Модернизация медиаконтента в интернете: мультимедийный нарратив «The New York Times»

Виктория Взятышева. Научный руководитель доц. А.А.Литвиненко.

Аннотация. В статье определяется понятие мультимедийного нарратива, характеризуется специфика его использования в журналистике, а также механизм воздействия на аудиторию; на примере интерактивных фиче интернет-версии газеты «The New York Times» демонстрируется технология создания мультимедийных материалов и значение их использования.

На сегодняшний день на рынке американских средств массовой информации мы наблюдаем стремительный рост количества интернет ресурсов. Большинство крупнейших газет США имеет электронную версию, которая ввиду более широких технологических возможностей содержательно отличается от печатной. После финансового кризиса 2008 года многие газеты вынуждены были прекратить выпуск печатной версии и остались только в Интернете, например, «Seattle Post-Intelligencer». Современная журналистика уходит в виртуальное пространство, где распространение информации и процесс коммуникации осуществляются гораздо быстрее, а выбор информации огромен. Виртуализация реальности находится на стыке технологий и культуры, а мультимедиа «позволяют на уровне полноценной интеграции и взаимопроникновения произвести синтез технологии и искусства» (1).

Понятие «мультимедиа» предполагает использование более чем одного средства передачи информации. Мультимедиа можно также определить как «интеграцию двух или более коммуникационных средств и каналов с компьютером» (2). То есть мультимедийные технологии предполагают некое сочетание аудио, видео, текста, изображений. Фактически мультимедийным можно считать весь представленный в интернете контент.

Дэвид Кэмпбелл предлагает использовать вместо термина «мультимедиа» термин «визуальное повествование» (visual storytelling), поскольку, по мнению исследователя, «мультимедиа» значительно более широкое понятие, включающее также инструменты и платформы, которые используют СМИ, тогда как «визуальное повествование» более четко описывает происходящее с контентом, а именно – стремление «подать информацию визуально». «Это зона, где пути фотожурналистики, видеожурналистики, документалистики, кино и интерактивного повествования имеют потенциальный интерес», – пишет Кэмпбел (3).

Еще одна важная часть визуального нарратива в сетевых СМИ – так называемая журналистика баз данных (data journalism). К ней можно отнести визуальный контент, наглядно обобщающий и представляющий статистическую, географическую, количественную информацию. Яркая инфографика позволяет журналисту намного понятнее преподнести сложную, разнообразную информацию.

По-настоящему инновационной в области мультимедийной журналистики можно считать газету «The New York Times», где регулярно выходят интерактивные фиче (от англ. Feature – история, статья; жанр, созданный для описания не отдельных событий, а тенденций, которые за ними увидел журналист) (4). К интерактивным фиче мы отнесли более сложные, как с точки зрения технического исполнения, так и с точки зрения сбора информации, материалы с особыми принципами верстки. Можно выделить следующие особенности интерактивных фиче, которые позволят отделить их от рядовых материалов с элементами мультимедиа.

1. «Отдельная страница». Подобные материалы публикуются на сайте «The New York Times», однако на странице с материалом нет стандартной газетной шапки, рубрик, встроенных баннеров с рекламой и прочих элементов газетной верстки на сайте.

2. Обложка. Заглавная фотография (в некоторых случаях анимация, видео, иллюстрация) в самом начале материала, которая занимает всю ширину экрана, и на которой как правило пишется заголовок, имя автора (в некоторых случаях лид или краткое описание текста). Большой объем текста. Если материал строится на текстовом повествовании, то зачастую оно может достигать нескольких десятков тысяч знаков.

3. Сложная структура: некоторые редакционные проекты состоят из нескольких взаимосвязанных глав.

4. Высокое качество изображений.

5. Спецэффекты: такие технические особенности, как «эффект пролистывания», возникающий при прокрутке материала вниз (например, когда блок фотографий наплывает на текст как при пролистывании страниц), звуковая подложка, автоматический запуск видео и пр.

Исследователи Школы журналистики университета Беркли выделяют два основных типа мультимедийного повествования – линейное и нелинейное. Линейное – традиционное построение материала с началом, серединой и концом. Нелинейное же повествование отличается тем, что история разбита на тематические сегменты и у пользователя есть выбор, с какого из них начать чтение (5). Большинство мультимедийных материалов «The New York Times» представляют собой линейное повествование, так как история представлена читателю в той последовательности, в которой ее видит автор. У читателя нет выбора, с какого места начать просмотр: все карты, схемы, фотографии и текстовые блоки расположены в строгой последовательности, аналогично встроены мультимедиа, закрепленные в определенных отрезках материалов.

Медиаисследователь Эми Гэхран отмечает и минусы в сложных мультимедийных инструментах, применяемых в СМИ. По ее словам, чтение подобных интерактивных историй требует большой концентрации внимания, длительного времени, а также устройств с определенным технологическим уровнем. «Как правило, они имеют собственную внутреннюю навигацию, для понимания и использования которой, аудитории необходимо приложить определенные усилия. В контексте цифровой информации не хватало еще, чтобы пользователи ломали голову над тем, как получить доступ к материалу и перемещаться по нему», – отмечает Гэхран (6).

Как отмечает разработчик интерактивной графики в «The Wall Street Jornal» Крис Канип, создавая интерактивные материалы, у тебя есть возможность направлять перемещение по нему пользователя, предусматривать то, как он будет его читать, что позволяет определенным образом вести повествование. В то же время, по его словам, создавать понятные и доступные материалы – главная задача, которая стоит сейчас перед авторами интерактивных фиче: «Ты всегда представляешь, как читатель будет читать что-либо, основываясь на том, как ты сам это читаешь. Так происходит и с дизайном, и с любым другим видом повествования. Наша задача – создавать продукт, который будет иметь смысл для пользователя и будет привлекать читателя быстро и просто. Никто не хочет, чтобы читатель думал слишком много: должно быть предельно ясно, как работает навигация в интерактивной графике, ты не должен писать «кликните мышкой туда-то», ты не должен писать инструкции. Это должно быть что-то, что читатель и так знает».

Здесь надо отметить, что мультимедийные материалы «The New York Times», несмотря на техническую сложность, очень просты с точки зрения использования. Как правило, участие читателя здесь минимизировано, а весь процесс просмотра сводится к пролистыванию материала вниз, открытию видеозаписей или слайдшоу, без каких-либо широких возможностей навигации.

Исходя из проанализированных данных (за основу исследования мы взяли 18 интерактивных фиче преимущественно за 2013 и 2014 годы), мы можем сказать, что в интерактивных нарративах «The New York Times» велик объем текста – около 21,3 тысяч знаков для одного материала. При этом, наравне с большим количеством мультимедийных элементов, текст в нарративах остается главенствующим компонентом.

Что же касается остальных форм контента (фото, аудио, видео, инфографика, интерактивная инфографика, иллюстарции, анимация), на один текст приходится порядка 12 таких элементов. Большинство исследованных нами материалов, помимо текста, содержат более одного типа контента (например, фото + видео или фото + видео + инфографика).

Общий объем фотографий, основываясь на статистике проанализированных материалов, превышает объем видео в 8 раз. Однако при этом видеоконтент присутствует примерно в половине всех материалов. Отсюда следует, что видео, хотя и используются относительно часто, публикуются в объеме значительно меньшем, чем фото. Это может быть обусловлено и трудоемкостью их создания (ролики «The New York Times» в большинстве случаев собственного производства) и особенностями восприятия аудитории, которая зачастую пропускает видео.

Интересна также статистика использования инфографики и анимации. Анимация в материалах зачастую представляет «движущуюся» инфографику: это могут быть подвижные карты, которые переносят читателя из одной точки в другую («Snow Fall» / «Снегопад», «A Game of Shark and Minow» / «Игра акулы и блесны», модели города («Reshaping New York» / «Меняя Нью-Йорк»), схему действия пистолета («Two Gunshots On a Summer Night» / «Два выстрела одной летней ночью») или план местности («A Deadly Mix in Benghazi» / «Смертельный беспорядок в Бенгази»). В проанализированных материалах количество анимации почти вдвое превосходит количество инфографики. Таким образом, в мультимедийных нарративах «The New York Times» прослеживается тенденция замены статичной инфографики анимационной инфографикой. В целом она реализует те же функции (наглядно показывает расположение / маршрут / строение чего-либо), но при этом за счет движения, во-первых, делает картинку более объемной, во-вторых, привлекает больше внимания.

Говоря о структуре материалов, можно выделить три основных типа взаимодействия текстового и иного контента в материалах газеты: обтекание (когда видео, фото и пр. сверстаны сбоку текста, не разрывая его), чередование (когда текст разбивается фотографиями, видео, анимацией в ширину строки) и мультимедийные блоки. Блоки мультимедиа, в отличие от простых элементов, разбивающих текст, как правило, занимают всю ширину экрана и не просто служат частью верстки или иллюстрацией к тексту, но становятся как бы историей в истории. Возьмем, например, материал «Game of Shark and Minow», в котором присутствуют несколько таких блоков. Они состоят из видео, фотографий, а также анимированных карт. При этом, когда читатель долистывает материал до мультимедийного блока, включается звук (в данном случае – шум моря), таким образом погружая пользователя в атмосферу описываемого места. Такой же характер имеют и видео в данной истории: они не информативны, а скорее атмосферны, так как изображают, например, переливы воды, бродящего рабочего на судне и т.д. Такие крупные блоки, «оживающие» при прокручивании страницы, притягивают внимание читателя, заставляют концентрироваться на себе.

В материалах «The New York Times» часто встречаются необычные мультимедийные решения, индивидуальные по подаче для каждого материала. Например, это интерактивная графика в «Russia Left Behind»: сбоку от текста расположена карта с описываемым маршрутом, который отмечается как пройденный по мере прокручивания вниз страницы. Похожий прием мы наблюдаем в «Snow Fall», где одновременно с прокручиванием страницы, приходит в движение анимация, демонстрирующая маршрут в горах.

К специфическим особенностям мультимедийных историй «The New York Times», связанным с их технической реализацией, можно также отнести эффекты при просмотре страниц. Например, в «Snow Fall» анимация (схема горных пиков, маршрутов и т.д.) возникает постепенно, словно из ниоткуда, она плавно прорисовывается на белом фоне. «Snow Fall», ставший обладателем Пулитцеровской премии в 2013 году, стал настоящим прорывом в использовании мультимедийных технологий в онлайн-журналистике.

В целом, стремление объединить контент в цельную историю просматривается во всех нарративах «The New York Times»: и особенности просмотра, и интерактивные карты сбоку, и звук, появляющийся при просмотре фотографий – говорят об индивидуальному подходу к каждому материалу и особой, единой для него стилистике.

Примечания

1. Засурский И. И. Интернет и интерактивные электронные медиа. М., 2007. С. 137.

2. Там же.

3. Campbell D. Visual Storytelling in the Age of Post-Industrial Journalism. 2013. P. 35.

4. Колесниченко А. В. Практическая журналистика. М., 2008. С. 31.

5. Grabowicz P., Hernandez R., Rue J. Taxonomy of digital story packages. URL: multimedia.journalism.berkeley.edu

6. Gahran A. Multimedia news features: Are they really worth the effort? URL: archive.knightdigitalmediacenter.org

10 июля 2014
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация