Медийные компетенции выпускников петербургских школ: определение, оценка, перспективы развития

Екатерина Касумова. Научный руководитель проф. И.Н.Блохин.

Аннотация. Автором характеризуются существующие подходы к медийной компетентности, определяются ключевые понятия и предлагается новый интеграционный подход. На этой основе проводится полевое исследование, обобщаются его результаты. Статья представляет основные положения и результаты исследования, проведенного в рамках дипломной работы.

Социализируясь, человек приобретает набор навыков, умений, знаний или – компетенций. Их наличие и степень развития определяют осмысленность и результат взаимодействия человека с окружающей социальной действительностью. Медиа влияют на современного человека в течение всей жизни, поэтому людям неизбежно приходится формировать навыки в области взаимодействия с медиа. Компетентность в работе с медиа особенно важна их наиболее активным пользователям – молодому поколению, чья сознательная жизнь началась в эпоху широкого распространения новых медиа. Сегодня именно молодежь является наиболее активными пользователями Интернета, они создают свои медиа и активно используют существующие, на них направлена значительная часть медиапосланий. Словом, они активные сегодняшние пользователи медиа и именно те люди, которые определят развитие всех медиа в ближайшие годы. Поэтому нам представляется актуальным изучить структуру и содержание медиакомпетентности выпускников школ Санкт-Петербурга 2014 года.

Идут активные дискуссии о роли школы в формировании медиакомпетенций учащихся. ЮНЕСКО проводит конференции и разрабатывает специальные программы по данному вопросу (1). Важную информацию для таких дискуссий способно дать наше исследование медиаобразовательных практик в школе и оценка медийных компетенций школьников, которые выпускаются в условиях отсутствия специальных программ в учебном плане.

Ключевым понятием нашего исследования становится понятие компетенции – то есть умения, навыка в определенной деятельности – и сопряженное с ним понятие компетентности, то есть интегрального обобщения компетенций, необходимых для выполнения тех или иных задач. В последнее десятилетие в отечественном образовании и в научной сфере активно внедряется «компетентностный подход», предполагающий, что результаты обучения фиксируются не в перечне изученных дисциплин, а в наборе компетенций, полученных обучающимися любого уровня.

Вторым образующим понятием для нашего исследования является «медиа» – источники информации в самом широком смысле; медиумы, срединные субстанции, которые могут позволить человеку получить послания абсолютно любого свойства. К медиа мы относим прессу, радио, ТВ, кино, рекламу, музыку, Интернет, книги.

Исследование различных подходов к медиакомпетенциям позволило нам сгруппировать их в четыре группы:

1) группа концепций, базирующихся на модели коммуникации Г. Ласвелла;

2) группа концепций, тесно связанных с Александрийской декларацией ЮНЕСКО;

3) концепция, предложенная А. Федоровым и включающая в себя мотивационный компонент;

4) остальные.

Из первой группы мы выделяем концепции «Семи столпов» (2), а также «Q/Tips» Т. Джоллс (3), являющиеся, по сути, «корневыми» для британской школы, ориентированной на модель коммуникации Г. Ласвелла.

Другим основанием для нашего исследования является Александрийская декларация ЮНЕСКО. Выделенные в ней пять основных этапов взаимодействия с информацией (осознание потребности, получение, анализ информации, ее использование и распространение) помогают нам рассматривать каждую фазу взаимодействия человека с медиа одновременно как самоценный этап и как часть общего процесса работы с информацией (4).

Наконец, модель медиакомпетенций А. Федорова (5) мы будем применять для анализа каждого этапа взаимодействия человека с медиа.

Такой гибридный подход позволил нам сформулировать, на основании перечисленных выше теоретических концепций, новую модель, основным классификатором в которой выступили четыре утверждения: «я знаю», «я умею», «я способен» и «я могу». На основании этой модели нами был создан опросник, который был предложен 111 школьникам из математической, гуманитарной и общеобразовательной школ.

В результате обработки полученных данных были выявлены следующие закономерности. Высокое развитие практико-ориентационного, мотивационного и креативного компонента медикомпетентности на этапах осознания потребности в информации, получения информации, распространения информации. Это означает, что опрошенные нами школьники умеют четко сформулировать, какой именно медиатекст они ищут именно сейчас, они не боятся активного двустороннего взаимодействия с медиа, ищут в них самовыражения. Кроме того, они на высоком уровне владеют широким спектром технических средств для работы с медиа, и для них вопрос технической грамотности можно признать снятым: 100% респондентов используют интернет, в том числе социальные сети, торренты, мультиплатформы. Таким образом мы можем утверждать, что опрошенные нами ребята являются органичной частью процесса приведения медиа к интуитивной понятности.

На низком уровне находятся информационная и перцептивная компетенции на всех этапах взаимодействия с медиа, что напрямую доказывает, по сути, желательность внедрения медиаобразовательных курсов. Ведь, прежде всего, нами было отмечено незнание школьниками законодательства в области медиа и СМИ, незнание собственных прав и обязанностей, неумение защитить свои интересы, отсутствие представлений об основных процессах, протекающих в области медиа. Отношение к экономическому, правовому функционированию медиа как к закрытой и недоступной системе следует признать негативным фактором в наше десятилетие, когда взаимодействие с медиа происходит ежедневно и многократно. Низкий же уровень развития перцептивной компетенции означает низкий уровень аналитического и критического отношения к медиатексту, что, очевидно, может вызвать негативные последствия разного уровня – от непонимания и дискоммуникации до манипуляции.

Уровень медийных компетенций респондентов лишь в незначительной степени зависит от типа учебного заведения. Здесь можно выделить зависимость типа любимого издания от профиля школы. Так, например, учащиеся физико-математической школы чаще отдавали преимущество журналу «Популярная механика», выпускники гуманитарной школы – журналам про путешествия типа «National Geographic», выпускники же общеобразовательной школы предпочли издания «Men's Health» и «Top Gear». Кроме того, было выявлено наличие у выпускников гуманитарной школы более развитых навыков в области формального анализа текста.

Итак, мы можем утверждать, что выпускники школ как возрастная группа являются достаточно целостной общностью, для которой характерно интуитивное умение обращения с медиа и нехарактерны систематизированные знания в этой области. Для развития медиакомпентности школьников мы предлагаем:

1. внедрение в школу в рамках отдельной дисциплины предмета «медиаобразование»

2. повышение внимания к факультативным занятиям в области работы с медиа и их производства (школьные газеты, теле- и радиостанции и др.)

3. скорейшее внедрение в уже существующие курсы элементов медиаобразования: в рамках уроков, посвященных праву в дисциплине «Обществознания» может быть выделено время на изучение законодательства в области медиа

4. создание качественных медиа, которые удовлетворяли бы истинным интересам и потребностям взрослых школьников.

Примечания

1. Букхорст А. Концепция медиа- и информационной грамотности в обществах знания // Медиа- и информационная грамотность в обществах знания / Сост. Кузьмин Е., Паршакова А. М., 2013.

2. Там же. С. 41.

3. Джоллс Т. The Impact of Technology on Character Education.

4. URL: unesco.ru

5. Федоров А. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. // Таганрог, 2010.

10 июля 2014
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация