- К столетию А. Ф. Бережного
- Летопись
- Учители и наставники
- Деканы
- Списки выпускников
- Наше здание
- Издания о журналистском образовании в ЛГУ-СПбГУ
- Они стояли у истоков журналистского образования в Университете
- Великая Отечественная война и факультет журналистики СПбГУ
- 75 лет университетскому журналистскому образованию
Это десятилетие характеризовалось многими переменами и в стране, и в журналистике, и, что для нас наиболее важно, — в деятельности и самой судьбе факультета.
В журналистской практике особое внимание было обращено на мастерство журналистов и эффективность выступлений печати, радио и телевидения. Нельзя сказать, что тематика возникла только теперь, нет — фактически ведь вся наша работа сводилась к ней. Были и труды на эту тему (например, вышли работы В.В. Ученовой «Творческие горизонты журналистики: К характеристике профессиональных методов» М., 1976; В.М. Горохова «Закономерности публицистического творчества» М., 1975; в 1976 г. наша кафедра стилистики подготовила серию статей «Мастерство журналиста» — сб. «Проблемы журналистики». № 8), но теперь эта тема стала доминировать. Уже в 1977 г. факультет МГУ издал сборник «Мастерство журналиста» (он, конечно, готовился не один месяц), в издательстве «Мысль» появилась серия «В творческой мастерской журналиста». Эта тема развивалась и в книгах «Библиотеки журналиста», которые с 1966 г. начало выпускать издательство «Мысль». Как отмечалось в отчетном докладе IV съезду Союза журналистов, в 1966-1970 гг. таких книг вышло 132, а в 1971-1976 гг. — 211 (В.Г. Афанасьев. О работе Союза журналистов СССР. М., 1977. С. 20). Там же отмечалось, что в 82 местных организациях Союза действовали институты и школы журналистского мастерства, а в Москве такой институт работал уже более 6 лет (С. 18). Этому в немалой степени способствовало и повышение общего образовательного уровня журналистов. «Из более 63 тыс. членов Союза, — отмечал докладчик, — 2405 имеют ученые степени, 82,3% — высшее и незаконченное высшее образование» (С. 11).
Но теперь тема мастерства журналистов приобретала еще большую остроту и ей придавалось особое значение. «Журналист» ввел специальную рубрику «Творческая мастерская», «Вопросы литературы» — «В творческой лаборатории». Союз писателей издал серию работ о мастерстве и творческой лаборатории виднейших писателей, опыт которых был важен и для журналистов. В Киевском университете была создана специальная кафедра «Журналистского мастерства», и ее заведующий, декан факультета профессор Д.М. Прилюк под таким названием издал учебник в двух томах.
На нашем факультете читался специальный курс «Публицистическое мастерство советских писателей и журналистов» и работал специальный семинар «Творческая лаборатория журналистов». Мастерству владения словом учили преподаватели кафедры стилистики и редактирования. Тому же учили специализировавшихся на кафедрах радио и телевидения, техники и оформления газет. На факультете, кроме сборника «Мастерство журналиста», был подготовлен сборник «Советские писатели и журналисты о газетном труде» (М., 1975), пособия В.С. Тереховой «Литературное редактирование» (Л., 1975) и «Труд журналиста» В.П. Таловова, изданный в 1982-1983 гг. в пяти выпусках, где рассматривались: «Методика и техника организации журналистского наблюдения», «Методика и техника организации журналистского общения» и «Методика и техника изучения редакционной почты и газетных текстов». К сожалению, попытка напечатать его в издательстве «Высшая школа» не удалась, как, впрочем, и издание пособия Д.М. Прилюка.
Возрастающая научная и творческая активность нашего расширяющегося коллектива не ограничивалась лишь публикациями в факультетских сборниках. Она все чаще и ярче проявлялась на страницах журналов и газет. Там рассматривались важные общие проблемы и острые вопросы журналистской практики, теории и образования. «Слово о рабочем», «Размышления об очерке», «Рабочие типы и портреты», «Лицо газеты» (1980. № 4; 1982. № 7; 1983. № 11; 1984. № 6) — с такими статьями на страницах «Журналиста» выступила доцент В.П. Вершель. Статьи «Газета помогает экрану», «Крупным планом», «Не бывшая в употреблении неожиданность» (1983. № 3; 1983. № 10; 1984. № 11) там же опубликовал доцент Л.А. Рукавишников (1959 г.). В этом органе Союза журналистов печатались А.Я. Гребенщиков, С.И. Игошин, Г.В. Жирков, А.Н. Кулаков, И.П. Лысакова, В.Г. Ковтун, С.Г. Корконосенко, А.А. Чесанов и др. Дважды выступил преподаватель кафедры стилистики и редактирования А.Н. Беззубов — статьи «Кавычки по привычке» и «Не только как преподавать, но и что». Во второй из них (1979. № 10) он утверждал: «Указать студенту, как журналист-профессионал владеет словом, — полдела. Нужно научить самого студента с помощью творческих упражнений владению словом, его выразительным возможностям» (С. 56). Статью Игошина редакция поместила под рубрикой «Дискуссия: мнения и доводы»» (1982. № 2), но то, о чем писал он, было бесспорно. Развивая мысли о необходимости дальнейшего совершенствования связей учебного процесса с журналистской практикой, он писал о возможности «разделения труда между отдельными факультетами и отделениями с учетом возможностей регионов, географического положения университетов». Игошин ставил также вопрос о техническом «перевооружении» журналистского образования, учитывая развитие электронной техники. Остро был поставлен и вопрос о длительности прохождения актуальных для журналистики исследований от автора до выхода в свет, чему виной были издательства.
В журнале « Распространение печати» регулярно печатались статьи Г. В. Жиркова. Но не только в нем. Одновременно он публиковался в «Рабоче-крестьянском корреспонденте», «Вестниках» ЛГУ и МГУ, в наших сборниках и издал две книги — в 1982 (М.) и 1984 (Л.). С крупными аналитическими работами литературно-критического характера в «Октябре» выступал А.Я. Гребенщиков, в течение года печатавший также ежемесячные «Литературные обозрения» в «Ленинградской правде». В.Г. Березина стала постоянным автором журнала «Русская литература», Б.Я. Мисонжников, С.И. Игошин, В.С. Соколов совершили серьезный (особенно Соколов) прорыв в «Демократический журналист». «Рабоче-крестьянский корреспондент», «Телевидение и радио», «Русская речь», «Звезда», «Нева», «блокнот агитатора», «Корреспондент» (Ташкент), газеты и журналы, студии телевидения и радио использовались многими преподавателями. В ряде из них печатался и я — в «Демократическом журналисте», «Журналисте», «Неве», «Звезде Востока» (Ташкент) и др.
Ранее проводившаяся интенсивная научная работа получала свое завершение и в ряде защит докторских диссертаций. В эти годы такие диссертации защитили К.А. Рогова и Н.П. Емельянов (1979), С.В. Смирнов и Э.В. Летенков (1982), Х.С. Булацев (1983), И.П. Лысакова и В.С. Соколов (1984). Несколько работ такого уровня готовилось и было представлено к защите в начале 90-х гг. Среди кандидатских диссертаций были и выполненные прикомандированными к нам аспирантами из других университетов. Появились первые защиты аспирантов-иностранцев. Был опубликован и ряд книг. Две — Емельянова, которому в 1979 г. за одну из них была присуждена университетская премия. Обогатились наши лаборатории и кабинеты, а вскоре, как уже говорилось, удалось получить хотя и устаревшую, но настоящую телеаппаратуру, оборудовать свою учебную студию и получить для нее ставки сотрудников.
Расширялись связи факультета с редакциями и активно становилось участие журналистов-практиков в нашей работе. Только на кафедре теории и практики таких преподавателей в 1980/1981 учебном году было около 30. В 1981 г. факультету разрешили открыть кафедру зарубежной журналистики, кадры для которой, зрели и формировались внутри других кафедр. Во главе новой кафедры стал доцент Ю.Н. Солонин. С этого поста и уже доктором наук он ушел на такую же работу родного ему философского факультета.
По установившейся традиции на факультете проводились ежегодные научные конференции и, кроме них, конференции, посвящавшиеся важнейшим проблемам журналистики, крупным юбилейным датам — 275-летию первой российской газеты «Ведомости», 75-летию со дня опубликования статьи В.И. Ленина «С чего начать?», 150-летию Н.Г. Чернышевского и т.д. Отмечались также с пятилетним интервалом юбилеи факультета — 30-летие, 35-летие, 40-летие. В День печати — 5 мая — была организована встреча выпускников 1948–50-х годов с обучавшимися в это время студентами. Газета «Ленинградский университет» выделила целую страницу для публикаций выпускников — заслуженного деятеля культуры А.Я. Витоли, талантливой поэтессы Н.М. Поляковой, рассказала о писателе В.Г. Фролове и других. Была организована их встреча в Доме журналиста.
Продолжали работать и совершенствоваться творческие студии под руководством опытных журналистов. В отчете о работе факультета за 1977/1978 учебный год отмечалось: «Студенты старших курсов как бы дополнительно к летней практике, которую проходят в различных районах страны, обычно осенью выезжают в районы Ленинградской области и оказывают большую помощь местным редакциям в освещении уборочной кампании. Эта инициатива, поддержанная Ленинградским Обкомом КПСС, одобрена и сектором печати ЦК КПСС. На страницах учебной газеты все больше печатается материалов, которые студенты приносят непосредственно с ленинградских промышленных предприятий, строек и т.д. А отдельные номера целиком бывают составлены из публикаций, посвященных жизни и делам одного какого-нибудь предприятия города» (Архив автора). Только в декабре 1983 г. группы наших студентов выпустили газеты на заводе ЛИТМО имени Козицкого («Авангард»), на объединении «Спутник» («Рабочая честь») и заводе имени Ломоносова («Трудовая честь»). Определенным проблемам — заводской жизни, культуре, молодежным и др. — посвящались номера факультетской учебной газеты. Развивались связи и с заводскими радиоузлами, студиями радио и телевидения. В Череповец, Нижний Новгород, Колпино и др. места наши преподаватели продолжали выезжать для занятий с работниками редакций и корреспондентским активом. В феврале и марте 1980 г. кафедра теории и практики провела деловые встречи с коллективами редакций «Кировец» (завод имени Кирова) и «Ижорец» (Ижорский завод в Колпино). Доцент Карасев и ст. преподаватель Хороший в течение нескольких лет вели профессиональные занятия с рабочими Петроградского района при Доме культуры Ленсовета.
Возрастающее сближение учебного процесса с журналистской практикой вело к дальнейшему реформированию учебного процесса, все более тесного сближения его с непосредственной деятельностью редакций. В данном случае нельзя не обратить внимания на изменение не только тематики (более приближенной к журналистике) дипломных сочинений, но и увеличение числа работ творческих.
В уже цитировавшемся отчете факультета было еще: «В процессе учебы использовались различные технические средства обучения и контроля занятий студентов. Так, кафедра истории русской и зарубежной печати продолжала проводить коллоквиумы по истории русской журналистики, используя автоматическую лекционную аудиторию (АЛА) психологического факультета. На отделении РТ использовались стационарные и малогабаритные магнитофоны, комплекс звукозаписи, трансляционная сеть факультета. На факультете работали фотолаборатория, типолаборатория и кабинет машинописи» (Архив автора).
Таким образом, в новом десятилетии факультет продолжал двигаться по уже определившемуся пути и придерживаясь выработанных его коллективом форм и методов, завоевав определенное и неплохое положение как учебная, научная и обеспечивающая высокую профессиональную подготовку своим студентам организация, но общая картина, однако, была бы искаженной, если обойти возникшие на этом этапе трудности и перемены, хотя говорить о них нелегко и горько.