесь до сих пор идут службы, - отвечает экскурсовод на чей-то вопрос. - Совсем недавно тут еще ладаном пахло. Вот она, душа корабля!

Группа почтительно молчит. Даже тот мужчина в синей куртке, кажется, понял настоящее отличие «Потемкина» от «Авроры».

В следующем кубрике - большое красное полотнище с золотой бахромой.

- Это знамя «Авроре» подарили депутаты СССР, - начинает экскурсовод. - Те депутаты всегда нам помогали.

- А нынешние были?

- Приходили. Но они только говорят много. Мы им – возьмите «Аврору» под опеку, как при Советах –головой покивают и ничего не меняется.

Про депутатские дела насчет крейсера известно – сначала увели проходивших службу моряков и не сделали «Аврору» официальным символом города. А потом этот единственный сохранившийся корабль еще императорских времен перевели из-под начала Военно-Морского Флота в ведомство музея. Все это вызвало не только опасения горожан, но и реальные неудобства: для того чтобы посетить «Аврору» сейчас нужно ждать, пока наберется группа. Свободный вход отменен после ухода моряков.

Теперь здесь можно найти только курсантов-нахимовцев.

В конце пытаюсь вызвать экскурсовода на откровенность:

- Скажите, что же будет с «Авророй»? Столько сейчас говорят…

- Дело непростое... Хотят ее на ход поставить. Конечно, если окончательно заменить обшивку 1905 года, поставить назад двигатели и винты... Но это будет уже не «Аврора», над ней все моряки будут смеяться! – тут он кривится.

- Так что, это она поплывет теперь? – какая-то женщина услышала наш разговор.

- Нет, денег у них нету… Решили вроде крейсер отбуксировать в док, на ремонт. Это дело правильное… Но мы тут живем все как на углях. Кто знает, чего они там, наверху, придумают…

Все выбираемся наверх, к солнцу и холоду.

На верхней палубе ветер сбивает с ног. Около носовой пушки фотографируются остатки нашей группы. Щурятся от солнца и ветра, но все явно довольны.

Рядом со мной стоит на дежурстве курсант в черной шинели.

На мой вопрос: «Что он чувствует, находясь на таком корабле?», будущий мореход расправляет плечи. В голосе звучит явная гордость за себя:

- А что тут можно чувствовать, только одно!

Что именно «одно» - не сказал. И так понятно.

Люди стекаются к трапу. Я вижу блестящую табличку, на которой написано:

«Участник русско-японской, первой мировой и великой отечественной войн».

А ниже: «Свидетель героизма и беззаветной преданности отчизне российских моряков».

Вот, что имел в виду курсант. За тех, кто служил на «Авроре», да и за сам крейсер можно чувствовать только гордость.

Владислав Квач

vkvach | 9 апреля 2013
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация