Трэвел-журналистика в системе современных СМИ: особенности и причины популярности

Юлия Нуртдинова. Научный руководитель доц. А.А.Литвиненко.

Аннотация. В данной статье рассматривается феномен журналистики о путешествиях, определяются причины ее популярности и высокой востребованности на примере журнала-трэвелога «Geo».

Когда человек обращается к архетипическому сюжету путешествия, он приступает к поиску истины и себя в изменчивом мире, постигает движение в пространстве и времени, самосовершенствуется. По мнению Б. В. Маркова, «подлинные цели путешествия – в изменении самого себя через столкновения с другим миром и другими людьми» (1).

Достигнуть этих целей помогает трэвел-журналистика – особое направление, которое предоставляет массовому потребителю информацию о путешествиях, затрагивает темы истории, географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии и другие (2).

Современная пресса о путешествиях является нишей высокой конкуренции, о чем говорит создание специализированных школ в России и за рубежом, высокие тиражи журналов-трэвелогов, расцвет этого сегмента журналистики в блогосфере. Трэвел-тексты или трэвелоги высоко востребованы не только в специализированой прессе, но в и глянцевых изданиях, ежедневных газетах и на их порталах. Например, в шапке сайта газеты «Frankfurter Allgemeine Zeitung» рубрика «Reise» (путешествия) для удобства читателей делится на «Nah» (близко) и «Fern» (далеко).

Такая популярность не случайна. Журналистика о путешествиях удачно вписывается в несколько актуальных тенденций, формирующих глобальный информационный ландшафт.

Во-первых, принадлежность трэвел-текстов к софт-медиа. Отличительными особенностями формата «мягкой новости» (soft news) являются: «человеческий фактор», бэкграунд, детальность, часто литературное/разговорное повествование, больший объем текста, чем в hard news. В центре soft news находится развлекательная, досуговая и культурная информация (судьбы интересных личностей, образ жизни, увлекательное времяпрепровождение, культура, туризм и путешествия, как квинтэссенция всего вышеназванного), которая может быть интересна и актуальна на протяжении долгого времени.

Присутствие элементов инфотейнмента (infotainment, от англ, information – информация и entertainment – развлечение) в трэвел-текстах, по мнению многих теоретиков и практиков журналистики, ведет к упадку образованности и осведомленности читателей, делает масс-медиа придатком шоу-бизнеса (3). Последовавшая после экономических кризисов 2001 и 2009 годов модернизация производства и доставки информации принуждает журналистов искать новые способы «продать» товар своей аудитории, часто жертвуя качеством материалов ради цепляющей внимание сенсационности и развлекательности.

Но на наш взгляд, не стоит воспринимать инфотейнмент однозначно негативно. К плюсам этого явления можно отнести интерактивность, стремление к оригинальной и яркой подаче материала, доступность изложения, что украшает трэвел-тексты. Кроме того, инфотейнмент успешно работает на ключевые для трэвелогов функции развлечения и релаксации, помогая аудитории расслабиться и снять стресс.

Прямое воздействие на прессу путешествий оказывает интегративный процесс в современных международных отношениях. Такие позитивные следствия глобализации, как доступность информации, товаров и услуг, а также свобода передвижений привели к процветанию всемирного «конвейерного» туризма, который в XXI веке стал формой массового развлечения и сейчас заставляет человечество по-новому переосмысливать саму суть путешествия. Логично предположить, что главной сферой масс-медиа, обслуживающей данный социальный институт, является именно трэвел-журналистика. Поскольку предложения на рынке туристических услуг постоянно обновляются, возникает необходимость не только в поддержании интереса у потенциальных клиентов к популярным, «кассовым» маршрутам, но и освещении новых предложений.

Эта черта трэвел-журналистики делает ее исключительно важной в поддержании интереса к туризму в частности и положительного имиджа зарубежных культур, народов и государств в целом. Кроме того, изменение объема международных новостей на рынке СМИ – уменьшение числа колонок на международную тематику, сокращение специальных корреспондентов и корреспондентских бюро заграницей – сильно отразилось на глобальной медиаструктуре. На волне этих изменений трэвел-журналистика становится своего рода «компенсатором», знакомя читателя с актуальными зарубежными событиями и изменениями геополитического и этнокультурного ландшафта.

Сложившаяся ситуация в международных информационных отношениях породила проблемы «унификации культур, информационного империализма и экспансии развитых стран в СМК других стран» (4). Закономерной реакцией на такое положение вещей стала глокализация – «тенденция, действия которой вписываются в формулу “мысли глобально, действуй локально” (“Think Globally, Act Locally”)» (5).

Трэвел-журналистика сумела быстро приспособиться как к процессам сохранения коренных традиций и усиления националистических настроений, так и к процессам массовой миграции и созданию всемирного информационного пространства. В современных журналах путевые заметки об экзотических племенах соседствуют с репортажами о родном городе не случайно. Пресса путешествий помогает читателю почувствовать себя «своим среди чужих, чужим среди своих», ретранслировать иной социальный и культурный опыт на свой собственный. И таким образом, она способствует усилению кросс-культурных связей между народами, может привить как чувство национальной гордости, так и чувство «гражданина мира».

Наконец, на стиль авторов трэвел-текстов оказывает сильное влияние тенденция персонализации журналистики. Широкое распространение интернета с мгновенным поиском информации привело к тому, что усилилась воздействующая функция журналистики, публицистичность стиля: максимально используется простор для языковой игры, экспрессии, выражения собственных взглядов, что, определенно, необходимо многим трэвел-текстам. При этом нельзя утверждать, что уменьшилось стремление к документальности, фактологичности и объективности – напротив, такие качества приветствуются у журналиста, вынужденного постоянно обрабатывать массивы сведений о других странах.

Григорий Кубатьян, сотрудник многочисленных страноведческих журналов, в том числе и «Вокруг света», считает, что трэвел-журналистика «находится на стыке серьезной журналистики и простых дневниковых записей». Последнее означает, прежде всего, то, что журналист описывает мир через фильтр личностного восприятия (6). А авторы трэвел-текстов обладают привлекательными чертами, выделяющими их из толпы прочих корреспондентов – репортажное мышление и внимание к ярким деталям, выносливость и смелость, умение найти общий язык с иностранцами. Такие качества неизбежно отражаются в материале и вызывают симпатии у аудитории.

Для иллюстрации того, как приведенные тенденции отражаются в практике журналистов, были проанализированы трэвел-тексты в шести номерах российской и немецкой версий научно-популярного журнала о путешествиях «Geo». Было доказано, что преобладающими темами в трэвелогах являются проблемы личностной и национальной самоидентификации, миграции, мультикультурного общества, сохранения менталитета и национальной культуры. Это свидетельствует об активном осмыслении репортерами-путешественниками ярких проявлений и последствий глобализации как определяющих жизнь целых народов.

Кроме того, ключевым фактором при выборе пункта назначения для сотрудников «Geo» является привлекательность страны с точки зрения туриста. Особенно это характерно для российского издания, в каждом материале которого были обнаружены упоминания о туристических достоинствах маршрута. Например: «Как ни странно, в одной из самых популярных среди туристов стран Азии все еще можно найти места, сохранившие первозданную красоту» («В поисках покоя», №11, 2013), «Видали они таких неженок: в прошлом году, когда слава Марселя – «культурной столицы Европы 2013» – была в зените, в город хлынули деньги и туристы» («Упрямое величие Марселя», №3, 2013).

Композиционно-речевой облик трэвел-текстов формируется в русле характерных черт софт-журналистики. В первую очередь, это экспрессивность публицистического стиля, диалогичность и разговорность. Важнейшая роль отводится категории оценочности, для чего часто используется речь участников событий: «Марсель – город мафии! Это каждый в Париже знает. Сюда без лишней надобности столичные французы носа не кажут», – Скарлетт хмуро улыбаются марокканского вида мигранты» («Упрямое величие Марселя»). Кроме того, неизменно присутствует авторская ирония как контактоустанавливающее и оценочное средство («Вьетнамцы: отличные торговцы. Раньше девушки сами покупали себе мужей. Точнее, меняли их на быков» («Коктейль из крови с водкой», №2, 2014)), что нехарактерно, например, для hard news.

В трэвел-текстах есть и другие особенности soft news – это внимание к деталям и бэкграунду. Исторические, геополитические и статистические данные придают материалам о путешествиях энциклопедический характер, а наличие ярких художественных деталей является непременным условием для написания трэвелогов, так как они служат погружению читателя в неизведанные страны и являются удачной характеристикой местных жителей. В «Курсе лезгинки» Григория Кубатьяна факт, что мальчик из дагестанской глубинки излагает свои принципы «братства» в социальной сети «Спрашивай.Ру», позволяет в нескольких словах обрисовать стремительную урбанизацию деревенских жителей.

Отметим, что все вышеприведенные черты трэвел-текстов вписываются также в тенденцию персонализации СМИ. Комплексный анализ материалов «Geo» позволяет говорить о фирменном для издания репортажном слоге. Это емкий, богатый на запоминающиеся детали язык, с уместным сочетанием фактологической (исторической, экономической) и авторской информации, добытой опытным путем. К такому образцу стремятся, по большей части, и другие качественные издания, уделяющие внимание путешествиям и туризму.

Единственная тенденция, не имеющая в трэвел-текстах журнала «Geo» ярко выраженной формы – это инфотейнмент. Однако, во-первых, экспансия этого явления характерна скорее для глянцевых изданий, не ставящих главной целью интеллектуальное развитие читателя, и для телевидения. Например, в рейтинговой и относительно молодой передаче «Орел или решка», транслирующейся на канале «Пятница», часто остаются за кадром сведения об истории, этнографии и проблемах региона – вместо этого акцент делается на юморе, экзотичности мест, забавных происшествиях, необычных поворотах сюжета и интересных персонажах. В научно-популярных изданиях функция просвещения и увлечения предпочитается функции развлечения, хотя и она имеет свою долю при популяризации информации для читателя, введении разговорных, интерактивных и игровых форм, что присуще и инфотейнменту.

Перечисленные выше тенденции, обеспечившие возрастание социальной роли прессы путешествий, порождают и ряд проблем, с которыми неизбежно сталкиваются трэвел-журналисты. Репортеру, осознающему свою ответственность перед аудиторией, необходимо искоренять стереотипное мышление и уметь удержать баланс между собственной оценкой увиденного в непривычной действительности и фактологичностью, достоверностью материала. Кроме того, спонсорство со стороны различных компаний (особенно туристических) конкретной поездки ставит сотрудника издания перед моральной дилеммой. Успешно решая эти проблемы, автор способствует познавательной и дипломатической сущности трэвел-журналистики.

С неизбежными изменениями геополитического климата, жанровой палитры СМИ и публицистического стиля будет трансформироваться и журналистика о путешествиях. В ходе исследования не было обнаружено признаков ее будущего кризиса, и, на наш взгляд, вряд ли он возможен, ведь дух путешествия всегда будет манить читателя. При сохранении и преумножении своих достоинств, трэвел-журналистика только усилит свое влияние в системе масс-медиа.

Примечания

1. Редькина Т. Ю. Трэвел-медиатекст: способы и приемы речепорождения. СПб., 2013. С. 11.

2. Показаньева И. В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства. URL:http://mediascope.ru/node/1385.

3. Еремина Д. А. Интерпретация термина «инфотейнмент» в немецких и российских исследованиях масс-медиа. URL: mediascope.ru

4. Основы творческой деятельности журналистики / под ред. С. Г. Корконосенко. URL: evartist.narod.ru/text5/66.htm

5. Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ / под ред. А. С. Пую. СПб., 2010. С. 397-398.

6. Кубатьян Г. С. Travel-журналистика. Начало. URL: kubatyan.livejournal.com/20940.html

7 июля 2014
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация