Артёму Макарскому 20, и он типичный представитель цифрового поколения, про которых сочиняют шутки о криках "пожар!" а Тwittеr'e. Его способность воспринимать информацию нарушает математические законы и статистику психологов, а осведомленность по всем вопросам, соперничает с Лентой.ру.
Он редактор газеты факультета, соредактор небольшого сайта о бизнесе и стартапах, занимается разработкой блога о Петербурге Реки и мосты», планирует начать вести страницу о сериалах: «в стол» написано уже на полгода вперед, и уже накипело. Опустим подписки и сообщества Вконтакте, которые он считает чисто развлечением.
Но сердце Артёма стучит в другом ритме: главным своим занятием он считает ведение блога, посвященного русской музыке, Foggy Youth.
-Расскажи о своей деятельности. Как ты позиционируеешь себя: критик, искусствовед, исполнитель, в конце концов?
-Всеми из вышеперечисленных.
-Такой человек-оркестр?
-Разумеется. В первую очередь, я играю на клавиатуре. Имею в виду, в программе «гараж бэнд» на компьютере. Я специализируюсь на вокальных ставках и звуковых дорожках.
-Электроника и...
-Нет, только хардкор, только победа. Ладно, это была попытка пошутить. Скажу, что я теоретик и практик музыки.
-Расскажи о своей публицистической деятельности. Что касается журнала «Vice»...
-Пользуясь случаем, я хочу передать привет журналу «Vice» и попросить их больше не писать мне.
-Что произошло?
-Нет, они выполняют мое пожелание и не пишут мне.
В основе своей я пишу о музыке, и главный человек, который считает, что я пишу хорошо — это моя мама.
-Она твоя муза и вдохновительница?
-Она президент моего фан-клуба, состоящего из одного человека.
-На чем ты специализируешься?
-Я специализируюсь на русской музыке.
-На каком-то конкретном периоде?
-Более-менее на всех. Но больше всего мне нравится начало 70-х, если ты об этом.
-Дело в конкретных исполнителях?
-Дело в том, что начало 70-х — это такое время, когда зарождались основные звезды. Выпустила свою первую пластинку София Ротару. Алла Пугачева пришла в ансамбль «Рецитал», если я не ошибаюсь. Расцвет советских ВИА: это «Песняры», это «Кобза», это, безусловно, Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба». Великое было время!
-Сейчас нам нечем удивить, мы живем былой славой?
-Я думаю, сейчас очень много копошения.
-Копошения? Что ты хочешь сказать?
-Ну, не копошение, какофония. Можно конечно, пенять на то, что в русской музыке сейчас нет героев, зато полно личностей, которые только взяли в руки гитару. Так было всегда, просто сейчас это сразу же появляется в сети. Появляется много русских групп, и они выкладывают продукты своего творчества на различные сервисы, типа SounCloud, BandCamp, VseSvoi.
-Хорошо это или плохо?
-Безусловно хорошо, ты можешь сразу послушать, понять, что это плохо и... больше не слушать.
-Таким же путем легко можно заработать популярность.
-Сейчас нет как таковой популярности. Ее не существет. Если молодой человек берет в руки гитару, он вряд ли будет популярен в широких кругах. И не то чтобы это не ново, просто сейчас популярная музыка — это продюсерский проект, а, на мой взгляд, лучше всегда то, что сделано человеком, а не командой пиарщиков, продюсеров, гримеров и прочих.
-Но у продюсерских проестов есть тенденция быстро вспыхнуть и погаснуть.
-На самом деле, вспыхнуть-погаснуть можно сказать про большинство сейчас. А ребята стиля Сансары и Моторамы — их же знает узкий круг.
-А Mujuice?
-Ну, если читать «Афишу», OpenSpace, Lookatme, то может сложиться впечатление, что Mujuice такой национальный герой. Но вот появилась у Урганта группа «Помпея», и все, кто смотрит «Первый канал», говорят «о, группа «Помпея», никогда о них не слышал, крутые очень ребята». То есть, когда Mujuice появится на «Первом канале» можно будет ожидать какого-то всплеска интереса. И те люди, которые говорят — в чем они, конечно, не правы — что Mujuice не нужен никому, кроме кучки хипстеров, они могут потерпеть глобальное поражение после этого.
-Вы считаете, что главное воздействие оказывает телевидение?
-Да, как это ни странно, телевидение до сих пор является гарантом и двигателем популярности человека. А интернет есть далеко не у всех.
-Бабушки в Рязани теряют от того, что не знают Mujuic'а?
-Нет, речь не о том, очень многие просто не хотят целенаправленно искать музыку. Допустим, ты внезапно посмотрел передачу и там играет какой-то исполнитель, который тебе понравился, а ты о нем раньше не знал. Вот он, знак судьбы, отлично.
Люди разленились, им нужен какой-то проводник, чтобы он говорил раз в неделю «послушайте вот это и вот то». Чемя я и пытаюсь заниматься.
-А как насчет концертов. Вот Red Hot Chili Peppers впервые приезжают к нам...
-Red Hot Chili Peppers приезжают не в первый раз. Они уже были на Васильевском спуске в 1999 году.
-Если приписать себя к аудитории, слушающей RHCP, этот факт означает, что... нам было по 7 лет.
-Да, нам было 7 лет. Мы это пропустили. Мы пропустили Garbage, Foo Fighters, Smashing Pumpkins, Animal Collective, The National, Sigur Ros...
-Потому что мы об этом даже не подозревали...
-Да, именно. Мне не помогло даже то, что я читал русский «Rolling Stone», когда он только начинался. Сейчас это, наверное, более постыдно.
-Постыдно? А ты не хотел бы работать на русский «Rolling Stone», потому что, как мне известно, предложение-то поступало?
-Нет, нет, сейчас нет.
-Почему так категорично?
-Сейчас он очень испортился. И главреду «RS» сейчас очень не просто: ему каждый раз приходится заполнять пространство между рекламой.
-А Vice?
-И Vice — нет.
Там странная сейчас тема, они за год выпустили всего три номера — это очень мало. Директор Vice по миру сказал, что ему присылали больше pdf-макетов. Сдается мне, это немного аферистичная история.
И очень странно, что я говорю такое о Vice, но им не хватает какого-то угара. Вот это, пожалуй, надо будет вырезать.
Допустим, я в прошлом году был на фестивале в Польше — он называется Heiniken Openair — это небольшой фестиваль, но там был Vice польский. Номер, посвященный психоделике, и на обложке крупным планом рот некой девушки с маркой экстази на языке.
И вот, русскому Vic'у не хватает такого. Буйства, протеста.
-Это ведь довольно частая история, когда издание русифицируется и предает все традиции и идеи, на которые опирается оригинал.
-Самое странное то, что музыкальные рецензии русского Vic'а, они как раз типа «угар»: «я послушал эту фишку, он мне дико не понравился, я отправил его родителям, потому что они били меня» — это почти полная цитата на диск Марии Минервы. А, опять же, в польском Vic'е нет двоякого разделения на «отстой» и «круто», они ставят оценки по 10-бальной шкале, как любое нормальное издание. И, насколько мне позволяют мои знания польского, я прочел пару рецензий, там нет никакого стеба. Это и более-менее вдумчивый музыкальный анализ, и, в то же время, доходчиво все объяснено.
-Насчет музыкального анализа, есть ли сейчас личности, кому можно смело доверять и на кого можно было бы ориентироваться?
-Все мои знакомые, которые хотят что-то делать на ниве музыкальной критики, они почти все филологи, и поэтому ориентируются на Александра Горбачева из журнала «Афиша». Потому что он филолог.
Два года назад я любил покупать «Афишу» и смеяться над опечатками, странными фразами типа «Том Йорк дышит фонемами» в рецензии на Flying Lotus. Я простить им этого до сих пор не могу, потому что фонемами нельзя дышать вообще.
Спустя какое-то время у меня появилось глубокое уважение именно к Горбачеву, потому что он попытался продвигать русскую музыку путем концертов. Проект назывался «Среда Горбачева». По средам, как можно догадаться, в клубе Б-2 проходили концерты. Мне, правда, до сих пор не понятно, как люди оценивали и ходили, потому что на «Ночных грузчиков» без всякой рекламы пришло 200 человек — это нормально для клубного концерта. А на «Комба БАКХ» — человек 20. У меня есть их диск, и я бы очень хотел сходить на их концерт, но они вряд ли приедут в Питер. А это очень хорошая группа.
-Видимо, широко известная в узких кругах из 20 человек?
-Это костромской православный хип-хоп. Я понимаю, что это звучит дико, но это, на самом деле, нормально.
-Но масса случаев о том, что людей портила слава. Они писали что-то для себя и от души, а потом приходит какая-то маломальская слава, они предают свои идеи, чтобы просто заработать. К примеру, «Ленинград» красноречиво заявляет: «Снова живы...»
-«Снова живы для наживы». Честно, у меня есть в запасе такая фраза, я ее один раз где-то уже использовал, поэтому, я к сожалению, не могу ее использовать сейчас. Но мне хочется ее использовать каждый... я говорю постоянно использовать... Дак вот, к этой фразе, использующейся мной в каждой рецензии на группу «Ленинград». У них есть песня «Надоел», в которой говорится «ты просто надоел», только менее нормативно. Собственно, это мои претензии к Шнурову. Они постоянны: (нараспев) ты просто на-до-ел.
Конечно, популярность давит на человека. Вот третий альбом Noize MC — это не альбом, по сути. Это больше похоже на такой термин, присущий рэпу, как микстейп — все, что нашлось по сети с учатием исполнителя, какие-то коллаборации... совместочки. У альбома нет общей темы, это просто 21 трек, большая половина — я считал, честно — она уже была в сети до реализации. То есть, он их просто объединил. «Вот я записал... — сейчас я буду цитировать рецензию с портала Rap.ru — вот я записал песню для гугла, вот я записал песню для «Зенита» против расизма, вот я записал песню вместе с Сергеем Шнуровым». Как дневничок.
Я не знаю, как он назовет свой четвертый альбом, потому что первый альбом назывался «Лучшие хиты. Часть 1». Второй альбом назывался «Последний альбом», третий называется «Новый альбом». Четвертый альбом будет называться либо «Альбом Noiz'a MC», либо «Четвертый альбом», либо «Альбом». Альбом «Альбом». Хотя это у кого-то уже было... Я, как обычно, что-то припоминаю, но, как обычно, конкретики у меня нет.
-Какие еще порталы ты читаешь и можешь порекомендовать?
-Я читаю множество всяких блогов, изданий: «Афиша», OpenSpace, Lookatme, Rap.ru — там очень сильная для своего жанра составляющая, очень много зашоренных таких пользователей, которые оставляют комментарии, вроде «что это за рэп, давайте нам Ноггано!» или «N1NT3ND0 записал отвратный альбом», хотя у N1NT3ND0 альбом хороший. Я не боюсь в этом признаться.
Я читаю порталы разных городов, например TOP10.ua — он посвящен новостям культуры Киева. Там часто пишут о новых украинских исполнителях. Потом, BigCityBuzz и блог Tesnota мне очень нравятся — это отличные екатеринбургские проекты. Guerilla, Vice, есть новый блог под названием Swickd. Еще Big Echo — блог о всяком чиллвейве, хипстерской музыке. Очень хороший музыкальный раздел у интернет-отделения журнала Interview.
Порталов и изданий о-о-очень много, я перечислил только русские и связанные, по большей части, с новой русской музыкой. Но не могу не упомянуть калифорнийский блог Far From Moscow, где русист-энтузиаст Дэвид Макфадьен каждый день пишет про три новые русские группы. Половина тех, о ком он говорит, не известны не то что даже широкой публике, но и для тех, кто на музыке специализируется становится открытием.
И еще есть неплохая радиопередача «Обратная сторона Луны»: там рассказывают о 5 новых альбомах, это очень интересно. Правда, они выкладывают стенограммы своих записей, и я их просто читаю.
-Что скажете о радио «Аэростат»? И о «отцах» русской музыки, в ключе «Цой жив!». Живы ли они?
-БГ — святой и от него сияние исходит.
Михаил Прохоров недавно употребил очень уместное слово «старец». Правда, он это сказал о других участниках президентской гонки, назвал их старцами. Вот я его уместно процитирую. Емкое слово. (ни интервью, ни его участники никоим образом не связаны с фондом Михаила Прохорова и прочим. Просто слово по душе пришлось — прим. редакции). Они все именно что старцы: и Кинчев, и там Бутусов какой-нибудь, и Шевчук... Шевчук — молодец.
А БГ — переслушиваю его постоянно. И «Русский альбом» — это потолок для отечественной музыки. Да для музыки в целом, что стесняться.
Цой? Про него все думают, что у него одна песня, которую он тянул постоянно. Как пошутил один русский исполнитель, его любимая песня у Цоя называется «Я-кореец-железный голос». Песни такой нет, это просто описание творческого метода Цоя.
-А что насчет поп-музыки, нужна ли нам она вообще?
-По поводу этого есть замечательный пример из сериала «Реальные пацаны»... Кхм, да, я не чураюсь ничего этого, это отечественная культура.
Собственно, пример. Героиня сериала сидит, у нее очень плохое настроение, она уже готова заплакать. И тут она включает магнитофон — да, у нее стоит магнитофон — и там начинает играть песня Земфиры «Блюз». Но героиня думает: так, ммм, чего-то не хватает. И вместо Земфиры ставит кассету группы «Руки вверх». И жизнь как-то сразу становится приятнее. Она понимает, вот оно, то, что надо! А Земфира — нет.
И, я думаю, что если песня вязнет на зубах вот сразу — это хорошая поп-песня.
-Я тоже могу процитировать песни «Руки вверх», но стыжусь этого.
-Не вижу в этом ничего постыдного. Это такое guilty pleasure — постыдное удовольствие.
-Противоречишь сейчас себе.
-Ну да, это очень противоречиво. Просто явление guilty pleasure перестает быть постыдным и остается просто pleasure. Слушаешь Леди Гагу — никакого стыда.
Я говорю о том, что поп-музыка становится более человечной и ближе тем, кто отворачивает от нее нос. Мне кажется что Ивана Дорна и Ёлку можно слушать без отвращения.
-Ты, должно быть, посетил недавний концерт Дорна?
-В последний день у меня появились на него деньги, я же бедный студент, но все билеты были уже проданы. Но вот, я правда планировал.
Когда я послушал его песню «Стыцамэн» — а прослушал я ее 8 раз подряд — это действительно привязчивая очень композиция, следовательно, можно говорить о ее высоком уровне.
-Что скажешь насчет таких проектов, как «Киберкрестьянин» и Валентин Стрыкало?
-Это разные вещи. Мне кажется, Юрочку испортила слава.
А «Киберкрестьянин», их песня «Танцуй и повинуйся» — она замечательная. А «Алконокия» — это для тусовщиков петурбургских, мало кто поймет.
-Вот насчет петербургских тусовщиков. К ним относятся,в целом к поколению, как к бездельникам, которые не хотят ничего, только веселиться, никаких позиций и политических взглдяов...
-Насчет политических взглядов я бы поспорил.
-Фотографии с Гостиного двора на iPad?
-Они начали хоть что-то делать. Ну да, так было всегда — трава была зеленее.
И скажу то, что Цой 25 лет назад сказал: мы будем делать, что захотим, а сейчас мы хотим танцевать.
И мы танцуем.
Алёна ПЫЛАЕВА
***
4 самых ожидаемых русских альбома от Артёма Макарского:
1.Во-первых я жду от Mujuic'а те электронные темы, с которыми он ездит с dj-сетами по стране. И мы узнаем, после выхода мультфильма, к которому он писал саундтрек, что вот есть саундтрек и писал его Mujuice. А то часто так бывает, что мультфильм выходит, а мы и не знали.
2.Неназванный альбом Земфиры. Судя по тем двум песням, которые она сама выложила в сеть, готовится новая «Вендетта» прямо. Не знаю, будет ли это воскрешением былой Земфиры, потому что ее тексты очень упростились, и звучит это, извините, как Padla Bear OutFit. Но я — за.
3.Очень жду третий, который на самом деле второй, альбом московкой грппы «Общежитие». У них был двойной альбом «Я проснулась», где они 8 минут читали Павича, 7 минут Достоевского... Они просто очень хотели показать свою эрудицию. Это даже не филологические девы, мне кажется, они все там историки. Они записали альбом «Зерно», с которого 5 песен появилось в сети. Очень хороший альбом, настоящие песни. А потом они пропали. Альбом не вышел в сети даже, а они начинают записывать новый альбом «Месторождение». Мне кажется, это будет достаточно интересно
4.Дебютный альбом Ивана Дорна. Он выйдет в 20х числах мая. Это очередной пример того, что Украина в плане поп-музыки уделывает Россию. Не хватает нам таких простых поп-песен, замешанных на традиции белого соула. Ну и вообще Ваня молодец.