ЖИЗНЬ ЕГО И ЕЕ. ПОД ПАНЦИРЕМ
Порой, у молодых людей получается показать внутренние переживания страны и каждого человека в отдельности лучше, исходя из услышанного от предков, прочитанного в книгах, чем у тех, кто всё это пережил. Да и чувства новоиспеченные актеры могут изобразить одним движением кисти или брови, да и бровью этой пошевелить они могут необыкновенно эффектно.
1 мая в концертном зале «У Финляндского» зритель Санкт-Петербурга вновь увидел работу ученика Р.Виктюка Дмитрия Бозина и пианистки Анастасии Животовской. Дмитрий Бозин предстал в новом неожиданном для зрителя амплуа - режиссера и поэта.
«Черепаха» - приглашение к диалогу о любви. Сочетая могущество рояля и непередаваемую силу исполнения стихов, артисты рассказали историю, где Он и Она делятся своими чувствами на языке страсти. Стихи И.Бродского, произведения М.Цветаевой, музыкальное оформление – С.Прокофьев, Д.Гершавин, Э.Григ, - Д.Бозин и А.Животовская живут своими героями, вместе с ними сгорают от одиночества. Особая музыкальная ткань, движение, интонация и тембр – средства воздействия на зрителя. Люди в зале сидели неподвижно, когда пальцы Анастасии соприкасались с клавишами, у всех захватывало дух, когда Дмитрий брал высокие ноты, а потом неожиданно начинал падать голосом вниз.
Перед началом спектакля мы решили встретиться с артистами и узнать поподробнее об их совместном творчестве.
- 5 лет назад состоялась премьера «Черепахи» в Питере. Каковы ощущения сейчас, спустя столько лет, к чему пришли за это время? Как можете охарактеризовать плод Вашего творчества?
ДМИТРИЙ (далее – «Д»): За 5 лет «Черепаха»…окрепла. (улыбается) Так или иначе мы ответили на вопрос, который нам задавали чаще всего. Неужели вы думаете, что людям это сейчас интересно? И положительный ответ нас обрадовал, потому что, честно говоря, в самом начале, 5 лет назад, мы читали где-то в отзывах или слышали, что Дмитрий и Анастасия произносят какие-то непонятные слова. Так люди совершенно серьезно говорили о Цветаевой. Меня чтецы профессиональные, когда слышали то, как я читаю «Черепаху», спрашивали: «неужели вас люди действительно слушают?» «Ну, да». «А они что, медитируют в это время?» «Ну, в какой-то степени, да». «Но ведь то, как вы читаете Цветаеву, это какие-то старославянские камлания»…
В общем, за 5 лет мы ответили на все эти вопросы, собираются люди помедитировать, послушать старославянскую камланию, послушать в какой-то степени языческие стихи, языческие ноты, потому что, с нашей точки зрения, то, как звучит Прокофьев, Свиридов, это восхитительно. Настя великолепно чувствует музыку.
Еще, за 5 лет я обратил внимание, была такая реакция, люди, сидящие в зале, слушали и думали: «так, мы не понимаем, о чем они говорят, но, кажется, они сами понимают, о чем говорят. И почему-то у нас ощущение, что вот эти двое, они уверены в том, что они говорят». И в этой уверенности они почувствовали доверие к нам и, доверившись, стали приходить в зал еще и еще раз.
Подходит Анастасия, и Дмитрий, не медля, зовет ее присоединиться к беседе.
- Настя, хочется из Ваших именно уст услышать, как так получилось, что вы с Дмитрием вместе выступаете на сцене?
Анастасия (далее – «А»): Я пришла как-то к нему, говорю, «я хочу сделать Вам подарок», такая скромная, «я хочу сыграть Вам на рояле». И он с удовольствием мой подарок принял.
Д: А у нас разбитый рояль в театре был…
А: Да. И мы как-то сразу решили, что нужно что-то сделать. Но не было времени и было очень трудно. У него как раз началось восстановление «Служанок». И мы осуществили эту идею через 4-5 лет. Уже всё зато созрело. И музыка была уже подобрана, и Дима уже стихи написал. Очень быстро сделали всю программу, и за 2 недели у нас был уже готов спектакль.
- Невероятно быстрые сроки…
Д: К этому времени был наработан материал у каждого, и у нее, и у меня, и, единственное, наибольшее время ушло на то, как ты (обращается к Анастасии), изобретала музыку для моих стихов. Настя выступила в роли композитора и это ей невероятно удалось.
А: Достаточно быстро всё получилось.
- Настя, вы заканчивали консерваторию?
А: Я еще учусь в ней. 3 курс консерватории московской.
- Дмитрий, берег моря рассказал Вам, какой должна быть Саломея, а кто Ваш герой в этом спектакле и где Вы узнали, каким он должен быть?
Д: Если говорить о каком-то цельном персонаже, одном…дело в том, что там очень много персонажей. Они проходят сквозь нас с Настей. То Настя танцовщица, то она Царь-Девица..
А: Не царь.
Д: Мачеха. То она танцующая мачеха..
А: То она зубной врач из Симферополя.
(смеются)
Д: Ситуация какая: этот человек, я его, наверное, охарактеризовал бы как слияние воина и поэта. Очень часто в Серебряном веке возникали такие образы, именно поэт, который сражается за свой идеал, за свою веру, за то, чтобы люди двинулись вперед. Так или иначе элемент боевого сознания в этом есть. Это в какой-то степени сражение. «Черепаха» - это произведение о большой, очень сильной страсти, захватывающей, всеобъемлющей, доставляющей до такой степени большое наслаждение, что ты попадаешь в сумасшедшую зависимость, и это уже катастрофа. И потом ты снова из нее выбираешься когда обретаешь мозги и понимаешь, что внутрь всего этого попав, нужно осознать каким-то светлым своим чувством…
А: и спокойствием…
Д: да, и спокойствием, понять, как здесь жить и до какой степени вздох может быть открытым, светлым. Когда ты действительно понял, что ты вошел в этот мир, но от которого нельзя попадать в зависимость.
«И всякий раз после его визитов она была немного не в себе», - цитирует Бродского.
- Блез Сандрар писал потому, что он Блез Сандрар или, в точности цитируя его, «почему я пишу, да и кто заставляет писать, словно бес? Потому, что – Сандрар. Потому, что зовут меня попросту – Блез». Почему пишете Вы?
Д: Иногда по-другому не расскажешь. Вот у меня часто возникали ситуации, когда говоришь человеку, объясняешь, и так, и так, а человек вроде и понимает, но ты видишь, что не понимает. И тогда ты пишешь стихи. Отдаешь. Человек смотрит и говорит: «Ах, вот оно, что». Просто для меня поэзия – это способ выражения настоящих человеческих чувств. Только так понятнее. Чувства выражаются точнее. Можно сказать и прозой, но когда в ритме, в рифму, со звуковыми и смысловыми совпадениями, так проще объяснить, что я чувствую.
- Анастасия, не грустите. Этот вопрос для Вас. В спектакле Вы играете джаз, блюз. А для себя что вы сочиняете, что Вам по душе?
А: Ну, джаз, блюз мне не по душе, потому что я не умею его играть, я не умею его сочинять. Я его могу играть по нотам, но только с Димой. А так я сочиняю, ну, скорее мне ближе Прокофьев, что-нибудь классическое, диссонирующие гармонии, кварты, квинты…
ОХРАННИК: Девушки, а вы кто такие?
А: Вот это самое уникальное, что нужно записывать: «девушки, а вы кто такие?»
- Разрядили обстановку.
Д: Вот, к вопросу о поэзии. Я играл частного детектива в сериале «Веревка из песка». Суть в том, что с тех пор я приходил в милицию..
А: И тебя там все любили.
Д: Да, меня все любили.
- Наверно, читателю было бы интересно узнать, от чего конкретнее зависит последовательность стихов.
Д: Это путешествие. Сначала люди предчувствуют страсть. Потом они в нее проваливаются. А потом, провалившись, потихонечку начинают осваиваться, оживать, находят свои вздохи, нюансы и свою гармонию. Первый акт – предчувствие, и мы оба провалились, а второй акт – когда мы друг с другом в диалоге начинаем потихонечку разбираться, как мужчина и женщина знакомятся, как идут ближе и ближе, и как возникает гармония.
- Понравилась песня в Вашем исполнении «Лучше лежать во мгле, в синей прозрачной мгле, чем мучиться на суровой, жестокой, проклятой земле». Если не вникать в особый смысл, она о рыбаке. Вы вообще рыбачить любите?
Д: Нет. Ну, то есть не рыбачу. Не рыбак совсем.
А: Ему лучше в теннис поиграть…
- Жалко, животных любите?..
Д: Я люблю животных, у меня нет животных, потому что нет дома.
А: Он любит ящериц всяких. Как-то актриса Женя Соляных сняла на телефон ящерицу и говорит «смотри, я сняла Бозина». Ему показала – ему понравилось. Действительно похожи.
Д: На кастинге одном снимали и эту съемку мне показали. Я смотрю на экран и думаю: «как же они могут мне дать роль человека, если вот этот, который на экране – это не человек». В результате я сыграл у них Григория Распутина. Я был им весьма признателен.
Сделав жест руками, Дмитрий, показал, что больше у него нет времени, что он вынужден помогать со светом. Но мы с Анастасией продолжили беседу.
- Скажите, с кем-то приходилось еще столь плодотворно работать?
А: Ну, я в основном сама, как пианистка сольно выступаю. Вот в Петербург приехала, сделала небольшой концерт, как салонный правда такой, у друзей. Ну, можно в дуэте с музыкантами какими-то. Этот проект помогает развиваться, потому что тут можно себя свободнее чувствовать, чем на классической сцене.
- Ну, и последний вопрос. Дмитрий говорил как-то про импровизации во время представления. Почему это происходит?
А: Дело в том, что я никогда не импровизировала так. А с его стихами, вот как пойдет атмосфера, так я и начинаю. Какие-то есть заготовки, понятное дело, что ориентируюсь на что-то, но вот сегодня как ты чувствуешь зал, как они реагируют, так ты и начинаешь работать. В стиле немножко таком, импрессионистическом. А вот некоторая музыка, написанная на его стихи, сделана уже полностью без импровизаций.
- Анастасия, спасибо Вам. Не смею более Вас задерживать!
Элина Агаева – директор проекта – тоже попала под уже заканчивающийся дождь из вопросов и поделилась своим впечатлением о дуэте:
- С удовольствием всегда жду их выступления, потому что каждый раз они открывают новые тайны, новые секреты, что-то неожиданное, профессионально, с большим вдохновением, с любовью к тому, что они делают. Если Настя играет, то это не на 100, а на 200%. Если выходит Дмитрий Бозин на сцену, то это праздник не только для зрителей, но и для тех, кто видел этот спектакль, не один, не два раза, а более.
Случайно так совпало, что юбилейный спектакль – в Петербурге или Вы постарались?
- Нет, вы знаете, это всё закономерно, рождение «Черепахи» произошло в Петербурге, именно здесь у Дмитрия возникли ассоциации на творческом вечере, которые потом переросли вот в этот полноценный спектакль. Он был много раз в Петербурге и в разных городах России, скоро едем в Петрозаводск, потому что тут мы начинали и тут мы хотим отпраздновать наш юбилей.
Вообще приглашают Вас, да, или Вы сами ищете, где бы еще показать молодые дарования?
- В основном приглашают. Вот, пригласил Петрозаводск. Возможно, будет Запорожье, пригласила Рязань, которая запланирована аж в феврале 2013 года. Ну, с графиком Дмитрия Бозина это очень сложно. Поэтому мы всегда урываем момент, когда можно представить наш спектакль новому зрителю.
Ну и не только новому.
Беседу вела Алена Подвязкина