О8: явления и смыслы. Картина мира блоггера-путешественника

Ирина Глазунова, магистрант СПбГУ

Аннотация: В статье рассматривается мировоззрение современного путешественника-блоггера.

Популярный несколько лет назад формат социальных сетей – живой журнал или онлайн-дневник – потерял прежнюю актуальность. Пользователи социальных сетей не хотят тратить свое время на чтение больших объемов информации, и на первый план в рейтинге социальных сетей, по данным портала ebizМВА, помимо Facebооk, выходят: Тwittеr– сеть для обмена короткими сообщениями, LinkedIn – сеть, объединяющая профессионалов, и Pinterest – социальный фотохостинг. Короткие сообщения, фото, позволяют пользователям быстро определить, интересен ли им данный профиль. Но, не смотря на это, вследствие своей мобильности актуальнее становятся тематические группы в социальных сетях, а также блоги, влоги (видео-блоги) и специальные сайты.

Рассмотрим такой сегмент медиа, как трэвел-блогги и трэвел-ресурсы (в частности, сайты), получившие свое развитие во второй 1990-х годов, и продолжающие активно развиваться не только за рубежом, но и по всему миру. За это время некоторые блоггеры достигли профессионального уровня, и объединились в «Ассоциацию Профессиональных Трэвел-Блоггеров» (Professional Travel Bloggers Association, PTBA).

Трэвел-блоггеры – это путешественники, передающие подробности своего путешествия посредством интернет ресурсов. Важно при этом то, что они частично или полностью отказываются от имеющихся материальных или социальных благ: от работы, подразумевающей строгие графики и привязанность к месту, жилья или общения с привычным кругом людей; а также то, что, по их словам, ими движет идея познания мира, и другие, в первую очередь духовные потребности. Интернет ресурсами, через которые трэвел-блоггеры общаются с читателями, могут быть или собственные сайты, или каналы на видео-хостинге, например Youtube, или же группы в социальных сетях.

В создатели PTBA допускались те, кто вел блог более одного года, имел собственный зарегистрированный сайт, с количеством посетителей не менее пяти тысяч за месяц до вступления, а первоначальный взнос составлял 150 $. Сейчас показатели посещаемости снизили до трех тысяч, а взнос уменьшили до 75 $. «Цели создания данного ресурса – узаконивание трэвел-блоггинга как бизнеса и облегчение бизнес отношений в самой отрасли» (7).

Энди Джэроз, автор-фрилансер, путешественник, автор статей для National Geographic Traveller, BBC Travel, Journeys Magazine и Coast Magazine дает свое определение трэвел-блоггеру: «Это человек, основной доход которого есть производные от сайта, или сайтов, которыми он владеет» (9).

Гэри Арндт, американский блоггер и фотограф, автор блога «Everything Everywhere» выделяет не только прагматические элементы, а отмечает также важность личности блоггера, и сравнивает ведение блога с шоу, которое накладывает на автора определенные обязательства.

Человек путешествует с древнейших времен. Но в отличие от своих предков современные путешественники отправляются в другие страны не в целях торговли, лечения или паломничества, а, зачастую, движимые желанием изменить привычный образ жизни, найти себя. При этом часть из них отказываются от имевшихся материальных благ и высокооплачиваемой работы. Или, иначе говоря, покидают зону комфорта. При этом «человек берет на себя ответственность, принимает волевое решение и делает выбор, преодолевая страх – страх быть более свободным» (4).

Согласно исследованиям О. В. Солопова, на решение путешествовать влияют как внутренние, так и внешние факторы: стремление к познанию мира и себя в этом мире, а также политические или климатические особенности.Крайне важной характеристикой туризма является то, что он совершается в часы, дни, месяцы досуга, то есть туризм – это явление досуга. Это отдых, оздоровление физическое и духовное и, конечно, познание мира (1). Некоторые исследователи даже видят сходство между философствованием и путешествием, как познавательными процессами. Так, в каждом можно выделить составляющие, без которых ни одно, ни другое существовать не может. А именно: досуг – наличие свободного времени; тоска – «хайдеггеровское “фундаментальное философское настроение”» (3); удивление, побуждающее как к философии, так и к перемене мест; и изменение характера человека, которое наряду с мировоззренческими вопросами и составляет предмет философии.

Какие потребности заставляют человека стать путешественником? И. Л. Беккер выделяет социальный, культурный и духовный смысл путешествия как способа самопознания и бытия человека. Он пишет, что «в определённый момент жизни человек осознает противоречие между обыденностью, устойчивостью и неизменностью мира, в котором он живёт, и собой как развивающимся, формирующимся, становящимся существом, которому тесны рамки обыденной, привычной и неизменной жизни» (2). Следовательно, человеку необходимо разрешить возникшее противоречие. Тогда он задумывается о путешествии, как источнике новых ярких красок в повседневной картине мира.

Обобщая приведенные выше точки зрения, заключим, что модель ресурса западного трэвел-блоггера больше ориентирована на получение денежных средств, монетизацию ресурса, приближение его к бизнесу. В российском же взгляде четче выделяется мировоззренческий и философский аспект путешествия. Чтобы проверить эту гипотезу и выяснить какая картина мира соответствует путешественникам-блоггерам, принадлежащим разным культурам, обратимся к примерам блогов двух американцев – Одри Скотта и ДэнаНолла (uncorneredmarket.com) и москвички Евгении Ланцовой (nalegke.com).

Одри Скотт и Дэн Нолл бросили свою работу в офисах Праги, распродали имущество и «запаковав свои жизни в рюкзаки, отправились в путешествие по миру». Путешественники пишут, что цель их ресурса – не только вдохновлять, но и помогать людям построить насыщенную жизнь, и в том случае, если эта жизнь не выходит за пределы квартала, и в том, если человеку недостаточно и всего мира. На данный момент блоггеры посетили более 75 стран. Одри и Дэн отмечают, что верят в общую нить, которая объединяет всех вокруг. «Местам, в которых бываем, мы придаем человеческое лицо; через фото и рассказы мы рисуем эти места для читателей так, чтобы они могли приблизиться к тому, о чем никогда могли бы не услышать» (5). Процесс путешествия же заключается в «слушании и чтении других», то есть в погружении в среду.

Собственный ресурс в этом случае выступает не только хранилищем информации, но и средством заработка. Одри и Дэн отмечают, что зарабатывают деньги со спонсорства и партнерских отношений, выступления на конференциях и в университетах, практикуют консалтинг и преподавание, публикуют digitalstorytelling путешествий (ежедневные короткие медиа-продукты, позволяющие поделиться отдельными аспектами жизни путешественника), а также используют партнерские продажи и рекламы. На данный момент это целый проект туристического бизнеса. И данная модель рассматривается как универсальная.

Путешествие москвички Евгении Ланцовой началось в 2010 году, и продолжается до сих пор. За это время она объехала Индию, Непал, Шри-Ланку, Индонезию, Вьетнам. А за последние шесть месяцев проехала на мотоцикле Тайланд, Малайзию и Камбоджу. Как пишет блоггер «“Налегке” – это первый блогг, который рассказывает не только о «внешней» стороне странствий: билетах, жилье, еде, передвижениях, местных традициях, но и о “внутренней” составляющей». (6) Какие изменения мировосприятия происходят во время путешествия, как знакомство с новыми людьми, традициями, странами, помогает познакомиться с самим собой. Автор даже вводит термин «тревеливинг» – жизнь в путешествии, и поясняет, что, раскрываясь в путешествии, мы знакомимся также и со своими «внутренними демонами», поэтому путешествие – это еще и огромная работа над собой и постоянное стремление к внутреннему росту.

И действительно, Беккер, в своей работе «Социальный, культурный и духовный смысл путешествия как способа самопознания и бытия человека» приходит к аналогичному выводу: «сущностью путешествия является не столько физическое передвижение по земле, сколько духовная деятельность по постижению чего-то нового и неизведанного – того, что изменяет жизнь человека, выводит его за грань обыденности, гармонизирует его» (2).

Сайт Евгении пользуется значительно меньшей популярностью, нежели сайт ее американских коллег.Для наглядности сравним позиции ресурсов в мировом рейтинге сайтов - 26,384,291 против 53,483. Разница составляет три порядка.

Блог nalegke.com, представлен по большей части в формате дневника, на страницах которого Елена рассказывает о своих буднях и ситуациях, их сопровождающих. Главный посыл читателям – жизнь без привязанности к вещам, выход из «зоны комфорта» и соединение с местным пространством. Под соединением понимается наблюдение за местными жителями, постижение их ценностей без личных оценок, которое в конце концов дает понимание не только народности, культуры, но и самого себя.

Какова же материальная сторона проекта? За полтора года пребывания в столице Индии – Дели, Елена наладила свой интернет-магазин, который приносит основной доход. Сайт о путешествиях – некоммерческий, с максимально простым дизайном. Отсутствие в содержании рекламы и партнерских программ – своеобразная забота о читателе, предупреждающая отвлечение внимания и позволяющая сосредоточиться на содержании.

Что же получается? Путешествие, города, страны и люди раскрываются через познание, и главное – это желание понять, и рассказать людям, которые только собираются, или пока не могут отправиться в свое путешествие по экономическим или каким-либо еще причинам, что не бывает неинтересных стран или людей, что это не страшно, и читателю это тоже под силу. Вот здесь на помощь приходит монетизация. Заказать билет или посмотреть его стоимость можно уже на сайте-трэвелоге, и здесь же можно подобрать жилье. Вдохновляясь опытом путешественников читатели хотят быть похожими на них, доверяют им. Поэтому с большей вероятностью будут доверять ссылкам, размещенным на ресурсе, следовательно, увеличивать прибыльность ресурса, а просмотр фотографий или видео даст не только более полное представление, но и увеличит время пребывания пользователя на сайте, и повысит его рейтинг.

И неважно, какая страна стала отправной точкой, и будет ли это кругосветное путешествие, или оно ограничится одним континентом. Важно, чтобы путешественник оставался открытым и восприимчивым ретранслятором, чтобы читатели тоже могли полностью погрузиться в происходящее с ним. А получение дохода от своего ресурса – это стимул для развития, для более интересной и качественной подачи информации.

Примечания

1. Артановский С.Н. Туризм как познание мира // Аналитика культурологии. 2014. № 28.

2. Беккер И. Л. Социальный, культурный и духовный смысл путешествия как способа самопознания и бытия человека // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 11 (15). С. 7-11.

3. Солопов О. В. Культурный туризм как философская проблема // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 1.

4. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления. – Ростов-на-Дону, 2004. С. 169.

5. Блог Одри Скотта и Дэна Нолла: uncorneredmarket.com

6. Блог Евгении Ланцовой: nalegke.com

7. Ассоциация профессиональных трэвел-блоггеров: travelbloggersassociation.com/founding-members.

8. eBizMBA: ebizmba.com

9. Джэроз Э. Зачем нужно определение трэвел-блоггера? // Режим доступа: 501places.com/2011/08/why-we-need-a-clear-definition-of-a-travel-blogger

22 ноября 2014
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация