Современные тенденции развития детского телевидения в России

Мария Гордеева. Научный руководитель ст.преп. Т.Е.Орлова.

Аннотация. В статье характеризуется контент детских телеканалов и воспроизводится общая картина развития современного детского ТВ, выявляются основные тенденции и перспективы развития детского телевидения в России.

Новое поколение – это поколение телевидения и Интернета. В отличие от Интернета телевидение оказывает бо́льшее влияние на детей и подростков из-за таких качеств ТВ как массовость, вездесущность, а главное – простота использования. С раннего детства ребенок неосознанно воспринимает всю информацию, которая транслируется с телеэкрана, вне зависимости от того смотрит ли малыш телевизор целенаправленно или же ТВ-приемник работает в фоновом режиме. Для просмотра телевизионного контента (в отличие от работы в Интернете) не нужны специальные технические навыки и знания, достаточно лишь уметь включать телевизор.

Представители младшего поколения нередко смотрят телевизор без присмотра взрослых. Вследствие этого, такая положительная черта телевидения как общедоступность, может быть рассмотрена под другим углом. В ситуации, когда мы говорим о самой восприимчивой публике, – детях и подростках, это качество телевидения нельзя оценивать исключительно как достоинство. Именно поэтому возникает необходимость исследовать существующие передачи для подрастающего поколения с точки зрения познавательной и воспитательной функций. Отметим, что при отсутствии должного внимания современных родителей к подрастающему поколению, для многих детей телевидение является основным источником информации, навязывает им стереотипы поведения, моральные нормы и принципы. С другой стороны не наблюдается внимания к детям и со стороны производителей телевизионных программ, поэтому важно не только проводить анализ содержания детского контента, но и предлагать идеи модернизации детского телевидения в России.

Воспитание детей посредством телевидения, должно обрести системный и регулярный характер. На данный момент на российском телеэкране можно видеть шесть основных специализированных каналов для детей: «Карусель», «Дисней», «Никелодион», «Детский», «Улыбка ребенка» и «Радость моя». Однако из-за способа передачи сигнала большинство из них нельзя назвать общедоступными. Эта одна из причин, почему аудитория этих телеканалов по данным «TNS media» в 2013 году не достигает в среднесуточном объеме даже двухсот пятидесяти тысяч человек. А каналы, предназначенные для семейного просмотра, «Домашний» или «СТС» имеют большое количество передач и телесериалов с возрастными ограничениями.

Если сравнивать объем детского вещания с общим количеством телепередач на федеральных каналах, то количество контента для детей окажется очень небольшим: не более 3-4 % от общего времени, при норме 7-10 % (1). Поэтому важно проверять существующий детский телеконтент на соответствие необходимым требованиям, а также искать ответы на вопросы: какого типа детских программ не хватает, и каковы, в связи с этим, должны быть перспективы дальнейшего развития детского телевидения в России?

Теоретической опорой для проведения данного исследования стали работы психологов В. А. Аверина, Н. Н. Богомоловой, Л. С. Выготского, А. Г. Когатько и других, а также медиаисследователей В. В. Егорова, А. А. Князева, В. А. Ксенофилова, Г. В. Кузнецова и А. Я. Юровского. Для проведения анализа выбран контент специализированных детских телеканалов «Карусель» и «Дисней».

Для того, чтобы перейти к результатам исследования детского вещания, необходимо определить общий вектор развития современного телевидения, который характеризуется продолжающейся монетизацией телевидения. С одной стороны, это вполне объяснимо: телеканалы должны зарабатывать, чтобы существовать. С другой стороны, телевидение перестает выполнять свои ключевые функции – культурно-просветительскую, образовательную, интегративную. В случае, когда речь идет о детских передачах, ситуация еще сложнее (2).

Существенные изменения в работе детских вещателей произошли после 1 сентября 2012 года, когда в силу вступил федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В этот момент изменилась политика многих телеканалов. Несмотря на то, что оба телеканала – и «Карусель» и «Дисней» – позиционируют себя как детско-юношевские, возрастные акценты расставлены на них по-разному. Необходимо отметить, что помимо защиты детей от вредной информации, данные маркировки помогают ориентироваться в программах, а именно понимать, будет ли данный контент интересен представителю определенного возраста. Телеканал «Карусель» упрощает свою задачу – сетка вещания составлена с минимальным учетом аудиторного фактора. Представлен лишь контент без возрастных ограничений или с ограничением 12+. В свою очередь, на канале зарубежного производства «Дисней» представлен весь спектр программ по возрасту зрителя, за исключением 18+, что недопустимо на детских каналах.

Следует отметить, что сегодня большое внимание уделяется разработке сайтов телеканалов для детей. Это происходит под действием интеграции телевидения и Интернета. Процесс медиаконвергенции позволил объединять текст, звук, видео и онлайн игры для детей, тем самым представители подрастающего поколения на одном Интернет ресурсе могут удовлетворить как потребность в информации, которая подается в игровой форме, так и потребность в развлечении – игры в Интернет-приложениях.

Кроме того, на сайте детско-юношеского телеканала отечественного производства «Бибигон» была создана детская социальная сеть. Такой ход может привлечь ребенка, который много времени проводит в социальных сетях, предназначенных для взрослых, и, тем самым, дети будут ограничены от вредной информации, поступающей из соцсетей взрослой направленности. После закрытия телеканала «Бибигон» исчезла и их детская социальная сеть, но не исключено, что в скором времени разработчики телеканала «Карусель» обратятся к опыту коллег и возобновят подобную работу.

На центральных каналах отчетливо прослеживается тенденции снижения количества детского контента. Велика вероятность, что в ближайшие 5-7 лет программы для детей будут вытеснены более рейтинговыми проектами для взрослой аудитории. Только «Спокойной ночи, малыши», программа, которая уже стала брендом, может продолжить свое существование.

Несмотря на то, что некоторые специализированные телеканалы для детей вышли за пределы кабельного и спутникового вещания, то есть стали эфирными, их по-прежнему нельзя назвать общедоступными. Зона приема телеканалов ограниченна, поэтому, например, канал «Карусель» без каких-либо осложнений могут смотреть только дети и подростки центрального региона России. Даже в Петербурге не во всех районах города канал ловится одинаково хорошо. Именно по этой причине дети в регионах лишены возможности просмотра специализированных каналов. Кроме того, например, в южной части России, при отсутствии специальных платных спутниковых тарелок, до сих пор идет трансляция лишь пяти основных каналов, так называемого центрального телевидения, а именно «Первого канала», «России», «НТВ», «Пятого канала» и «СТС», поэтому дети вынуждены смотреть программы, предназначенные для взрослых из-за отсутствия альтернативы.

Если отечественный телеконтент для подрастающего поколения не будет поддерживаться со стороны государства, то очевидно, что зарубежные мультсериалы и телепрограммы, которые иногда отличаются низким качеством и неадаптированностью к российским реалиям, практически полностью заменят отечественный контент.

К положительным явлениям детского телевидения в России можно отнести разнообразие программ различной тематики на специализированном канале отечественного производства «Карусель». Возобновление циклов лекций для школьников говорит о следовании исторически сложившимся традициям и о потенциальной востребованности передач такого типа. Помимо лекций здесь представлены почти все типы передач, которые были характерны для времен подъема детского телевидения в России, но, тем не менее, лидирующее место в сетке вещания остается за мультсериалами.

К отрицательным тенденциям можно отнести политику составления сетки вещания. Еще пять лет назад можно было отметить, что на универсальных каналах детские программы выходят в ночное время для соблюдения лицензионного соглашения, теперь даже в ночное время нельзя увидеть детский контент в обязательном по лицензионному соглашению объеме. В этом заключается существенное отличие по сравнению с XX веком. А. Г. Когатько отмечает, что в советское время четко определялся принцип размещения детских передач в сетке вещания. Все программы были встроены в общую сетку вещания с учетом общепринятого распорядка дня ребенка (3).

Политика в сфере составления сетки вещания специализированных детских телеканалов имеет свои особенности. Журналистский контент для детей, а именно телепрограммы, часто выходят в эфир в ночное время, а зарубежные и российские мультсериалы заполняют дневные часы – прайм-тайм. Большинство телепрограмм по продолжительности не превышают пятнадцати минут, а мультфильмы и анимационные сериалы могут идти в режиме нон-стоп, в частности, данная тенденция касается сетки вещания выходного дня.

Стоит также отметить переход специализированных каналов для детей на круглосуточное вещание. Так, «Карусель» и «Дисней» уже перешли на 24-часовое вещание. При этом телеканалы имеют собственное вещание в разных часовых поясах с отличием от московского времени.

Техническое развитие в ближайшем будущем позволит создать для детей так называемый «второй экран» – специальное мобильное приложение, подобное тому, которое было запущено по инициативе «Первого канала» специально к Олимпийским играм в Сочи. Подобное приложение способно позволить детям, которые привыкли смотреть телевизор и при этом сидеть в Интернете, полностью погрузиться в происходящее в эфире. Но чтобы техническая новинка не принесла вред, необходимо грамотно разработать сетку вещания детских каналов с упором на обучение и воспитание. «Второй экран» позволит свободно участвовать в интерактивах, что может вызвать новую волну популярности детского телевидения за счет непосредственного участия детей в программах. Кроме того, важно, что дети смогут сразу же обсуждать происходящее и видеть свои сообщения на «большом» экране в режиме онлайн. Такие новшества способны изменить приоритеты при выборе между мультфильмами и передачами познавательного толка.

Подводя итоги, стоит отметить, что современные дети в среднем проводят у экрана не менее двух с половиной часов в день (4). Дети подвержены телевизионному влиянию, поэтому задача разработчиков детского телеконтента – создать такие передачи, которые позволят детям черпать из эфира все самое необходимое и важное.

Центральные каналы постепенно выводят детский контент из своей сетки вещания. Такая политика как минимум недальновидна, так как именно эта категория зрителей в будущем могла бы стать активной, доверяющей каналу аудиторией, привлекательной, в том числе, и с точки зрения рекламодателей.

В XX веке на центральных каналах преимущественно были познавательные программы, викторины и спортивные передачи, а в XXI – превалируют сериалы и мультфильмы. Причем, сериалы, которые создатели позиционируют как подростковые с ограничением «12+», имеют весьма неоднозначное содержание. Детское телевидение перестало соответствовать модели «развлекая, обучай», вместо этого появилась новая формула создания программ для детей: «рекламируя, развлекай!». Таким образом, можно сделать вывод, что российское телевидение для детей стремиться к американскому формату.

Количество детского контента в сетке вещания центральных телеканалов показывает, что лицензионные соглашения в скором будущем могут серьезно измениться в сторону уменьшения программ для подрастающего поколения. После этого невыгодный с коммерческой точки зрения детский контент полностью уйдет на специализированные каналы и в Интернет.

Чтобы детское телевидение в России вышло на существенно новый уровень, необходима государственная поддержка, такая как дотации и изменения в законодательстве. Кроме того, чтобы повысить качество конкретных программ, при факультетах журналистики необходимо создавать кафедры детского вещания, выпускающие дипломированных профессиональных творческих работников детских редакций.

Примечания

1. Постановление Правительства РФ №1359 «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации» от 7 дек. 1994 г.

2. Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. М., 2007.

3. Когатько А. Г. Социальная ответственность детского телевидения. Развивающее телевидение для детей. // Официальный сайт депутата Гос. думы Крутова А. Н. www.kroutov.ru

4. Телевидение для детей. Исследование особенностей производства, формирования и распространения программ. Мировой опыт. Отраслевой отчет. М., 2013.

10 июля 2014
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация