«Фотограф Роберт Капа, работавший во время Великой Отечественной, говорил: «Если твоя фотография не достаточно хороша, значит, ты был не достаточно близко к событиям» - Валентина Свистунова, штатный фотограф информагентства «Интерпресс».
Фотоаппарат, рюкзак с ноутбуком и поясная сумка с объективами, их пять, - стандартное снаряжение на любую съемку. Если повезет, и редактор отправит снимать в центре, где Валя живет в одной из питерских коммуналок, то ВМХ, быстро и бесплатно.
- Я увлеклась фотографией еще в детстве, в 14 лет. В 99-м во Владивостоке, блуждая по городу, снимала все что вижу. Удивительный город, то есть центр самый трущобный, раньше там были опиумные курильни, огромное количество китайцев, не сравнить с самой забытой подворотней Петербурга. А когда проявила пленку, поняла, что ничего не сняла, и вся моя поездка – это технический брак, но это ощущение, что я «что-то» вижу, когда смотрю через объектив фотокамеры, захватывает.
- Тогда был пленочный «Зенит». Сейчас многие камеры позволяют просто нажать на кнопку, и все, остальное она сделает сама. Имея его и не имея опыта можно отснять конкурентоспособный материал. Редактору, по сути, все равно кто и как снял. Важно, что прислано первым, главное – новость. Не важно, что ты сделал самый крутой кадр, с самого необычного места.
- Мне всегда было интересно действие: демонстрации, митинги, акции протеста... В 2003 произошло знаковое знакомство с фотографом из ИТАР-ТАСС. Одна из моих фотографий прошла, и с тех пор я периодически для него снимала. Больших денег это не приносило, но я тогда знала, что определенные связи мне пригодятся. Совершенно случайно, попала в политику. Снимала закрытые заседания. Приходило понимание всей системы.
- Это было на первом курсе. Я поступила в архитектурную академию, хотя должна была поступать в школу МВД, как отец.
- Для меня фотография, гораздо больше, чем просто работа. Она позволяет выражать себя. Технике можно научиться за очень короткое время. Но если не можешь правильно выстроить кадр, если его не видишь, это бесполезно. Очень много существует композиционных законов, даже им можно научиться. Кадр нужно чувствовать. Вокруг существует жизнь, кипит, наполнена событиями, а ты должен уместить чувства, эмоции в один кадр и им же донести новостную информацию. Необходимо поймать эмоции людей в этом событии, переложить их в некую графику, чтобы маленьким кадром, которым ты, по сути, останавливаешь время, показать его людям, которые не видят происходящего.
- Студийная работа в агентстве, которая охватывала и новостную, и портретную съемку, дала мне понимание света. Студия более предсказуемая. Эмоции при съемке в судии имеют большую степень наигранности. Редко на постановочной фотографии проявляются искренние чувства. Автор искусственно «выжимает» из человека, либо то, что ему нужно, либо то, что нужно автору. Добиться там честной фотографии не просто. Но многие этим и не занимаются, а делают штампованные картинки, имея пару заготовленных ракурсов. Иногда модели, которые знают, как они выглядят хорошо, иначе никак не встанут.
- При репортажной съемке события настолько сильно развиваются, что ты постоянно находишься в них и они не поддельные. Я стараюсь подходить максимально близко, чтобы увидеть чувства этих людей. Но не всегда принимаю то, что происходит, или поддерживаю людей в их стремлениях. Стараюсь быть объективной. Но была одна съемка, когда я полностью проникла в жизнь, быт, окружавших меня людей. Я жила в женском монастыре, по их расписанию, соблюдала все каноны, молилась. Единственное отличие в том, что мое послушание заключалось в их съемке. Во время молитвы в храме мне было трудно переключиться и снимать. При разграничении себя как личности и как профессионала ставится одна задача – работать.
- В перспективе я рассматриваю только журналистику, несмотря на конкуренцию в этой сфере. Она лишь заставляет двигаться. Можно устать от темпа, в котором приходится работать и жить: что-то произошло, побежала, несмотря на время суток, на погоду, отсняла, быстрее-быстрее скинуть редактору, но не от самой работы.
- Возможно, в будущем начну снимать более вдумчивые фотографии о месте, о человеке, о последствиях чего-либо. Снимать истории, искать судьбы и события. Пусть это будет не новостная фотография, но это будут люди, отражающие историю, современную эпоху.
Юлия Веселова