«Я – молодой»
А что значит молодость? Как определить понятие «Я-молодой»? Как назвать химическую реакцию, которая протекает от кончиков пальцев и до самого сердца, когда тебе 17 лет? В новогоднюю ночь я познакомилась с мальчиком с филологического факультета СПбГУ. В шапке с огромными лосиными рогами он знакомился со всеми вокруг, искренне обнимал каждого, предлагал выпить и после очередного тоста начинал обсуждать бессмысленность изучения польского языка, декламировал свои стихи и жалел, что поет он хуже, чем читает. Спустя несколько месяцев, я узнала, что у нас с ним масса общих знакомых. Однако большинство знало Артема Болотниковакак начитанного мальчика, личность с активной гражданской позицией и четкими политическими взглядами, ярого участника митингов и вокалиста известной на филфаке рок-группы. На встречу со мной Артем пришел в длинном черном пальто, костюме и галстуке – после интервью он идет с мамой в филармонию. Противоречивый образ. А может это и есть определение молодости – противоречивость? Примерка разных костюмов, смена декораций – игра, в которую уже не поиграешь, повзрослев?
«Без масок»
-Давай начнем с места в карьер: кто ты?
-Много титулов (смеется). Кандидат в мастера спорта по бальным танцам, выступал полгода за США. Сейчас я еще пиар-директор в coworking проекте Insight*. Учусь на филфаке на первом курсе. Играю в группе**.
-А как бы ты себя охарактеризовал в одном словосочетании?
-Подающий надежды.
-Тебе трудно вот так раскрыться перед незнакомым человеком?
-Нет. Без масок.
-А если перейти от частного к общему: современное молодое поколение считаешь открытым или закрытым? Открытым для окружающих или спрятавшимся за аватарками вконтакте, постами в твиттepе, цитатами умных людей?
- Скорее закрытым, да. Слишком лицемерным общество стало.
-Ты пессимист?
-Я реалист.
-А раньше общество было более открытым?
-Раньше было меньше возможностей скрываться. Раньше не было социальных сетей, Интернета - возможностей так часто лицемерить. Конечно, лицемеры существовали и тогда. Я не говорю, что было лучше: было также, просто сейчас это более понятно, более видно. Но раньше были такие понятия как товарищество, дружба, честь. Сейчас все это уже размылось.
-Согласна, да и гораздо удобнее, когда есть заготовленные образы, умные фразы…
-Так и есть. Люди боятся быть собой, делать то, что они хотят.
-А ты не боишься?
-Нет.
-Верю. Достаточно вспомнить нашу с тобой первую и единственную встречу, когда ты был с лосиными рогами на голове… Необычное первое впечатление. Ты можешь сказать, что любишь эпатировать людей или просто тогда было такое настроение?
-Нет, почему? Это классно - эпатировать людей. Это обалденно. Почему нет? Вызывать шок –классно. Я очень люблю. Все равно, кто там, что будет думать.
-То есть тебе нравится быть скорее на сцене, чем в зрительном зале?
-Лучше за кулисами.
-А те, кто за кулисами, потом все равно выходят на сцену…
-В конце. Под аплодисменты (смеется).
-То есть все-таки режиссёром?
-Да.
«Смесь князя Болконского и Сергея Довлатова»
-А какого человека ты считаешь примером для себя? На которого стоит ориентироваться?
-(Задумывается). Наверное, смесь князя Болконского и…Сергея Довлатова.
-Странная смесь. Помнится, Болконский пострадал за свою гордость. Может ли он быть примером в жизненном отношении?
-Поэтому я и назвал Довлатова. По-моему, гордость, честь – это единственное, что остается у человека. Всегда. Но надо всегда знать грань. Гордость не порок. Гордыня плохо.
-А как ты считаешь, у человека в 17 лет должны быть авторитеты или нужно доходить до всего самому?
-Даже не знаю. Книги огромную роль играют, но, тем не менее, должны быть внутренние переживания. Любовные, семейные - все это нужно испытать. Я, например, хочу попробовать все пережить. Мой отец говорит: «Ты не жил столько, сколько я, ты ничего не знаешь». Не согласен, много то, чего он не знал в моем возрасте, я знаю.
-Но он же сравнивает со своим возрастом.
-Понимаю. Мои знания могут превосходить его, но при этом у него жизненного опыта больше, больше опыта в общении с людьми, потому что он видел больше. Хотя все равно зависит от человека. У моего отца достаточно интересный жизненный путь, в связи с его переездами, сменой городов, сменой сфер деятельности. А есть люди, которые все время живут в одном городе, занимаются нелюбимой работой, а на лето выезжают в Турцию или в Египет, а в СССР - в Сочи. С таких людей пример точно не нужно брать.
-Почему? Они же не виноваты, что у них такая жизнь, может они…
-Виноваты.
-Что не изменили ее?
-Да. Ты вершишь все. Это твоя жизнь: не нравится - меняй.
«Убогая стабильность»
-Тогда почему ты вначале сказал, что сейчас лицемерные люди, пессимистичное будущее? Это ведь значит, что ты и я мало делаем, чтобы изменить что-то.
-Нет. Просто каждый гнет свою линию. Сейчас такая тенденция. Люди хотят быть лучше, выглядеть лучше, чем они есть: красивее, умнее, бегают за какими-то благами, материальными конечно. Грубо говоря, у нас идеалы сейчас другие. А политическая ситуация вообще сейчас жуткая.
- Но вот за это мы и отвечаем.
- Мы отвечаем, да, только большинству неинтересно. Большинство получило то, что оно хотело. В советское время не было компьютера, не было шмоток из H&M, не было Кофе Хауза, теперь люди получили это. Компьютер с торрентом - что еще надо человеку? У него есть какая-то зарплата, он может платить за интернет, ходить в кинотеатр по выходным, в торговый центр, и он отлично себя чувствует. У него есть эта убогая стабильность. Ему и так хорошо, у него появилась зона комфорта, из которой он не особо хочет выходить. Это даже видно по тому, что в основном буржуазия выходит на все митинги, не низшие слои. У буржуазии тоже все хорошо, но она понимает, что можно...
-Что можно лучше. Опять же, может, это вопрос рамок. А почему ты стал участвовать в митингах?
-Во-первых, прижало. Во-вторых, я начал участвовать во всем этом еще задолго до выборов. Хотя митинг сейчас это фигня, самый лучший вариант – делать акции, короткие, быстрые.
-А среди твоих знакомых все сознательно участвуют в митингах?
-Да, из моих знакомых, все.
-В скольких митингах ты участвовал?
- 6, 7, 10, 24 декабря, 4 февраля, потом 5 и 10 марта. 4 февраля это был последний митинг. 5 марта я пошел, потому что это был несанкционированный митинг, но всех просто тут же забрали.
- А вначале ты верил в то, что митинги помогут?
- Вначале, 10 декабря, на митинг все шли как на революцию, все боялись, но все шли, шли с кастетами, с битами, все ждали сигнала. Было состояние натянутой струны. Мы пришли, и эта струна должна была лопнуть. Но ее просто спустили. И вся зима была такая. Нам говорили, что собирают людей, информируют, а теперь что? Теперь пришел Путин официально. Я очень разочаровался, но потом стал пытаться что-то делать сам: раздавал листовки, но толку немного. Я часто выхожу со своими пикетами, просто стою где-нибудь в углу около филфака. Я недавно делал пикет на Гостином Дворе, меня газета «Бумага»даже сфотографировала. Я был в маске анонимуса с плакатом про демократию.
-Значит, ты веришь, что будет какой-то результат.
- Моя цель – лишний раз дать людям задуматься. Я не выхожу с банальными плакатами: «Путин - вор», «Единая Россия – партия жуликов и воров». Моя позиция, чтобы народ больше думал. Чтобы раскрыл глаза и начал вообще смотреть по сторонам. Сейчас просто период, напоминающий правление Брежнева. У нас есть жесткая цензура, особенно по телевидению и естественно в печати, у нас есть полицейские, которые ловят активистов и ломают им ноги. У нас есть партия, которая правит и принимает непонятные законы, которые ущемляют права человека, неотъемлемые права человека. Яркий пример – закон, вступающий в силу 1 мая.
- Почему же нельзя сопротивляться произволу власти?
- Это проблема системной оппозиции. Дело в том, что людям «парят мозги», и, причем очень современно, как раньше не делали. По телевизору говорят, что оппозицию спонсирует США, в газетах пишут, что революционерам живется плохо, а в Интернете дают ложную информацию. 10 марта должен был состояться марш несогласных от площади Восстания до Исаакиевской площади, и в разных больших группах вконтакте дали разное место и разное время начала марша. В одном было написано, что в пол второго встречаемся у БКЗ, в питерской группе дали, что в два встречаемся у восстания и еще где-то написали, что вообще у Гостиного двора! Ну и что это? Это дезинформация. И всех повязали. Несогласованный митинг, сопротивление полиции – две статьи дают всегда.
-Мы упустили еще одну возможность что-то изменить?
- Еще не все потеряно. Путин пришел, нужно активно действовать: брать ГосДуму, толпой идти на нее и взять. Объявить о чрезвычайной ситуации, выбрать Временное правительство. Хотя бы в Питере, просто региональное правительство. А то, что мы просто выходим покричать, это уже смешно. Но надо подождать. Возможно, не надо ничего делать, все это действительно проплачено госдепом, а Путин хороший человек, и действительно спасает нас от порабощения Америкой. Мы же ничего не знаем.
«Я делаю то, что хочу»
- Тогда лучше поговорим о том, что знаем. Какое твое самое яркое воспоминание из детства? Какое событие сильно повлияло на твой характер?
-Меня очень часто предавали. В начальной школе меня гнобил весь класс. Меня били, подставляли. Например, у преподавателя что-то пропало, все говорили, что это я взял. Потом в 4 классе у меня одноклассники пытались выбить деньги, я естественно ничего не отдал – побили. Я лег в больницу.
-Это безусловно повлияло на твои отношения с людьми в будущем.
- Я просто понял, что большинство людей в принципе продажны, и просто сокращаю круг общения. Очень много знакомых считают меня надменным, даже высокомерным.
- А почему у людей такой образ?
- Наверное, потому что я делаю то, что хочу.
-На филфак тоже пошел, потому что просто хотел?
- Сдуру пошел, честно скажу. В восьмом классе хотел хирургом быть. Сдавал биологию, но поступил только в Лесгафта на тренерский. Потом решил идти на журфак, но передумал. Я хотел пойти на русский как иностранный, но попал на кафедру славянских языков – учу польский и английский. Но на самом деле сейчас я уже думаю перевестись на журфак.
-А почему именно на журфак?
-Я просто не вижу, как применить знания, полученные на филфаке. Вообще не вижу. На журфаке есть то, что имеет место в реальной жизни. На филфаке же я изучаю звуки, буквы, и это все на бумаге. Филология – это наука ради науки. Я не собираюсь тратить четыре года на это. Лучше в армию отслужу. В армии и то больше жизненного опыта.
-То есть ты хочешь служить?
-Да, но после университета. У меня и дед служил, и отец военный запаса. Прадед был офицером еще при императоре.
-А не боишься, что наша армия - это дело случая?
-По-моему, везде все зависит от тебя. Опять же понятие чести, какие бы отмороженные придурки там не служили, там все еще существует. Если ты ведешь себя как мужчина в армии, тогда все будет хорошо. По-товарищески.
- А ты все-таки считаешь, что в армии есть проблемы? Нужно как-то ее реформировать?
- Нужно сделать, как в США, по контракту. Чтобы все, кто служит в армии, получали деньги, тогда народ пойдет. Так будет лучше, нежели наркоманов отлавливать. Человек без стержня, да, он в армии загнется. Это, конечно, школа жизни, но приходить туда надо уже подготовленным. Меня, например, в детстве пороли, так что синяки оставались.
- А за что били?
- За то, что я делал то, что хотел. Помню, один раз выкинул из раздевалки в окно паспорт и духи девочки. Мне было года четыре. За то, что не тренировался - у меня же родители хореографы, у них своя танцевальная студия. Но сейчас я бросил, и не бьют. (Смеется).
- Но ты говоришь, что все равно делаешь, все что хочешь. Порка не помогла?
- Нет, почему? Просто когда тебя бьют ремнем, у тебя потом иммунитет от боли. Ты готов к тому, что будет больно, ты понимаешь, что будешь наказан, но переступаешь через этот страх. Я, может, поэтому и хочу пойти в армию, потому что после армии ничего не страшно. Конечно, это негуманно, но мне много чего запрещали в детстве, жестко наказывали, но зато появился «Я». С гигантским набором интересов и занятий, как это по-нарцисски бы не звучало.
- А каким ты был ребенком?
- Я очень любил мстить взрослым. Всякими необычными путями: прилеплять клеем сапоги к полу, закрывать кота вместе с обувью в коробке, и он ходил туда в туалет. Но меня чаще всего раскрывали, и я снова получал. Единственное, что я, наверное, с детства терпеть не могу, это предательство. Даже у Данте последний круг для предателей. Когда меня один раз предают, я потом просто перестаю общаться.
- А сильно ты изменился, став юношей? Почувствовал, что года становятся богатством?
- Да. Я стал добрее, стараюсь делать хорошо, помогать больше.
«Герои только в книжках…а сейчас время проб и ошибок»
- Сейчас ты можешь сказать, что ты тот самый молодой герой, который изменит мир?
- К сожалению, герои только в книжках. Одному нельзя ничего сделать, можно попытаться, но против толпы не пойдешь.
- А не боишься, что не самореализуешься?
- Нет. Часто люди говорят: хочу сделать что-то, но затем идет «но» и какая-то причина. Я рассуждаю по-другому: хочу сделать это, так мне мешает это, значит, убираем его и делаем. Помню, как мне запрещали заниматься паркуром, а там нужно было заявление от родителей, чтобы записаться, я посетовал-посетовал и стал прыгать с людьми, которые на улице, а потом пошел в другой зал, где уже не надо было заявлений, и научился, чему хотел. Просто делаю и все. Меньше разговоров. Иногда, не всегда, нужно меньше разговоров и больше дела.
- Если это у тебя получается, то можно только позавидовать. А ты сейчас можешь сказать, что на 100% доволен собой? Тем как начинается твоя молодость?
- Нет. А кто может быть доволен? Всегда хочется большего же. Разве нет? Это человеческая жадность. Хотя… доволен, конечно. Чего мне жаловаться? Все только начинается.
- А что значит, для тебя быть молодым?
- Время проб и ошибок.
- Старости не боишься?
- А доживу ли? С таким образом жизни (смеется). А вдруг когда я уже состарюсь, можно будет поменять органы и снова быть молодым? Хотя в любом случае дожить надо. Я, может, сейчас выйду, и меня машина собьет. Ко всему нужно спокойно относиться. Не надо бояться. Во что веришь, то и есть.
*Проект Insight–это типа офиса, куда смогут приходить люди и заниматься, чем угодно. Кто работать, кто учиться, да хоть пары прогулять. Очень часто хочется найти такое спокойное место, чтобы посидеть и не платить много, где не будет никаких соблазнов. В метро не всегда удобно, дома могут родители быть. Легче прийти туда, заплатить 50 рублей, у тебя будет чай, печеньки, wifi. Можно лечь, сесть за стол, воспользоваться сканером, принтером. Можно пообщаться там с кем-то, либо поспать вообще. Это все до пяти часов, а с пять там начинаются лекции: т курс лекций или одиночные лекции, какие-нибудь акустические концерты, ночи кино, показы фильмов, игры, английский клуб. Все это организовано девочкой с филфака, тоже первокурсницей. Ребята снимают помещение и сами сделали там ремонт. Лекционный курс стартует с мая.
**Артем – вокалист в рок-группе «Thewalls». Группа существует с сентября, пока мало выступает, репетирует, пытаясь достичь профессионализма. «Thewalls», название не случайно - все мы ищем причины, сооружаем стены на своем пути, а их надо просто перелезть и все.