Репортаж в журнальной периодике на примере творчества М. Ахмедовой

Ирина Гладченко. Научный руководитель доц. К.Р.Нигматуллина.

Аннотация. В современных условиях конкуренции на рынке СМИ важную роль играет то, как издания привлекают аудиторию. Один из способов – форма подачи содержания. Если мы говорим о тексте, то жанр репортажа является одним из наиболее актуальных. На примере Марины Ахмедовой мы провели исследование и выявили алгоритм работы современного журналиста над репортажем.

В современном мире в эпоху прогрессивного развития информационных технологий, и перехода в Интернет большинства СМИ, издания активнее борются за свободное время своей аудитории. На материалы, объемом больше одной страницы и не захватывающие с первых строк, читатель не станет тратить время, как, впоследствии, и на издание, в котором эти материалы публикуются. Поэтому сейчас для многих СМИ актуально исследование того, как захватить читательское внимание и удержать его (1).

Подобная проблема всегда возникала в период активного распространения нового формата. В своё время казалось, что кино заменит театр, а телевидение, в свою очередь, кино. Сейчас многие журналисты говорят о том, что Интернет заменит печатные издания. Известна цитата из кинофильма «Москва слезам не верит»: «Вообще, вы знаете, со временем телевидение перевернет жизнь всего человечества. Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет, одно сплошное телевидение». Но, тем не менее, спустя уже 35 лет, мы по-прежнему ходим в театры, кинотеатры, читаем и книги, и газеты, и журналы. Всегда остаются аспекты, которые притягивают к «прошлой жизни». Такие же аспекты существуют и сейчас, и именно они притягивают читателя к периодическим печатным изданиям. Один из таких «притягивающих моментов» – подача материала.

Жанр репортажа в этом плане наиболее интересен для исследования. Именно этот жанр из всех, подразумевающих большой объём, наиболее способен привлечь читательский интерес не только к тексту, но и к журналисту, и к изданию в целом. Работа над репортажем очень специфична. Далеко не каждый текст в этом жанре получается интересным. На примере Марины Ахмедовой, как одного из наиболее успешных и известных современных журналистов, мы провели исследование для выявления алгоритма написания текста репортажа.

Чтобы проанализировать процесс создания репортажа, мы разделили его на четыре этапа. Первый этап: подготовка к работе, в которую входит выбор темы, определение области работы, поиск источников (2).

Задумывая некую публикацию, журналист, прежде всего, определяет тему. По мнению В. М. Горохова, журналистская тема всегда имеет «ярко выраженную функциональную заданность. Тема публицистического произведения в газете по сравнению, скажем, с художественной темой нормативно, прямо отвечает на социальный заказ. Тема выступления публициста в прессе рождается как непосредственный отклик на актуальные общественные потребности» (3). Социальный заказ может быть обусловлен редакционным заданием, потребностями массовой аудитории, интересами тех или иных социальных групп. Именно в теме автор «синтезирует черты объекта, которые отражаются и абстрактным, теоретическим знанием, и здравым смыслом» (4).

Современные журналисты имеют огромные возможности для получения информации и разработки фактически любых тем. Так, например, Марина Ахмедова любит писать свои материалы на очень острые темы, исследовать крайние ситуации, вливаться в компании людей, которых многие предпочитают обходить стороной.

Сама Марина так рассказывает о критериях выбора темы: «первый критерий – я знаю, что у меня есть дар слова… Я знаю, что у меня есть способность уложить увиденное в слова так, чтобы заставить читающих чувствовать и сильно переживать… Есть и второй критерий – мои амбиции. Они очень хорошо отразились в выборе этой темы – пожить с наркоманами. Я читала репортажи о крокодиле, много репортажей. И все меня не устраивало, все было не так. На двадцатом чужом репортаже о крокодиле, я решила, что, блин, хватит, поеду сама и напишу… Третий критерий – возможно, я смогу им помочь. Не факт, но вдруг. Я, вообще-то, никому не бросаю вызовов, подбирая темы… То есть, основной критерий – это дар слова. Я знаю, что он есть, и он меня обязывает» (5).

Согласно нашему исследованию, в работах Марины Ахмедовой преобладает социальная и социально-политическая тематика, что можно объяснить историческими условиями. Спрос на политическую тематику среди читателей возрастает, к тому же появляется возможность писать на подобные темы. Но при этом политика показывается на примере конкретных социальных проблем, частных случаев.

Второй этап: сбор информации, в который входит работа с источниками, как с людьми, так и с документами (6).

К традиционным журналистским методам сбора информации, как правило, относят наблюдение, интервью и анализ документов. Все они ориентированы на выявление глубинных характеристик изучаемого объекта и на выяснение закономерностей в социальной действительности (7). С развитием журналистики данные методы дополнялись и обогащались конкретными методиками из социологии и психологии, представляющими «совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая чистые операции, их последовательность и взаимосвязь» (8). Все методы можно условно разделить на две большие группы: первые используются при сборе эмпирических данных (наблюдение, эксперимент, интервью и др.), а вторые – при анализе полученных сведений (здесь можно назвать классификацию, группировку, типологизацию и т. д.).

В своей работе Марина Ахмедова использует преимущественно метод наблюдения. Все репортажи написаны изнутри изучаемой среды. Главные действующие лица часто знают о том, что среди них находится журналист, что он наблюдает за их поведением, и что он напишет о том, что видел и слышал. Именно поэтому у Марины такой «жесткий» стиль общения с героями своих материалов. Почти все они преследуют свои цели в разговоре с журналистом, а у журналиста, в свою очередь, есть своя цель – написать репортаж по той теме, которую выбрал он, а не герой.

Метод эксперимента также достаточно часто используется в работе Марины Ахмедовой, но здесь она занимает скрытую позицию: окружающие люди не должны знать её настоящую профессию, как, например, в серии репортажей про администрацию одного подмосковного города – «Самый главный на селе» (9).

Анализ документов не представлен в исследованных материалах журналистки. И хотя они не преследуют цели оперативно рассказать о событии, то есть на них можно потратить достаточное количество времени, Марина Ахмедова за исключением прямой речи героев не приводит цифр, исторических фактов или выдержек из документов.

Третий этап: обработка информации и подготовка текста репортажа к печати (в том числе, стилистика текста, выражение авторского «я» в тексте, структура репортажа) (10).

Для анализа и обработки имеющейся информации, а именно для обнаружения неких общих закономерностей в различных явлениях действительности, журналист классифицирует и группирует данные по определенным признакам и критериям (11). Классификация направлена на выяснение связей и закономерностей развития исследуемых объектов. Конкретной формой классификации является группировка. Она позволяет разделить целостную совокупность объектов или данных на однородные группы таким образом, чтобы различия внутри группы были существенно меньше, чем между группами (12). Метод типологизации данных ориентирован на поиск устойчивых признаков и свойств изучаемых объектов.

Сюжетно-композиционное построение журналистского произведения обусловлено конкретным замыслом. Собранный и осмысленный автором фактический материал подлежит журналистскому и литературному оформлению. В ходе написания текста все «элементы содержания упорядочиваются в произведении не только благодаря идее, синтезирующей многомерные связи и отношения между фактом, мнением, проблемой и т. д. Эта упорядоченность достигается также и формальными средствами, среди которых видное место занимают сюжет и композиция» (13).

Если говорить о сюжетно-композиционной организации репортажей Марины Ахмедовой, то можно отметить, что больше всего в творчестве журналистки представлено репортажей с фабульной композицией. Это – наиболее удобная для Марины композиция, она позволяет и раскрыть тему, и рассказать историю. При этом очень мало репортажей с сюжетной композицией, так как практически ни одна тема не может быть раскрыта только одним событием, всегда существуют «дополняющие», события «до» и «после», которые оказывается необходимым упомянуть.

Репортажи Ахмедовой представляют собой истории, рассказанные детально, досконально, до мельчайших подробностей. Как правило, её тексты выглядят как эпизод, выхваченный из жизни. Он не имеет ни конкретного начала, ни конкретного конца, в нём нет никаких «указаний к размышлению», только мысли самой журналистки. Нет выводов, нет окончательных и абсолютных утверждений. Но есть рассказ о конкретных событиях, которые описаны как можно более отстранённо, при этом есть рефлексия автора на возникающие попутно сюжеты и конфликты. На наш взгляд, Ахмедова часто использует описания каких либо специфических деталей именно для того, чтобы выразить свои мысли, чтобы читатель понял, что внимание автора было обращено на конкретную деталь не просто так.

Одна из ярких стилистических особенностей текстов Ахмедовой – это литературность её текстов. Обилие метафор, чередование описательных и повествовательных абзацев создает впечатление скорее литературного, чем журналистского текста. Это замечается и самим автором: «Я часто слышу о себе – она не журналист, а писатель. Я не спорю, но про себя я с этим никогда не соглашаюсь. Почему в статье не может быть литературы? “Русский Репортер” вообще выигрывает за счет своих репортажей, в которых присутствует литературная составляющая или хотя бы ее видимость» (14).

Четвертый этап: итог публикации текста. Сюда входит определение, достиг ли текст намеченной цели, если она была, какова реакция читателей, а также эффективность работы журналиста по итогам его публикаций (15).

Как правило, мерой эффективности журналистского текста может служить влияние выступления на дальнейшее развитие событий. Для самого журналиста это является критерием повышения его профессионализма, такие «удачи» в принципе указывают на то, что происходит профессиональное развитие журналиста.

Репортажи Марины Ахмедовой провоцируют не только дебаты в Интернете, но и конкретные действия: «Был репортаж о монастыре, когда нашлись добровольцы, желающие покрыть старую церковь крышей… Был репортаж о детдомовцах, когда конкретными детьми заинтересовались… Был репортаж “Собаки, улетающие в рай”. Единственный мой репортаж, когда я плакала. После его публикации я получила много писем. Основной их смысл – “А я раньше пинал дворняг, я ж не знал. Теперь не буду”. “Теперь не буду” – на мой взгляд, гораздо важнее, чем помощь одной конкретной собаке, что, впрочем, тоже важно. Было много репортажей. Вот почему я стараюсь погрузиться и сделать так, чтобы читатель вместе со мной прошел и увидел. Я добиваюсь эффекта присутствия» (16). Именно эту цель – дать прочувствовать ситуацию, понять её глубину и драматизм – ставит перед собой Ахмедова.

В заключение подведем итоги. Основными критериями выбора темы для Марины Ахмедовой являются мотивирующий к преодолению трудностей и творчеству «дар слова»; амбиции, заставляющие разработать тему лучше других; а также желание помочь. В работах журналистки преобладает социальная и социально-политическая тематика, среди методов востребованы включенное наблюдение и эксперимент. В репортажах Ахмедовой доминирует фабульная композиция. Материалы представляют собой рассказанные в мельчайших подробностях истории, преодолевающие жанровые рамки классического репортажа и тяготеющие публицистике. Эти характеристики составляют уникальный, яркий и «цепляющий» стиль Марины Ахмедовой.

Примечания

1. Gerd L.‏ Friction is fiction // URL:‏ gerdleonhard.typepad.com/files/friction-is-fiction-free-version-jan-2011-gerd-leonhard-cc-licensed.pdf

2. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения // СПб., 2001. URL: evartist.narod.ru/text/71.htm

3. Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. М.,1975. С.63.

4. Там же.

5. Чанцев А. Марина Ахмедова: «Правда часто звучит циничней лжи» // интернет-издание «Частный корреспондент» 2012. 28 июня. URL: www.chaskor.ru

6. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения.

7. Там же.

8. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. С.38.

9. Ахмедова М. Самый главный на селе. Управленческий эксперимент… // Русский Репортер. 2012. 26 октября. URL: www.rusrep.ru

10. Основы творческой деятельности журналиста // под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000. URL: evartist.narod.ru/text5/58.htm

11. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения.

12. Экспертные оценки в социологических исследованиях // Отв. ред. С. Б. Крымский. Киев, 1990. С. 76.

13. Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. С. 148.

14. Чанцев А. Марина Ахмедова: «Правда часто звучит циничней лжи»…

15. Колесниченко А. В. Практическая журналистика // М., 2008. URL: evartist.narod.ru/text28/0034.htm

16. Чанцев А. Марина Ахмедова: «Правда часто звучит циничней лжи»…

10 июля 2014
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация