О8: явления и смыслы. Идейная основа и коммуникативное воплощение современного российского монархизма

Ольга Введенская, магистрант СПбГУ

Аннотация: В данной работе феномен «российского монархизма» рассматривается как коммуникативный проект, выделяются его основные идеи, а также каналы и способы распространения.

Монархические организации стали возрождаться после перестройки. В 1999 году было создано Российское Монархическое Движение, куда вошли представители различных легитимистских монархических организаций. Они объединились вокруг Главы Российского императорского дома Марии Владимировны Романовой (внучки великого князя Кирилла Владимировича, провозгласившего себя в 1924 году императором в изгнании). В 2012 году возникла первая официально зарегистрированная «Монархическая партия РФ». Ее основная цель – установление конституционной монархии. В 2013 году официальную регистрацию получила партия «Самодержавная Россия», ее цель – установление самодержавной монархии. В марте 2014 года к ней примкнула незарегистрированная ранее «Имперская партия», имеющая схожую цель. Также, можно отметить проект «Новая Российская империя» (движение «Честь и Родина»), возникший на волне протестов на Болотной в сентябре 2011 года. Его основной целью является построение российской цивилизации, основанной на православных ценностях, представлениях о собственно российской экономике, политике и культуре. Основные задачи – объединение патриотических организаций, формирование новой имперской идеологии, объединение всех россиян, а также людей, проживающих за пределами России, но говорящих на русском языке и при этом идентифицирующих себя как русских.

Существует достаточное количество исследований, обращенных к проблематике монархизма. К ним можно отнести работы А. Любича, А. Киселева, Е. Андреевой, В. Ярошенко, В. Егорова, В. Карпец, П. Будзиловича, М. Краснова, которые можно рассматривать через призму следующих вопросов: кто такой монарх, как он должен взаимодействовать с обществом, какой должна быть монархия и как монархический режим сможет адаптироваться в современной России? В данной работе мы обратимся к пониманию феномена монархизма в коммуникативном аспекте.

Монархический коммуникативный проект состоит из определенного набора атрибутов, среди них – базовые идеи проекта, предыстория проекта, идеология проекта, истории и мифы, идентификационные символы проекта, идеологи и акторы проекта, каналы распространения информации, целевые аудитории проекта (8).

Целью нашей работы является демонстрация составляющих монархического проекта в России и их понимания различными исследователями и представителями монархических сообществ. Работа посвящена не одному отдельно взятому проекту, а определенному набору коммуникативных практик, которые способствуют его осуществлению.

Монархизм – это политическое движение, целью которого является установление и/или сохранение монархии. Российский монархизм – группа политических течений, связанных с поддержкой идеи монархии как государственного устройства России.

С точки зрения теории менеджмента «проект можно определить как совокупность установленных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей с установленными требованиями к качеству результата в течение заданного времени и при установленном бюджете» (10).

Как нам представляется, реализация монархического проекта может быть достигнута методами социально-коммуникативных технологий. Социально-коммуникативная технология может быть рассмотрена как «опирающаяся на определённый план (программу действий) целенаправленная системно организованная деятельность социального субъекта, направленная на решение какой-либо социально-значимой задачи посредством управляемой социальной коммуникации» (3).

Под монархическим коммуникативным проектом мы понимаем совокупность взаимосвязанных по цели, задачам, ресурсам, времени и пространству социально-коммуникативных технологий, направленных на практическую реализацию монархической идеи на территории России.

Базовые идеи российского монархизма включают восстановление монархии как национальной идеологии, основанной на православных ценностях, и пропаганду патриотизма.

Тем не менее, внутри монархического сообщества наблюдается некоторая разобщенность. Представители различных монархических групп и различные исследователи данного феномена неоднозначно понимают тип монархии, к которой нужно привести общество, кем должен быть монарх и то, какой должна быть социальная структура общества при монархии. Так, члены партии «Самодержавная Россия» разделяют идею восстановления самодержавной монархии, которая существовала в Российской империи до 1905 года и формулы «Православие. Самодержавие. Народность». По их мнению, Царь является хранителем чистоты православного вероучения. Самодержавие – гарант целостности и стабильности страны (они обращают внимание, что в советское время и в современных условиях пошатываются традиции, ценности, единство народа). Они считают, что партия – лучшая форма для занятия политикой в современной России, но в случае если Всенародный референдум или конституционное собрание примет решение о восстановлении монархии, то Земский собор должен выбрать монарха (указывают на отсутствие прямого наследника престола из рода Романовых) и партия прекратит свое существование (9).

Е.Андреева (журнал «Новая Российская империя») в своем исследовании подчеркивает, что необходимо восстановить сословную структуру общества. Она выделяет 4 сословия. Первое сословие – представители духовенства и работники интеллектуального труда (философы, ученые, преподаватели, психологи). Они обеспечивают поддержание духовных и интеллектуальных ценностей общества. Второе сословие должно быть образовано из представителей силовых структур. Они защищают страну. Третье сословие – представители финансовых структур. Они будут вносить вклад в бюджет страны. Четвертое сословие – люди, которые еще не выбрали направление деятельности. Также, она подчеркивает, что важно на государственном уровне обеспечить равное положение всех сословий. Как мы видим, сословная структура отличается от той, которая существовала в Российской империи, отсутствует понятие «привилегированного сословия» (1). Остается открытым вопрос о представителях некоторых профессий. Например, к какому сословию относить врачей и деятелей искусства, государственных служащих, журналистов и многих других. Не ясно, какие именно категории населения входят в четвертое сословие – безработные или школьники, которые находятся на пути к самоопределению. Остается открытым вопрос о том, будет ли существовать возможность перехода из одного сословия в другое, и каким образом это будет осуществляться. В связи с этим, данная сословная структура нам представляется достаточно условной.

М. А. Краснов (Российское Монархическое Движение) указывает на то, что при демократии народ не властвует, а только влияет на власть и оценивает ее. Даже в том случае, если крупные группы с различными взглядами будут активно продвигать свои идеи, то в конечном итоге это может привести к разрушению государства, и государство либо погибнет, либо положит этому конец. По его мнению, единым источником всей публичной власти должна стать конституционная монархия. Он делает предположение, что абсолютная монархия уже себя изжила. Он также как и предыдущие исследователи подчеркивает необходимость духовного объединения народа, говорит о том, что монархическая власть имеет священное начало. Но монарх – это царствующий, а не правящий государь. В его представлении самодержец должен быть идеальным образцовым правителем, а таких людей нет. Помимо этого он должен передавать свою власть по наследству, а наследник может быть не таким совершенным как изначально назначенный монарх (6). Однако автор не обращается к примерам самодержавной монархии Российской империи, не подчеркивает наличие каких-либо конкретных недостатков правителей, которые получили престол по наследству.

Теперь подробнее рассмотрим то, каким образом монархическую идеологию понимают исследователи и представители различных монархических сообществ. Под «идеологией мы будем понимать систему взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений».

Идеология партии «Самодержавная Россия» подразумевает восстановление державного нравственного управления страной как исторической справедливости. Отступление высших слоев российского общества Империи от фундаментальных принципов повлекло за собой духовную катастрофу. Подчеркивается важность и неотъемлемость традиционных православных ценностей. Русский народ – триединый. Таким образом, по их мнению, существует необходимость воссоединения России, Украины и Белоруссии. Также, представители партии выступают против сепаратизма, указывая на то, что самодержавная монархия является гарантией стабильности и целостности России. Для того чтобы было принято решение о проведении Всенародного референдума или Конституционного собрания, о переходе к монархической форме правления по мнению ее сторонников необходимо тщательно пропагандировать монархию. В связи с этим они возлагают большие надежды на СМИ. Через средства массовой информации должна разъясняться ее суть. Также, должны быть развеяны мифы о монархии, созданные представителями либерального и коммунистического течений (9).

Е. Андреева (проект «Новая Российская Империя») в своем исследовании обращает внимание на то, что монархический строй России подорвался из-за широкого внедрения европейских ценностей, и спровоцировало падение монархии вовсе не народное восстание, а деятельность отдельных политических лидеров. Далее она обращается к самодержавному опыту современных стран, а именно Великобритании и Швеции (хотя эти страны по форме правления конституционные монархии). Кроме того, она констатирует, что абсолютное самодержавие не обязательно для России, важно, чтобы общество сплотилось вокруг православных ценностей, воцерковление людей является обязательным этапом к восстановлению монархии (1). М. А. Краснов (Монархическое Движение России) в своем исследовании видит необходимость в изменении Конституции для перехода к конституционной монархии. Монарх, по его мнению, может быть верховным главнокомандующим, может формировать судебную власть и только легитимировать институты представительной и исполнительной власти на основе волеизъявления народа. Однако он не конкретизирует по этапам процесс перехода к монархии, не пишет о том, что нужно сделать, чтобы люди серьезно задумались и начали анализировать данный вопрос. Он скорее рассуждает по поводу того, что могло бы быть, если бы в России была такая форма правления (6).

Как мы видим, в монархическом сообществе прослеживается некая идеологическая разрозненность, и, не смотря на то, что некоторые группы приходят к консенсусу ввиду общих целей, в целом монархическая идеология находится на пути становления.

Среди приверженцев монархического режима нет радикалов, готовых перейти к силовым действиям против представителей власти. Монархисты ведут активные обсуждения по поводу распространения идеологии и конкретных этапов осуществления конечной цели проекта в социальных сетях.

Нельзя сказать, что большая часть населения поддерживает восстановления данной формы правления. Согласно опросу ВЦИОМ от 19 марта 2013 года только 11 % россиян считают, что монархия более подходящая форма правления для России, нежели республика. По мнению большинства опрошенных (67%) самодержавие – это пройденный этап для России. Выдвигаются и аргументы против монархии. Например, минусом может быть то, что наследник может оказаться не таким достойным как отец. Кроме того, может оказаться так, что даже изначально выбранный монарх может начать деградировать демонстрировать тиранические качества после начального этапа правления, это может привести к вырождению монархии, к образованию тирании. В связи с этим представители иных политических ориентаций критикуют приверженцев монархии, публикуют в обсуждениях в группах социальных сетей призывы к патриотизму, но в рамках другой идеологии, как правило, коммунистической.

Наиболее распространенными идентификационными символами монархического коммуникативного проекта являются герб и флаг Российской империи. Основной целью символов в нашем понимании является закрепление основных цветов монархического проекта: черного, желтого, белого.

Среди идеологов и акторов проекта следует отметить руководителей проекта «Новая Российская Империя» доктора экономических наук, профессора Южно-Уральского Государственного Университета В. В. Воложанина, полковника, кандидата философских наук П. В.Петрова, директора портала «Новая Российская Империя» Е. Андрееву, председателя монархической партии «Самодержавная Россия» Д. Н. Меркулова, общественно-политического деятеля П.Н.Будзиловича и других. Также, следует отметить исследователей – М. А. Краснова (Российское Монархическое Движение), А. Любича, В. Карпец и других.

Среди основных каналов, через которые распространяется информация о коммуникативном проекте, выделяются такие общественно-политические ресурсы как сайт монархической партии «Самодержавная Россия» samoros.org, дочерняя группа ВКонтакте «Монархия» vk.com/monrus, сайт Российского Монархического Движения monarhia.ru, сайт проекта «Новая Российская Империя» newimperia.ru Также можно выделить такие группы ВКонтакте как «Православная самодержавная монархия» vk.com/orthodox_autocratic_monarchy, группа поиска подлинной народной идеи и сторонников конституционной монархии vk.com/club2417616, Русская монархия vk.com/club49825660 и другие.

Монархисты также распространяют информацию через специализированные издания – журнал «Новая Российская Империя» newimperia.ru православно-монархическая газета «Царский Вестник» tsarsky-vestnik.narod.ru (распространяется по подписке) и другие.

Кроме того, существуют специализированные монархические форумы и блоги. Также монархисты проводят уличные акции.

Целевую аудиторию проекта условно можно разделить на две большие группы. Во-первых – это, непосредственно, сторонники монархического режима или люди, которые интересуются данной формой правления, неравнодушные к судьбе России, к традиционным ценностям, русской культуре. Во-вторых, люди, которые проживают за пределами России, но идентифицируют себя как русских, разговаривают на русском языке и поддерживают идею восстановления монархической формы правления в России.

Представители монархических сообществ не пишут о конкретных сроках реализации проекта. Прослеживается неопределенность в этапах реализации данного проекта. Различные группы по-разному интерпретируют идеологию монархии. В связи с этим, на сегодняшний день нельзя четко сказать, насколько осуществима данная идея в современной России.

Примечания

1. Андреева Е. О возрождении монархии в России // Новая Империя. 2012.

2. Будзилович П. Н. О возможности восстановления монархии в России. 2010. URL: rpczmoskva.org.ru/stati/pnbudzilovich-o-vozmozhnosti-vosstanovleniya-monarxii-v-rossii.html

3. Гавра Д. В. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. СПб. 2011. С. 270.

4. Егоров В. Монархия в России. Возможна или нет? 2012. URL: egorovv.ru

5. Киселев А. Русская монархия. 2012. URL: samoderjavie.ru

6. Краснов М. А. Конституционная государственность спасет демократическую государственность России. URL: www.monarhia.ru

7. Любич. А. Кто такой монархист? // Монархист. Минск. 2005. №52.

8. Русанов А. В. Ингерманландский сепаратизм как коммуникативный проект: содержание и продвижение. СПб.

9. Программа политической партии «Самодержавная Россия». URL: samoros.org/article.php

10. Ципес Г. Л., Товб А. С. Проекты и управление проектами в современной компании. Учебное пособие. М., 2010. С. 14.

11. Ярошенко В. Монарх на службе демократии. URL: www.monarhia.ru

22 ноября 2014
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация