Отключите в Смольном свет

Как петербуржцы предложили решить проблему с ростом тарифов ЖКХ

В Петербурге за последний год плата за ЖКХ выросла на 48%. Это не помешало жилищному комитету объявить об увеличении платы за отопление в мартовских платежках еще на 20-30%. А ведь в начале марта вице-губернатор Василий Кичеджи, с некоторых пор курирующий ЖКХ, запретил «даже думать» об очередном повышении тарифов. Пока прокуратура Северной столицы возбуждает уголовные дела по нарушениям в данной сфере, петербуржцы выходят на митинги и выдвигают свои требования: отключить в Смольном свет и тепло, пока чиновники не разберутся с проблемой «по-человечески».

– Есть ли среди вас губернатор Полтавченко? – обращается организатор митинга к собравшимся на площади Ленина. – Ну или хотя бы его представитель?..

К удивлению выступающего, из толпы никто не отозвался и не поднял руки. В гуще митингующих то и дело мелькали силуэты седых усов, но на то, что одни из них окажутся губернаторскими, похоже, надежды не было.

На приглашение на митинг против роста тарифов ЖКХ Георгий Сергеевич не ответил даже вежливым отказом – просто промолчал. За него попытались ответить – правда, неофициально – другие высокопоставленные лица. За два дня до проведения акции зампред жилищного комитета Валерий Вогачев сказал в интервью «ЭХО Москвы», что, мол, не обязан Полтавченко посещать разные митинги – пусть ответ за повышение тарифов держат начальники управляющих компаний.

– Да этот Вогачев вообще в курсе как вертикаль власти строится? – возмущается коммунист Виктор Тюлькин. – Есть управляющие компании, а есть губернатор. Если компании делают что-то не так – губернатор должен дать им по шапке: это его обязанность… – Вы не подумайте, что я параноик, но я подсчитал, что в этом интервью зампред жилкома шесть раз повторил: «за все надо платить». Вот мы и платим за их зажравшуюся жизнь – за то, что их машины и квартиры становятся все краше и дороже. Когда у этих господ закончатся деньги, с нас начнут брать деньги за плохую погоду.

Тюлькин слезает с ограды фонтана, служащей трибуной митинга, под жидкие аплодисменты. Новость о том, что «господа зажрались», по-видимому, настолько не новость, что и говорить об этом становится неприлично. В ожидании дельных предложений пенсионерка Ирина Петровна науськивает двух других почтенных дам как не платить по драконовским тарифам.

– У меня по январской квитанции переплаты составили 4 тысячи рублей. Я что, дура, столько платить? Беру и не плачу. И вы не платите. Я сразу в Администрацию президента жалуюсь и вообще по всем проблемам туда пишу. Только вот там подонки сидят и мне одни отписки присылают…

– Ну а у меня переплаты где-то на 400 рублей вышли, – говорит пенсионер Валерий Абрамович.

– То есть вы не сильно пострадали? – спрашиваю.

– Знаете, я особо не в курсе, у меня вообще жена этими делами занимается. Но ведь и так понятно, что воруют у нас.

В том, что «и так понятно», были убеждены и другие пришедшие на митинг пользователи ЖКХ, не переплатившие в общей сложности больше 500 рублей. У кого-то «ТСЖ оказалось не таким вороватым», а кто-то – обычно из молодых – вообще не пострадал от увеличения тарифов и пришел на площадь Ленина просто возмутиться – всем и сразу. В числе таких возмущенных оказался и человек с плакатом «Верните нашу зарплату». Явная принадлежность обездоленного к диаспоре нелегальных мигрантов придавала этому одиночному призыву особую пикантность.

– А вот в Сове-етском Сою-юзе… – трибуна достается еще одному коммунисту, но более радикальному. На отрицание текущей действительности и блаженное закатывание глаз при воспоминании о былых временах – однозначно честных в сфере предоставления коммунальных услуг и прочего – публика отвечает недовольным гудением. Даже товарищ Ленин, памятник которому находится на другом конце площади, расположен к выступающему спиной: он смотрит и указывает своей медной рукой совсем в другую сторону.

Тем временем среди участников митинга проводят конкурс на «самую сумасшедшую квитанцию». Победителем станет тот пользователь ЖКХ, переплаты которого по квитанциям окажутся самыми высокими. Ему достанутся деньги из жестяной коробочки, стоящей на столе «оргкомитета» – это весь призовой фонд конкурса. В нее кладут деньги по «кто сколько может», чтобы компенсировать победителю переплаты по его сумасшедшей платежке.

– Ну, где, где этот Полтавченко?! – надрывается с ограды фонтана член партии «Другая Россия» Андрей Дмитриев. – Наверное, засел в своей молельной комнате, где он обычно скрывается от всех проблем.

Образ отсутствующего губернатора все еще продолжает преследовать выступающих: с главой города разговаривают, над ним смеются, уличают его и даже начинают ему угрожать.

– Требуем, слышите, требуем отключить в Смольном свет и отопление, пока не будут заморожены все тарифы ЖКХ и пересмотрены уже начисленные платежи! Пускай Полтавченко помолится в темноте и холоде – так ему будет проще! – кричит Дмитриев. – А что до заявлений федеральных властей, что они нас жалеют и обещают разобраться, так это все сплошной пиар. Смотрите, как они зашевелились, когда их бабло на Кипре попало под угрозу: сразу экстренное совещание собрали. А на нас им наплевать – мы не их бабло.

От кого именно требуется надавить на смольнинский электрорубильник, молодой «другоросс» не уточнил. Несмотря на то, что этот способ решения проблем с ЖКХ принадлежит скорей к области фантастики, чем к применимой программе действий, его главное положение нашло немалый отклик у собравшихся:

– От-клю-чи-те в Смоль-ном свет! От-клю-чи-те в Смоль-ном… - скандируют участники митинга.

Пока публика отвлечена повторением оппозиционно заряженных мантр, Дмитриев решает «под шумок» прорекламировать и остальные политические воззрения своей партии:

– Требуем национализации нефтяной и газовой промышленности! Требуем все отнять и поделить! Требуем! Требуем!..

Под требовательным и горячим партийцем – на углу ограды фонтана – стоит рослый кудрявый мужчина с высоким лбом: его очередь выступать. Без лишней эмоциональности, обстоятельно и кратко он скажет: «способ не платить городским властям по завышенным тарифам – есть». И добавит: «Только это серьезный разговор. Не для митинга».

Поставив водораздел между митингом и «серьезностью», человек – активист Иван Новиков, которого, впрочем, можно встретить почти на каждой городской акции протеста, – спускается с трибуны.

– Что это за способ? – объясняет мне Новиков после своего выступления. – Да простой, на самом деле. Я уже десять лет эту тему изучаю и ничего лучше создания органов местного самоуправления для каждого квартирного дома не придумал. Ну, наподобие ТСЖ. Соответственно, необходимо отказаться от услуг всех управляющих компаний, создать это товарищество и платить за свет и воду разным монополистам, обеспечивающих город ресурсами. Я, например, таким ТСЖ в своем доме уже 10 лет управляю и могу заверить, что мы за коммунальные услуги платим меньше всех в городе. Ведь у нас в стране как: цены по тарифам за ЖКУ совершенно ничем не обоснованы; как в том анекдоте: «Почему так дорого? – Да просто деньги нужны»…И здесь мы опять возвращаемся к вопросу, что абсолютно все надо брать в свои руки. А это, понятное дело, сложно: одних дворников нанять чего стоит. Боимся ответственности, вот и страдаем.

P.S. Победительницей конкурса на самую сумасшедшую квитанцию стала владелица двух комнат в коммунальной квартире на Петроградской стороне. Ее переплаты по квитанциям ЖКХ составили в общей сложности 205%. Среди призеров конкурса житель Лиговского проспекта, переплативший 140% от стоимости услуг прошлого года и петербуржцы с проспекта Науки и Гражданского проспекта, переплатившие около 70%. Организатор конкурса Тамара Ведерникова полагает, что самое большое завышение по тарифам было зафиксировано именно в историческом центре города не случайно. Она считает, что власти города таким образом пытаются освободить этот район Северной столицы и заселить туда угодных себе людей.

Валерия Лобжанидзе

valerija_lobzhanidze | 10 апреля 2013
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация