- К столетию А. Ф. Бережного
- Летопись
- Учители и наставники
- Деканы
- Списки выпускников
- Наше здание
- Издания о журналистском образовании в ЛГУ-СПбГУ
- Они стояли у истоков журналистского образования в Университете
- Великая Отечественная война и факультет журналистики СПбГУ
- 75 лет университетскому журналистскому образованию
Вопросы журналистского мастерства, методики преподавания, теории журналистики начинали занимать все большее место в работе наших преподавателей и студентов. Наш первый межвузовский сборник (1960. Вып. II, кн.1) открывался статьей «О некоторых вопросах изучения и преподавания истории партийно-советской печати» (А.Ф. Бережной). В следующем году на отделении состоялась научная конференция по проблемам жанров печати и радио. Здесь были прочитаны доклады преподавателей и журналистов-практиков по темам: «Передовая статья — это публицистика» (М.Н. Гуренков), «Открытое письмо как публицистический жанр» (П.С. Карасев), «В редакцию пришло письмо» (Н.П. Емельянов), «За творчество в работе над газетным очерком (А.Я. Гребенщиков), «Журналистика и радио» (Л.С. Мархасев, Ленингр. радио), «Корреспонденция на радио» (Л.В. Смирнов, Ленингр. радио) и другие. На следующих наших факультетских и межвузовских конференциях были представлены доклады: «Проблемы развития публицистических жанров» (П.С. Карасев), «Проблемы газетного очерка на современном этапе» (В.А. Алексеев), «Рецензия — жанр публицистический» (Б.С. Коган, Свердловск), «Связь с жизнью — главное в подготовке журналистских кадров» (Б.Г. Андрианов, Ленингр. ВПШ), «О некоторых вопросах эстетики телевидения» (И.Ф. Масленников, Ленингр. телевидение), «Место и значение общей теории публицистики и основ журналистского мастерства в системе преподавания журналистских дисциплин в вузах» (Е.П. Прохоров, МГУ), «Значение методических пособий в организации самостоятельной работы студентов-заочников» (В.А. Шандра, Свердловск) и другие. Тезисы этих докладов печатались в нашей типолаборатории и становились известными в коллективах других университетов. Углублялась и расширялась проблематика по таким направлениям.
Начинали рассматриватьсяи, казалось бы, простые, но чрезвычайно важные для науки понятия. В.Г. Березина публикует статьи «К истории слова «журналистика»» (Учен. зап. Лен. ун-та. Серия филол. наук. № 218. Вып 33. Л., 1957) и «К истории слова «газета»» (Сб. Проблемы газетных жанров. Л., 1962); С.В. Смирнов — «Факт и публицистика» (Сб. О публицистике и публицистах». Вып. 1. Л., 1964); П.Я. Хавин — «Толкование слова «фельетон»» (Учен. зап. Лен. ун-та. Серия филол. наук. № 218. Вып. 33. Л., 1957); Л.Г. Шувалова — «За научную разработку проблемы газетных жанров» (Учен. зап. Лен. ун-та. Серия филол. наук. № 245. Вып. 43. Л., 1957); В.Б.Дубровин — «Об эволюции газетных форм работы и жанрах на радио (1922-1932)» (Сб. «Журналистика. Наука. Образование. Практика». Л., 1971). В 1961 г. Б.А. Вяземским вместе с активно работающим у нас в качестве совместителя Н.Г. Богдановым (кроме того, что он вел практические занятия и читал лекции, в соавторстве в 1956 г. издал книги «Информация в газете», в 1957 г. — «Районная газета» и в 1959 г. — «Безграночный метод верстки районных газет») был подготовлен монументальный «Справочник журналиста». Его даже по тем временам солидный тираж разошелся мгновенно. Все возрастающим тиражом (последний был 300 000 экз.) его пришлось издавать трижды.
Обостренная дискуссия возникла тогда в связи с утверждением некоторых преподавателей журналистики МГУ, что, по их мнению, прежняя (дореволюционная) большевистская печать после Великой Октябрьской революции коренным образом изменилась. Мои возражения, что таких, коренных , то есть качественных изменений, эта печать не претерпела, коренным образом изменились лишь условия ее существования и ее задачи, резко и бездоказательно отвергались в изданиях этого факультета. Более того, такая формулировка вошла в программу курса истории партийно-советской печати (М., 1957) и методические указания к ней. По этому поводу на страницах «Вестника Ленинградского университета» (Серия истории, языка и литературы. Вып. 2. № 14. 1964) я опубликовал развернутую реплику «О сути дела и характере спора». Но и после этого прежние утверждения отстаивались с выпадами в мой адрес. Мне пришлось касаться этого в сборниках нашего факультета «Вопросы журналистики» (Межвуз. сб. статей. Вып II, кн. 1. Л., 1960. С. 22-23.) и «Советская печать в наши дни» (Л., 1963. С. 111). И наконец завершить этот немаловажный теоретический спор развернутой репликой «О принципах, традициях и новых задачах партийно-советской печати» на страницах «Вестника ЛГУ» (История. Язык. Литература. Вып. 2. № 8. 1967). Но так как зрели иные «новации», эту реплику я завершил словами: «Совсем недавно у нас почти не было трудов, в которых содержались бы попытки теоретического осмысления принципов и характера прессы. Сейчас ведется интенсивная работа во многих направлениях. Но если прежде журналистика обычно рассматривалась лишь как область истории или литературы, то теперь ее подчас сводят только к публицистике, а в связи с развитием социологии возникают попытки растворить своеобразие печати... Все это, конечно, можно было бы объяснить слабостью нашей теоретической мысли, «болезнью роста». Но ведь во время роста-то и надо проявлять особую заботу о нашей молодой науке, относиться к ней с наибольшим вниманием» (С. 154-155).
Споры по всем этим вопросам продолжались в дальнейшем и на научных конференциях, и в печати.
Новые десять лет существования журналистского образования в Ленинградском университете, следовательно, характеризовались весьма существенными переменами. Это, во-первых, преобразованием отделения в факультет, во-вторых, материальными приобретениями, позволившими создать типо- и фотолаборатории, радиокабинет, начать комплектование библиотеки и выпуск своей учебной газеты. В эти годы был снят вопрос «Быть или не быть университетскому журналистскому образованию?», в чем организацией научных конференций, теоретическими и методическими разработками, участием в дискуссиях, совершенствованием учебного процесса и укреплением связей с журналистскими организациями и редакциями уже не только газет, но радио и телевидения сыграл свою роль, несомненно, и наш факультет.
Существенно важным было дальнейшее развитие связей профессиональной подготовки с журналистской практикой. Это проявилось прежде всего в вовлечении в учебный процесс журналистов, а с другой стороны, в подготовке не только учебных, а, так сказать, настоящих радио- и телепередач, выпуске газет непосредственно на производстве. В марте 1965 г. такая газета была выпущена на заводе «Пневматика», в ноябре 1967 г. вышли газеты «На городском транспорте» и «На предприятиях города Ленина». В декабре 1962 г. большим форматом подготовили газету Василеостровского района. В марте 1965 г. — на шести полосах вышла наша газета, полностью посвященная производственной практике студентов.
Но это было также время, которое обнажило недостатки усиленно форсируемого развития форм вечернего и заочного обучения, отторжения от приема выпускников средних школ сразу после завершения ими своего образования и такой нелепости, как установление 4-х годичного срока обучения журналистике. Так что, как я писал в одной статье и повторял в выступлениях, двадцать лет существования нашего факультета были двадцатью годами борьбы за существование. И тем не менее полностью эта борьба не завершилась.