Каким обычно представляется молодой дизайнер одежды? Сноб, выпендрежник, зануда, пижон, одетый с иголочки, по последнему слову моды.
«Привет, извини что опоздал. Первая электричка была только в восемь. Пойдем в МакДак? Я еще не завтракал. Как доехала?» И передо мной простой парень. Кеды, толстовка, удобные штаны с карманами, короткий ежик на голове. С большими глазами и сильным насморком. Рассказывающий истории про своих друзей и любящий маму. Юный раздолбай и талантливый дизайнер.
Ване Кулешову 19 лет. Мечтая заниматься фотографией, бросил школу после 9-го класса, но в этом году будет защищать диплом уже по специальности конструктор-дизайнер одежды. Пока единственное, чем он может похвастаться – работа у нескольких ведущих модельеров и кучи собственных эскизов. Но для него самого важнее то, что он нашел занятие себе по душе и без которого он не представляет своего существования.
-Было бы странно, если бы я занимался чем-то другим, когда на улицах я подмечаю, во что одеты окружающие люди, когда абсолютно любую информацию я преобразую в идеи о новых фасонах одежды. Я верю, что существует информационное поле на нашей планете. Идеи, которые витают повсюду, и результат которых становится готовой продукцией.
-Но было же что-то, что заставило тебя задуматься о карьере дизайнера?
-Наверное, детские комплексы. Раньше я довольно серьезно переживал из-за своего внешнего вида., завидовал одноклассникам с красивыми вещами, потому что для меня одежду шила или вязала мама. Или приходилось донашивать вещи старших братьев. Мне казалось, если я не буду выглядеть, как мои сверстники, они не будут со мной общаться.
-Сейчас у тебя появилась возможность создавать одежду для себя самого.
-Не совсем. Для себя я обычно покупаю одежду в секонд-хендах и перешиваю ее. У меня нет манекена, хорошей швейной машинки. Материалы, обрезы хорошей, качественной ткани - все это стоит довольно больших денег, как хорошая дизайнерская вещь. В России мода еще только развивается, и отечественным дизайнерам приходится довольно нелегко. Во Франции, Италии мода – один из основных доходов наравне с туризмом, кухней. Там же находятся столицы мира моды – Париж, Милан, студентам-дизайнерам выплачиваются большие стипендии, у них существует огромное количество возможностей. А в России востребованы нефть, газ, другие природные ресурсы. Здесь выгоднее заниматься бизнесом.
-Мода - это ведь и бизнес тоже.
-Конечно, если твоя работа не окупается, не оценивается по достоинству, то стоит если не заняться чем-нибудь другим, то хотя бы определить причины неудач. Создавая одежду, я основываюсь на своих взглядах, на собственном вдохновении. Я мог бы шить какие-нибудь чересчур вычурные вещи, с кучей блесток, бисера и перьев – что-то из мира высокой моды. Но вещь должна жить. Если я не буду видеть людей в созданных мною вещах, это тоже не будет иметь смысла.
-А на какую аудиторию ты рассчитываешь работать?
-Это молодые люди, в возрасте от 14-16 до 35 лет, которые достаточно уверены в себе, чтобы заявить об этом всему миру. Они смелые, рисковые. Скорее всего, это ребята творческих профессий. Ведь для других занятий обычно следует соблюдать хотя бы минимальный дресс-код. Суть моды - показать свою уникальность. Но не стоит забывать, что это всего лишь средство для самовыражения. Если ты, как бублик, с дыркой, пустой внутри – красивая одежда тебя не спасет.
-Ты не боишься, что если каждый начнет стремиться выделиться из общей массы, это ничего не изменит? Возможно, это будет называться по-другому, например, как сейчас всех ребят, стремящихся одеваться в соответствии с последними модными тенденциями, клеймят «хипстерами». Но масса останется массой, разве что изменятся некоторые тенденции.
-Я не вижу в этом ничего страшного. Главное не однообразие одежды на людях, а ее качество. А по-настоящему уникальный человек сможет выделиться из толпы как-нибудь по-другому. Своими поступками, знаниями. Да мало ли чем. На самом деле, первые российские хипстеры, которые появились в начале «нулевых» в Москве, выделялись в основном своей любознательностью, прогрессивностью, заинтересованностью в новом, а далеко не шмотками. Они позиционировали себя как людей неразрывно связанных с искусством, жили так, как еще никто себе этого не представлял. Они первые догадались, что одежду лучше заказывать через интернет, как более качественную, а не покупать в российских магазинах. Это только сейчас понятие «хипстерства» обросло целым рядом стереотипов: узкие джинсы, очки в широкой оправе, фотоаппараты в руках. Практически ничего общего с первоначальной культурой. Поэтому странно, что сейчас рассуждают о том, что нынешнее поколение, поколение «хипстеров», разучилось мечтать, стало более циничным и живет сегодняшним днем. Просто обстоятельства сейчас такие. И все, что с ними происходит, напрямую связано с экономической ситуацией в стране. Живем-то, честно говоря, не очень хорошо. Со временем все обязательно изменится в лучшую сторону, ведь сейчас Россия находится в процессе модернизации. Но и именно сейчас ребята живут сегодняшним днем, не загадывают надолго вперед. Это своеобразный протест: «Зачем жить дальше, если и так все плохо?» Для меня «хипстерство» равноценно слову «искусство». Ты можешь быть кем угодно - врачом, учителем, менеджером, но если ты фанатеешь от своей работы и у тебя есть талант к тому, чем ты занимаешься – то ты создаешь искусство. А искусство, как ни назови - оно все равно искусство.
-Как думаешь, сколько понадобится времени, чтобы и в России мода наконец-то заняла достойную нишу?
-Модный бизнес в России улучшается постепенно, вместе с благосостоянием страны. Он ведь и так существует каких-нибудь 10 лет. И то, довольно распространено мнение, что русские не могут придумать ничего своего. Мне кажется, подобные мнения вполне оправданы, ведь еще Петр Первый начал выстраивать Петербург как аналог европейского города. Это касается и манеры одеваться – парики, кальсоны, жакеты, сбритые бороды. Со временем такой принцип существования только укреплялся в сознании людей. Основным социальным слоем оставались крестьяне, которые не привыкли думать своей головой – за них думал барин. Крепостное право просуществовало не один век в России, это закрепилось в генах народа. Сейчас все уже постепенно отходят от этого, начинают думать самостоятельно, придумывать что–то своё. И мне очень хотелось бы доказать, что российская мода существует, в ней есть свои таланты-самородки, ей есть чем удивить весь мир.
-Ты выбрал для себя дизайн мужской одежды. Тебе не кажется, что изменить отношение парней к одежде, к внешнему виду будет намного сложнее, чем девушек?
-Сейчас все идет к стиранию гендерных границ во внешнем облике людей. Девушки становятся пацанками, носят более грубые вещи, парни наоборот превращаются в нежно-андрогенных, романтичных юношей. И это только те парни, которые не боятся экспериментировать. Мужская мода незаслуженно отходит на второй план, ведь большая часть население страны – это обычные парни, простые мужики, у которых главным критерием в выборе одежды является комфорт. Мне бы хотелось создавать одежду для «пацанов с окраин», и при этом делать ее не только максимально качественной, комфортной, но еще с некими фишками, изюминками. Я хочу показать, что мужиком быть круто.