ЧЕТВЕРТОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ: БОЛЬШИЕ УСПЕХИ И ОСОБЫЕ ТРУДНОСТИ. III ВСЕСОЮЗНОЕ СОВЕЩАНИЕ

Оно открылось через следующие десять лет — 14 марта 1977 г. На нем ставилась задача рассмотреть результаты выполнения постановления 1975 г. «О мерах по улучшению подготовки и переподготовки журналистских кадров».

К этому времени в стране действовало уже девять факультетов и одиннадцать отделений и кафедр журналистики. Всего в системе университетов обучалось около 14-ти тысяч будущих журналистов: 6 тыс. стационарно; 6,5 тыс. заочно и 1,5 тыс. на вечерних отделениях. Возник ряд отделений и кафедр радио и телевидения. Повысилась квалификация преподавателей, среди которых только в МГУ работало более 20 профессоров. В 1974-1976 гг. здесь было защищено 17 докторских диссертаций, а на 1977-1980 гг. предполагалось 35. Значительно увеличилось число журналистов, принимающих участие в учебной и научной работе факультетов и отделений. Совершенствовались учебные планы, организация и содержание лекций, семинаров, учебных и производственных практик. Активизировалась научная работа. Укрепилась и расширилась материальная обеспеченность факультетов и отделений.

Все это нашло отражение в докладе заместителя министра В и ССО Н.С. Егорова.

С докладами выступили декан факультета журналистики Киевского университета профессор Д.М. Прилюк — «О журналистском образовании и связи с практикой», декан факультета журналистики Уральского университета доцент В.Н. Фоминых — «О воспитании будущих журналистов» и доцент этого же университета В.В. Кельник — «Проблемы разработки раздела «Печать социалистических стран» в курсе истории зарубежной коммунистической и рабочей печати», доцент Дальневосточного университета Г.Э. Левчук — с докладом «Некоторые проблемы изучения курса «Введение в журналистику» и заведующий кафедрой журналистики того же университета доцент С.Ф. Крившенко с докладом «О работе по профориентации», заведующий кафедрой журналистики Воронежского университета профессор Г.В. Колосов «О подготовке журналистов в форме заочного обучения», доцент МГУ Г.Я. Солганик «О задачах создания и преподавания курса «Стилистика публицистической речи»». Представители Ташкентского университета доцент Ф.П. Нестеренко, Таджикского университета профессор В.М. Асрори, Казахского университета профессор Т.К. Кожакеев раскрывали опыт работы своих факультетов и отделений.

Конкретный разговор и дискуссии по всем вопросам подготовки и переподготовки журналистских кадров велся в секциях, которых было шесть: «Теории и практики советской печати», «Научным основам пропаганды», «Истории журналистики», «Радио и телевидения», «Истории зарубежной журналистики», «Стилистики, редактирования и перевода».

К этому совещанию наш факультет пришел в составе пяти кафедр: «Теории и практики советской печати», «Истории русской и зарубежной печати», «Производства и оформления газет, организации средств информации», «Радио и телевидения», «Стилистики и редактирования». Между первым и третьим совещаниями около 30 наших преподавателей защитили кандидатские диссертации и две докторские — А.Ф. Бережной в 1966 г. и В.Г. Березина в 1974 г., а несколько преподавателей активно работали над такими диссертациями. Факультет готовил литературных сотрудников, работников секретариата и фоторепортеров газет. Для радио и телевидения — операторов, дикторов, ведущих программ, факультативно литературных редакторов и переводчиков. На «Малом журфаке» велись занятия со школьниками. Наши преподаватели активно работали с журналистами и активом районных и многотиражных газет, с интересующимися журналистикой и участвующими в ней студентами и слушателями ряда учебных заведений города и других факультетов нашего университета. Расширялись наши связи с редакциями газет, устанавливались с теле- и радиостудиями. Научная работа преподавателей все теснее связывалась с текущей практикой современной журналистики.

Наша делегация на этом совещании была представлена преподавателями разных кафедр: П.С. Карасев, А.Я. Гребенщиков и Ю.Н. Богатырева — «Теории и практики», С.И. Игошин — «Радио и телевидения», И.П. Лысакова — «Стилистики и редактирования», В.С. Соколов — «История русской и зарубежной печати». Тезисы докладов С.И. Игошина и А.Я. Гребенщикова были опубликованы в изданной к этому совещанию газете факультета МГУ «Журналист» (1977. 16 марта). Гребенщиков, который уже несколько лет читал курс и вел специальный семинар по журналистскому мастерству, сосредоточил внимание на формах индивидуальной работы со студентами. «Факультет, — писал он в тезисах, — считает необходимым вести специализацию студентов применительно к их собственным творческим интересам, опираясь на итоги их производственных практик. В этих целях созданы (на четвертом курсе) группы студентов, работающих под непосредственным руководством наиболее квалифицированных журналистов Ленинграда... Мы считаем это формой наставничества в работе с молодежью».

Доклад Игошина был посвящен специализации по телевизионной и радиожурналистике на базе газетного отделения, что и осуществлялось на нашем факультете. Исходя из того, что научного прогнозирования в подготовке кадров для радио и телевидения не существует, он считал целесообразным «ориентироваться на текущие потребности редакций, на творческие склонности и возможности конкретного контингента студентов, проводить узкую специализацию на основе учебных и производственных практик, практикумов, спецкурсов, спецсеминаров». Наряду с необходимостью создания необходимой материальной базы по этой специальности он обращал внимание также на специфику участия в подготовке журналистов для радио и телевидения всеми смежными кафедрами факультета, на развитие научной работы в этой области.

Как и на прежних совещаниях, мне был поручен доклад о научной деятельности факультетов и отделений журналистики, но в данном случае центр тяжести в нем переносился на связь наших научных исследований с журналистской практикой, что было сформулировано уже в самом его названии: «О связи научной работы с журналистской практикой». Доклад мною был подготовлен, однако присутствовать на этом совещании я не мог. Тезисы опубликовали в том же номере газеты «Журналист» и были зачитаны собравшимся. В них говорилось о переменах, которые происходили в научной деятельности от совещания к совещанию, и отмечалось: «Особенно плодотворным и активным был, несомненно, период между вторым и нынешним совещаниями». Я подтверждал это тем, что «лишь за последние четыре года увидело свет около 600 книг, брошюр и сборников по журналистике», большая часть которых принадлежала нашим коллективам университетов. «Значительная часть нашего внимания, — отмечалось в тезисах, — по-прежнему отдается изучению фактов, периодов и проблем истории печати, изданию учебно-методической литературы. Характер исследовательских работ, однако, существенно изменился — стал шире охват материала, глубже, методологически более зрелым его осмысление, лучше литературное исполнение. Отрадно, что смелее происходит наше вторжение в журналистскую практику».

Особенно заострялось внимание на отсутствии учебников. «Необходимо, — подчеркивалось в тезисах, — безотлагательно сосредоточить усилия на создании учебников, на расширении исследования текущей журналистской практики с целью более активного и плодотворного влияния на нее, оказания ей реальной помощи». При этом обращалось внимание и на развивающиеся «абстрактные и схоластические рассуждения, провозглашение словно бы смелых и оригинальных, а в самом деле незрелых идей».

В связи с расширением международных связей наших коллективов, а также достижениями исследователей социалистических стран в области теории и практики журналистики в тезисах говорилось, что нам следует не только более ответственно относиться к формам и содержанию наших связей с учеными стран социалистического содружества, но и быть внимательнее к их собственным исследованиям, к их опыту организации журналистского образования».

На совещании отмечался опыт нашего факультета по повышению качества учебного процесса и организации производственных и учебных практик, активная научная деятельность всего коллектива. Наши же участники совещания почерпнули немало полезного из выступлений представителей других университетов, от общения с ними.

12 октября 2012
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Проректор по научной работе С. В. Аплонов.
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: s.aplonov@spbu.ru