Выдавливать из себя по каплям раба - расширяя горизонты

или Фотожурналистика журнала «Огонек» периода начала перестройки

Журнал «Огонек» с самого момента своего создания в 1899 году (тогда он являлся приложением к газете «Биржевые ведомости», издателя Станислава Проппера) позиционировался как издание иллюстрированное, нацеленное не только, а возможно и не столько, на чтение статей, сколько на просмотр разнообразных изображений. Это могли быть рисунки, живописные полотна, а позднее и фоторепортажи.

В советское время издание было возобновлено, стараниями Максима Горького и Михаила Кольцова. Последний в 1924 году стал его первым послереволюционным главным редактором. В течение следующих нескольких лет тираж журнала рос взрывообразными темпами, достигнув в 1925 году полумиллиона экземпляров. Тогда же сформировались основные редакционные принципы: хороший литературный язык, сдобренный известной долей консервативного официоза, ставка на иллюстративный ряд, на классический макет, на присутствие в каждом номере обязательных элементов (1). При последующих руководителях «Огонек» приобрел устойчивую стилистику, во многом сохранившуюся до нашего времени. Кроме того журнал становится явлением не только в советской журналистике, но и в советской культуре в целом, он несет не только информационную, но и значимую просветительскую функцию: «Рассказ и стихи в каждом номере, иногда — детектив с продолжением, фоторепортаж и яркие цветные слайды, а также так называемая «вкладка», имевшая в истории советской культуры уникальную функцию — с помощью цветных репродукций громадные массы людей знакомились с шедеврами мировой культуры, с русской классикой и... с официозной советской живописью. Так с помощью «Огонька» активно формировались эстетические вкусы поколений, «эстетика миллионов», которая стала одной из самых твердых опор консервативного общества брежневского периода (2). 

Журнал являлся одним из неотъемлемых элементов советской жизни, его тиражи к 1970-80- годам достигают цифры более чем в 2 млн. экземпляров (3). Учитывая, что речь идет о качественном информационно-просветительском издании крупного формата, по нынешним временам, такая массовость выглядит почти невероятной.

Коренные изменения в общественной роли издания произошли во второй половине 1980-х годов. После выступления генсека КПСС Михаила Горбачева на XXVII съезде партии стало ясно, что политика государства в отношении СМИ кардинально меняется. «Принципиальным для нас является вопрос о расширении гласности. Это вопрос политический. Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс, их участия в управлении. Это, если хотите, залог государственного, пронизанного чувством ответственности отношения к делу десятков миллионов рабочих, колхозников, интеллигентов, исходный пункт психологической перестройки наших кадров» (4), — эти слова Михаила Горбачева по сути стали лозунгом обновляемой советской печати, привнеся в нее невиданную в течение долгих десятилетий свободу мнений. Для «Огонька» главной переменой в том же 1986 году стало назначение на пост главного редактора Виталия Алексеевича Коротича, который со временем стал фигурой едва ли не легендарной. «Здесь раньше, чем где-либо были опубликованы интервью с академиком А. Сахаровым, живущими в то время в эмиграции деятелями культуры М. Ростроповичем, Г. Вишневской, поэтом Н. Коржавиным, писателем В. Максимовым. Редакция «Огонька» стремилась представить нашу духовную культуру как единое целое в своей исторической эволюции. На тот момент этот подход выглядел принципиально новым и впечатляющим» (5), — пишет об обновленной политике издания исследователь Д. Стровский.

Впрочем, о силе печатного слова и влиянии коротичевского «Огонька» на ход социально-экономических преобразований в 1986-1991 годах сказано и написано уже немало. Мы же в данной статье не будем пытаться делать какие-либо выводы об этом периоде в истории издания в целом. Остановимся лишь на незначительном временном отрезке и обратимся лишь к визуальной части тогдашнего «Огонька», а если точнее к фотожурналистике.

Мы рассмотрим ряд фоторепортажей, фотоочерков и развернутых фотозаметок издания, опубликованных в первые месяцы 1987 года. Данный период был избран по целому ряду причин. Во-первых, это время, когда перестроечные явления еще только входили в жизнь СССР, а потому система печати во многом сохраняла еще доперестроечные черты. С другой стороны, для самого «Огонька» этот год стал уже вторым годом редакторства Виталия Коротича, а потому мы можем говорить уже об обновленном, «постбрежневском» издании.

Коллектив и формат «Огонька» той эпохи являлся выдающимся явлением в русской журналистике. В нем соединялись с одной стороны лучшие традиции, накопленные за многие десятилетия выхода издания, а с другой инновации периода обновления, инициированного Виталием Коротичем. Яркой иллюстрацией этого может служить состав огоньковской редакции, в котором рядом с молодыми спецами трудился легендарный военный фотограф и фоторедактор Дмитрий Бальтерманц, ветеран Великой Отечественной, которому в ту пору было уже далеко за 70.

Сам журнал представлял собой издание иллюстрированное в подлинном смысле слова, то есть такое, в котором фотографии и графические иллюстрации не только наглядно дополняют текст, но и играют роль собственно повествовательную. Это доказывает как минимум то, что в издании за рассматриваемый период площадь полос, отведенных под изображения, соотносится с площадью, запечатанной текстом, в диапазоне от 50/50 до 30/70 процентов, в зависимости от конкретного номера издания.

Фотографиями дополняются практически все тексты, однако ряд публикаций выделяются как своей художественной выразительностью, так и значительным объемом. Попробуем теперь найти такие репортажи и очерки в конкретных номерах журнала.

Первый номер «Огонька» за 1987 год обнаруживает все формальные черты советской прессы прежних времен. Журнал открывается дежурным поздравлением читателей с новым годом от имени редакции, в котором коллектив журнала желает советскому народу добиться новых вершин в строительстве социалистического хозяйства. Первая фоторабота здесь тоже не отличается новаторским подходом к теме или съемке. Фоторепортаж «Премия имени отца» (6) повествует о тяжелых буднях советских нефтяников. Несмотря на то, что материал относится к типичному для советской прессы жанру производственного репортажа, фотограф Эдуард Эттингер проявляет в нем недюжинное мастерство, снимки выразительны и впечатляют куда больше картинок на схожие сюжеты, появлявшихся в большинстве советских газет. Сам репортаж состоит из семи снимков, фотографии полностью занимают три полосы, куда больше чем текст журналиста Андрея Соколова, который они призваны иллюстрировать. Это еще раз подчеркивает высказанную нами ранее мысль о том, что изображение в тогдашнем «огоньке» играло роль как минимум не менее важную, чем текст. Автор данный снимков Эдуард Эттингер был в 1980-х годах одним из ведущих фотографов журнала и завсегдатаем московской «фототусовки». Он регулярно выезжал в редакционные командировки в самые далекие уголки советского союза. Вот как вспоминает о фотографе один из его героев, журналист из Кирова Михаил Грехов: «Юными студентами, добравшись до котикового лежбища на Командорах, мы вскоре были атакованы столичным фотокором. Эдуард Эттингер представлял журнал «Огонёк» и был типичным образчиком распальцованной московской фотобратии. Увешанный «Мамией» и «Лейками», он тут же погнал нас позировать для журнала, мучить бедных котиков и изображать научную жизнь. Я бегал с фотоснайпером и был увековечен в статье как страстный фотоохотник» (7). С работами Эдуарда Эттингера неоднократно сталкивался любой читатель, пролиставший хотя бы несколько номеров позднесоветского «Огонька».

Несмотря на высокий профессиональный и художественный уровень первой развернутой фотопубликации, в рассматриваемом нами номере журнала куда интереснее второй репортаж, опубликованный ближе к концу данного номера в рубрике «До и после работы». Это фоторепортаж «Дискотека: внутри и около», фото Игоря Гаврилова, текст Роберта Вартаняна. Выбор темы здесь звучит почти как вызов традициям брежневской эпохи, когда музыкальные вечера, на которых крутили западную музыку являлись чем-то, пусть уже со второй половины 1970-х не запрещенным, но сомнительным с точки зрения советской морали. «Никто вообще не знал, что это такое. Я часто рассказываю в качестве анекдота, что даже самого слова «дискотека» тогда не существовало в словаре. И во время первых дискотек к пульту и стопке пластинок подходили эмгэушные студенты и говорили: «А вот предыдущая пластинка нам очень понравилась, мы хотели бы ее взять…». Говорили: у вас же дискотека, а это как библиотека, но только с дисками, так что можно взять послушать, а потом вернуть…» - вспоминает организатор первого подобного мероприятия в СССР Артемий Троицкий (8). Учитывая ситуацию, публикация о дискотеках, да еще и вполне благожелательная, в одном из центральных СМИ, выходящих под эгидой издательства «Правда» выглядела настоящим прорывом. Интересны здесь и сами снимки. В отличие от репортажа Эттингера они явно играют служебную роль по отношению к тексту, об этом свидетельствует, в том числе и их совсем небольшой формат. При этом фотографии выполнены в выразительной манере, которую подчеркивает яркая слайдовая пленка, избранная для съемки, а также включение в публикацию фотографий крупным планом. Все это задает журналистскому материалу соответствующее «дискотечное» настроение.

В первом номере «Огонька» за 1987 год мы обнаружили две развернутые фотопубликации, суммарно занимающие 6 из 44 полос журнала. Для современного издания такой показатель выглядит вполне ординарным, однако для тогдашнего журнала это число было совсем небольшим. Примером этого может служить уже следующий номер издания, в котором опубликовано сразу пять историй в фотографиях. Первая из них встречает читателей уже на открывающей полосе журнала, в ней запечатлены разрозненные зимние сюжеты под общим заголовком «Хороша ты, матушка-зима!». Однако, куда более интересная работа в этом номере принадлежит к рубрике «Дневник репортера», одной из самых популярных в «Огоньке». Материал «Застава погоды» (9) посвящен советским синоптикам, работающим на Алдане и первыми в стране составляющими прогнозы погоды. Жанровая принадлежность снимков, сделанных на метеостанции Александром Награляном, казалось бы, должна быть очевидна: производственный очерк, столь излюбленный советскими редакторами. Тем не менее, фотограф куда больше внимания уделяет бытовым деталям жизни синоптиков, чем их трудовым успехам, смотрит на них как на характерных героев. В таком гуманистическом подходе, внимании к человеку при работе над темой вполне стандартной, даже дежурной для советской прессы видится нам стремление журналистов уйти от штампов и выработать новый язык для связи с читателем/зрителем.

В том же номере мы видим сразу две развернутые фотопубликации уже знакомого нам автора: Игоря Гаврилова. Как и в первом рассмотренном нами случае он обращается к темам, связанным с жизнью молодежи. Первая работа «Эффект доверия», повествует о ленинградской спецшколе, в которую попадают малолетние правонарушители. Снимки, практически полностью занимающие четыре полосы журнала выдержаны в стилистике близкой к современной социальной фотодокументалистике (10).

Второй репортаж «Да здравствует импровизация!» посвящен молодежным театрам. Причем молодежь здесь заснята самая что ни на есть «неформальная». На снимках девушки в кожаных куртках и темных очках, молодые люди с необычными прическами. В одном из снимков нам видится даже едва ли не эротика, и недаром, Игорь Гаврилов заснял спектакль уже легендарного тогда режиссера Романа Виктюка, поставленный по пьесе Людмилы Петрушевской. Все это говорит о формировании нового советского культурного пространства.

В третьем и четвертом номерах, вышедших в конце января, фотографии несут в значительной степени иллюстративный характер. Появляется сельский фотоочерк «Озимь» Сергея Петрухина, репортаж Игоря Флисса «Хозяйки поднебесья» о конкурсе стюардесс и ряд других фотопубликаций. Больший интерес для нас представляет публикация «Поздний рейс на крышу мира», основное повествование в которой ведется именно через снимки репортера Николая Козловского (11). Эта публикация рассказывает о высокогорном регионе Таджикистана, она носит ярко выраженный этнографический характер, сегодня подобный очерк отнесли бы к популярному жанру «трэвел-фото». Цветные снимки высокого качества демонстрируют традиционные ремесла и костюмы таджиков, непременных ишаков и заслуженных аксакалов. Параллельно демонстрируются местные технические новации.

В следующем номере путь репортеров лежит еще дальше, в Юго-Восточную Азию. Впервые за год появляется любимая многими читателями рубрика «Из дальних странствий возвратясь», в которой, правда, лишь текст принадлежит перу корреспондента «Огонька», а многочисленные полноцветные снимки, как правило, принадлежат фотографам ТАСС или местных фотоинформационных агентств. Эти два номера в значительной степени более традиционны, чем предыдущая пара, подобное чередование, ярко демонстрирует умеренность, свойственную журналистике переходного периода.

Первый февральский номер «Огонька» содержит два репортажа и очерк. Первый из них сразу же возвращает нас в сферу современной культуры, активно освещавшуюся журналом в первых двух номерах. Здесь и на обложку и в центр выпуска вынесен материал о выставке современных художников в Москве. Фотографии Льва Мелихова играют в материале «Мы с Кузнецкого… и дух наш молод» (12) важную роль, они не только доносят до читателей, не способных побывать на вернисаже, сами представленные на выставке работы, но и передают атмосферу мероприятия, разбивая массу текста, посвященного советской модернистской живописи. В пару к данному материалу в номере был поставлен вполне традиционный, даже парадный репортаж с Черноморского флота «реет над нами флаг корабля» (13), снятый Сергеем Петрухиным.

С жанровой точки зрения любопытна подборка к тексту «Смена» выбирает путь» (14), снятая Александром Викторовым. С одной стороны, эти снимки имеют иллюстративный характер, поддерживая текст-расследование, повествующий о злоупотреблениях на Октябрьской железной дороге. С другой, снимки сами по себе драматичны и вполне художественно состоятельны, они не повторяют прямо содержание статьи. Мы рискнем охарактеризовать данную публикацию как фотоочерк, который, однако, приобретает дополнительное звучание, будучи поставленным в пару с серьезным аналитическим текстом Олега Петриченко.

Шестой и седьмой номера «Огонька» за 1987 год это знаменитые Пушкинские выпуски, посвященные памяти поэта. При этом с фотографической точки зрения они разительно отличаются друг от друга. В № 6 снимки имеют фактически исключительно иллюстративный характер, значительная часть их имеет архивный характер. Исключение составляют лишь пейзажные съемки из Царского Села, Болдина и Святогорского монастыря, где был похоронен поэт (15). Большую часть выпуска в данном случае составляет текст, раскрывающий пушкинскую тему с самых разных сторон.

Гораздо любопытнее в визуальном плане следующий номер журнала, в нем реализован такой специфический жанр как коллективный фоторепортаж «Бессмертие гения» (16). События дня памяти Пушкина огоньковцы Алексей Гостев и Павел Кравцов одновременно снимали в Москве и Ленинграде, причем каждый посетил не одну локацию, а сразу несколько мест в доверенных им городах. Материал открывает номер, занимая первый после обложки разворот. Помимо пушкинской темы, данный номер повествует еще и о проблемах экологии. Этому посвящен репортаж «Факелы в степи» (17), рассказывающий о газодобывающем предприятии под Астраханью, его влиянии на окружающую среду и поисках безопасных технологий. Снимки Виктора Сакка, особенно впечатляющий ночной вид масштабного предприятия, добавляют материалу остроты и тревожности, не устраняемой даже вполне нейтральными подписями к снимкам. Таким образом, фотография выступает здесь дополнительным каналом для журналистской критики. Завершают номер выразительный фоторепортаж Игоря Гневашева «Экологический дублер» (18), в котором фотограф «Огонька» выступает в непривычной роли светописца-анималиста.

Последний, из рассмотренных нами «Огоньков», содержит в себе сразу четыре развернутые фотопубликации. Вполне традиционно решены протокольная съемка с профсоюзного собрания на одном из рязанских заводов и фотографии вологодских мастеров традиционных ремесел, закрывающие номер. Гораздо больше оригинальности в материале «Ощущение Родины», снятом Анатолием Бочининым (19). Это история в жанре «Один день героя», подготовленная к дню Советской Армии. Героем в данном случае выступает сержант-литовец Роберт Яскявичюс, которого сопровождает в увольнении фотограф. Сюжеты дня вполне банальны: визит в библиотеку и музей, встреча с девушкой, солдат, дефилирующий по главной улице. Часть снимков заставляет нас подозревать постановку. Данная публикация несомненно свидетельствует о том, что традиция жанра, созданная Альпертом, Шайхетом и Межеричером в 1931 году, когда был снят очерк «24 часа из жизни семьи Филипповых», продолжала осваиваться репортерами.

Завершаем мы наш анализ еще одной работой Игоря Гаврилова, сопровождающей написанный им же текст. Это репортаж «Снег, вода и мужество» о последствиях наводнения на Кавказе (20). Несмотря на патетическое название, материал этот скорее повествует не о мужестве, а о горе. Именно так и называется самый выразительный снимок материала, на котором изображены печальные жители, разрушенного стихией селения в традиционных костюмах. Сочетание обзорных снимков с вертолета и крупных планов, снятых журналистом на земле, одновременно воспроизводит масштабную картину трагедии и рассказывает камерные, частные истории горя конкретных людей. Данная публикация демонстрирует высочайший профессионализм и нетривиальный подход фотографа к материалу, которые и сделали Игоря Гаврилова одним из мэтров теперь уже российской фотографии. Его архивные и современные работы до сих пор публикуют «Огонек» и «Русский репортер», британская «Times» и немецкий «Focus».

В этой работе мы представили лишь небольшую подборку фотопубликаций «Огонька», эпохи ранней перестройки. Однако даже такая ограниченная панорама позволяет говорить о той роли, которую играл журнал. Мы увидели публикации на остросоциальные, культурные и производственные темы, которые вместе создавали новый контекст эпохи. Возможно, именно то, что журналисты «Огонька» времен Виталия Коротича стремились не только информировать своего читателя, выступать в роли не только «пропагандиста, агитатора, организатора», но и просветителя, позволило им достигнуть того влияния на аудиторию, которым славилась редакция на рубеже 1980-90-х. Данная система просвещения, с каждым номером расширявшая культурное и информационное пространство читателей, состояла из многих элементов: произведений живописи и поэзии, публикуемых из номера в номер романов, прежде ходивших в самиздате, воспоминаний и мнений людей, ранее не вписывавшихся в официальную культуру. Равноправной частью этой системы была фотография. Мы видели, что огоньковцы брали фотографические вершины одну за другой, с одной стороны, обнаруживая новые подходы к излюбленным советской печатью темам и жанрам, с другой, наглядно демонстрируя явления, наблюдать которые советские люди прежде не могли. При этом репортеры сохраняли и развивали лучшее от сложившейся жанровой, технологической и повествовательной традиции советской фотографии. Это была романтическая пора для отечественной журналистики, когда она, с одной стороны, постепенно избавлялась от идеологического диктата, а с другой, еще не попала под диктат экономический (с «Огоньком» это произошло лишь в 1992-1993 годах). И в нынешние смутные годы печать и в том числе фотография той бурной перестроечной поры, несомненно, может служить если не примером для подражания, то, по крайней мере, интереснейшим объектом для изучения.

Примечания

1. Официальная история «Огонька». Электронный ресурс. Режим доступа: www.ogoniok.com

2. Там же.

3. Большая Советская Энциклопедия, Издание третье, том 18, М, «Советская энциклопедия» 1974. Электронный ресурс. Режим доступа: www.rubricon.com

4. Горбачев М. С. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1987. С. 26.

5. Стровский Д. Л. Отечественная журналистика новейшего периода. М.: Юнити-Дана, 2011. С. 242.

6. Огонек, 1987, No1. С. 6.

7. Наш город, газета, 2011, No 3. Электронный ресурс. Режим доступа: www.gazeta.mo-kirov.ru

8. Троицкий А. А теперь дискотека. Электронный ресурс. Режим доступа: 1001.ru

9. Огонек, 1987, No2. С. 16.

10. Там же, с. 20.

11. Огонек, 1987, No3. С. 26.

12. Огонек, 1987, No5. С. 16.

13. Там же, с. 16.

14. Там же, стр. 10.

15. Огонек, 1987, No6. С. 16.

16. Огонек, 1987, No7. С. 2.

17. Там же, стр. 16.

18. Там же, стр. 32.

19. Огонек, 1987, No8. С. 10.

20. Там же, стр. 16.

Алексей Шишкин | 17 марта 2013
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация