Публицистика журнала «Экономист» в полемике с идеологией большевизма

Алина Коровина. Научный руководитель доц. К.А.Алексеев.

Аннотация. В научной статье раскрыты характерные черты независимой печати (НЕПа), возникшей в системе советской журналистики в годы новой экономической политики. На примере проанализированных статьей журнала «Экономист» выявлены особенности публицистики этого уникального явления.

Напряжённая ситуация в Советской России в 1921 году, сложившаяся после Гражданской войны и иностранной интервенции, привели печатную журналистику к глубокому кризису (1), который был вызван, в первую очередь, тяжёлым состоянием материально-технической базы (2), а также переводом прессы на хозрасчёт и самоокупаемость. Несмотря на эти трудности, неизбежное идеологическое давление и строгую цензуру, именно в период новой экономической политики складывается система советской журналистики, которая в общих чертах будет сохраняться на протяжении всего существования СССР.

С одной стороны, в первой половине 1920-х годов происходит формирование центральной печати Советской России. Её главной задачей было максимально полное удовлетворение потребностей массового читателя, а к основным функциям информирования, агитации и пропаганды идей социализма, добавлялась управленческая. Советские газеты периода новой экономической политики советовали, распоряжались, указывали читателю.

С другой стороны, в годы новой экономической политики в Петрограде происходит зарождение независимой печати, или НЕПа, как её называли современники. Это уникальное явление стало трибуной известных деятелей культуры, которых объединяло стремление к свободному выражению мыслей и желание донести своё мнение до общества. Независимая печать была голосом всех, кто не мог найти себе место в официальной системе советской журналистики. Дополняя советско-партийную картину мира, она стала выразителем альтернативного мнения. Основным лозунгом была фраза: «В защиту науки и литературы» (3), которая говорила о необходимости объединения всей интеллигенции страны и освобождения культуры от идеологии большевиков. Главной чертой независимой печати было распространение объективной, неофициальной и непредвзятой информации в обществе.

Таким образом, в результате относительно возросшего объема возможностей, предоставленных прессе новой экономической политикой, в конце 1921 года появился ряд частных и кооперативных изданий, которые не придерживались партийной идеологии, а представляли альтернативный взгляд на пути развития страны. Большинство подобных изданий просуществовало недолго, были журналы, которые вышли только одним-двумя номерами, после чего они закрывались.

Одним из таких недолговечных изданий был и журнал «Экономист», издававшийся в Петрограде активистами XI отдела «Русского технического общества» (далее – РТО), которое зародилось ещё в период проведения Великих реформ Александра II. Своей первостепенной задачей РТО считало развитие промышленности и техники в России, поэтому делало всё возможное для отечественного производителя: от простого распространения информации об успехах техники до предложения решений конкретных задач. Кроме того Союз постоянно проводил публичные лекции на технические и экономические темы, поощрял изобретателей и учёных разного рода премиями и организовывал выставки отечественных достижений в области техники.

В декабре 1921 года РТО задумал создание специализированного периодического журнала, который будет посвящён «вопросам хозяйственного развития страны» (4). В статье «От редакции» инициаторы обращали внимание читателя на то, что главной общенародной задачей всегда оставалось и будет оставаться «развитие производительных сил страны», поэтому главная цель журнала заключается в максимальном усилении труда народа для обеспечения физического и духовного развития нации (5).

Журнал «Экономист», как любое издание независимой печати, стал трибуной для многих деятелей культуры, а затем и примером, моделью для таких изданий как «Экономическое возрождение» и «Мысль», продолживших начатую им линию.

Всего с декабря 1921 года по июнь 1922 было выпущено четыре номера журнала «Экономист», последний (№ 4-5) вышел в сдвоенном варианте. В нём публиковали свои работы экономист А. Л. Рафалович, проректор Петроградской сельскохозяйственной академии А. С. Каган, экономист-агроном и общественный деятель Б. Д. Бруцкус, государственный деятель и предприниматель В. И. Ковалевский, инженер и профессор механики Д. С. Зернов, доктор экономики и профессор Петроградского университета И. М. Кулишер, химик-технолог и ординарный профессор Харьковского технологического института С. Л. Зубашев, депутат первой Государственной Думы Д. Д. Протопопов, социолог и культуролог П. А. Сорокин, публицисты Д. А. Лутохин и А. С. Изгоев. Таким образом, вокруг журнала сосредотачивались представители различных наук и общественных течений.

В результате анализа содержания публицистических выступлений этих авторов в четырех вышедших номерах журнала «Экономист» можно придти к следующим выводам.

Основной темой первого номера журнала «Экономист» были экономические итоги Первой мировой войны. Оценивая послевоенное состояние мировой экономики и способы её восстановления, публицисты журнала говорили, переходя к России, о том, что для возрождения народного хозяйства нужно как можно быстрее уйти от военного коммунизма и применить меры НЭПа: ввести продналог, либерализировать рыночные отношений, больше поддерживать частное производство и поощрять частную инициативу, активнее привлекать иностранный капитал в форме концессии и т. д.

Главной темой второго номера журнала «Экономист» все также являлось восстановление народного хозяйства России после Первой Мировой войны. Но если публикации первого номера журнала в основном были посвящены теоретическим аспектам и тенденциям мировой экономики, то здесь уже практически в каждой статье содержатся конкретные предложения и меры по выходу из послевоенного состояния, которое обернулось для нашей страны бедностью и разрухой. Рассматривая разные аспекты состояния российского общества, авторы указывали на проблемные стороны социалистической экономики и предлагали дополнительные меры НЭПа для скорейшего восстановления хозяйства: например, введение многополья для увеличения производительности землевладения и т. д.

В третьем номере журнала «Экономист» его публицисты продолжали генеральную тему второго выпуска. Происходит уже более точечное изучение состояния народного хозяйства страны. Авторы статей давали оценки первым результатам новой экономической политики и приходили к выводу, что её программа не достаточно выдержана, поэтому предлагали своё видение дальнейшего развития НЭПа, делали прогнозы и озвучивали рекомендации, к которым было бы полезно прислушаться советской власти.

В последнем сдвоенном номере журнала «Экономист» публицисты, анализируя результаты введения новой экономической политики, все чаще приходили к заключению, что за прошедший период она дала лишь незначительное улучшение, а значит, является неэффективной. Сотрудники «Экономиста» уже не ограничивались теоретическими рассуждениями, статистическими выкладками и неутешительными прогнозами. Они аргументировано критиковали проводимое большевиками направление экономических мер, а в некоторых статьях видны даже открытые нападки на действия властей.

В статьях журнала «Экономист» можно было увидеть не только и не столько критику советского руководства страны, сколько объективные экономические и социальные исследования, оценивающие положение российской и мировой экономики, конкретные предложения по решению наиболее насущных общественных проблем. В основе публицистических текстов журнала «Экономиста» лежала подразумеваемая полемика с большевистскими лидерами. Она заставляла читателей размышлять и вызывала желание высказаться, воздействовала на умы людей.

Враждебная критика новой экономической политики и Советской власти в целом, открытое заявление, что с экономической точки зрения проблему марксистского социализма решить невозможно и что рано или поздно коммунизм потерпит крах (6), заставляют В. И. Ленина вместо полемического обсуждения вариантов социально-экономического переустройства общества принять крайние меры. В мае 1922 года в своём письме к Ф. Э. Дзержинскому глава большевиков называет журнал явным центром белогвардейцев, а его сотрудников пособниками Антанты и требует от Государственного Политического Управления (ГПУ) СССР «военных шпионов изловить и выслать за границу» (7). Что и было сделано в сентябре 1922 года: по постановлению Президиума ВЦИК из страны было выслано более 20 работников журнала (эта цифра получена в результате самостоятельного исследования Списка антисоветской интеллигенции Петрограда в 1921-1922 гг.).

Примечания

1. Бендерский В. В., Хмылёв В. Л. История отечественных средств массовой информации. Томск, 2006. С. 85.

2. Жирков Г. В. История журналистики России 1921-1927 гг. Чебоксары, 2002. С. 7-9.

3. Журнал Жизнь. 1922. Выпуск № 1.

4. Анашвили В. В, Погорельский А. Л. От редакции // Экономист. М., 2008. С. 58.

5. Там же. С. 57.

6. Цит по: Анашвили В. В, Погорельский А. Л. Экономист. С. 12.

7. Ленин В. И. Письмо В. И Ленина Ф. Э. Дзержинскому. Высылка интеллигенции, 1922 // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. М., 1975. Т. 54. С. 265-266.

10 июля 2014
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация