Константы. Словарь журналистики или «111 баек для журналистов» Н. Л. Волковского

Реакция на новую книгу

    В начале 2013 года в издательстве «Питер» вышла книга профессора факультета журналистики С.-Петербургского университета Н. Л. Волковского «111 баек для журналистов».

    Название, которое мы даем рецензии на эту книгу не случайно: «Константы. Словарь русской культуры» – так называется труд выдающегося лингвиста, философа, исследователя концептов культуры Ю. С. Степанова (1). Через концепты — расширенные, разветвленные в истории понятия, «сгустки культуры в сознании человека» исследователь пытался понять центральные идеи русской культуры, наши представления о любви, труде, хлебе насущном, вере, надежде, интеллигенции и много еще о чем. В концепте содержатся «сжатая до основных признаков содержания история; современные ассоциации; оценки и т. д.» (2), – писал ученый. Константы же – это концепты-архитипы, доминирующие над другими концептами и определяющие суть культуры.

    Если пристально вглядеться в работу профессора Волковского, можно заметить, что ученый стоит на пути решения не менее масштабной задачи, но применительно к журналистике. Н. Л. Волковский намечает основные концепты-идеи нашей профессии, нашего «цеха»: ответственность перед читателем и героем (байки №№ 7 и 8) поиск истины (12), внимание к деталям (23), предвидение, прогноз (62). Так можно было бы назвать эти небольшие и доходчивые «словарные статьи», если несколько по-другому определить жанр книги. Но рынок диктует другие условия: байки так байки.

    В каждой байке содержатся элементы, через которые Ю. С. Степанов определял концепт: историческая подоплека, определение и расширенное толкование, современные ассоциации и оценки. Каждая «байка» состоит из собственно истории, «морали», «комментария» – указания на контекст истории или на опыт ее научного осмысления, и «диапазона применения байки» – компонента, указывающего на функциональность, «полезность» байки. Приведем пример.

    В байке № 58 мы знакомимся с военным корреспондентом «Правды», будущим редактором «Известий» Львом Толкуновым. Лето 1943 года. Корреспондент получает выговор от редактора за неоперативность в освещении наступательной операции в районе города Болхова (в Орловской области). «Прокол» в самом деле был ужасный: все газеты, опираясь на информацию корреспондента ТАСС, сообщили о взятии города — важного пункта обороны немцев. Одна «Правда», не получив известие от своего военкора, ни словом не обмолвилась о достижении Красной Армии. Выговор был вполне щадящим наказанием.

    Сам военкор, к счастью, о взыскании ничего не знал — он в это время вместе с солдатами был в бою на окраине Болхова. Именно по этой причине ему было точно известно, что город еще не взят. Не знал он и того, что в Ставке неверная информация в газетах вызвала острую реакцию, а «Правду» всем поставили в пример. Через несколько дней, когда Болхов наконец освободили, военкор Л. Толкунов прибыл в штаб армии, чтобы связаться с редакцией. Тут-то ему и показали телефонограмму о выговоре. На недоуменный вопрос о причинах взыскания главный редактор «Правды» ответил:

– Голубчик, забудьте о выговоре. Вам объявлена благодарность за тщательную проверку фактов.

    «Факт для журналистики так же важен, как человек для анатомии. Это основа основ», – формулирует мораль этой байки Н. Л. Волковский. В «комментарии» исследователь знакомит читателя с понятием факта, его основными значениями. Показывает тесную связь оперативности и объективности как двух основных показателей качества журналистской работы. На примере А. Аграновского, автор говорит об умении соединять, «сбивать» факты, видеть закономерности, которые дают журналисту популярность, а читателю – новую точку зрения и новую мысль.

    В самом деле, оперативность, объективность, значимость – понятия, теснейшее переплетение связей между которыми образует нерв журналистской работы, ее константу. Может показаться, что это громко сказано, но, по нашему мнению, именно отсюда – из плоскости живой практики, истории журналистики должен начаться тот путь, который называют выработкой единых определений понятий.

    Книга не лишена недостатков. Во-первых, на месте баек читатель может встретить незаконченный, несамодостаточный рассказ. Например, под номером «59» значится такая история: «На факультете психологии СПбГУ провели исследование… Результаты исследования показали, что СМИ изменили направление в формировании ценностной ориентации личности» (за многоточием опущено описание рамок и процедуры исследования). Ну и в чем здесь байка? спросит читатель. Также не всегда выдержаны в едином стиле пункты «мораль» и «комментарий», названия историй не всегда дают исчерпывающее представление об их содержании. Но если рассматривать все эти замечания в контексте попытки осознать и изложить в краткой, популярной форме ключевые концепты, идеи журналистики, то «недостатки» предстанут ни чем иным как доказательством многообразия проявлений нашей профессии, соизмеримым разве что с ее рамками «в поле» жизни общества и человека.

    Как водится: критикуешь – предлагай. Мы предлагаем для будущих изданий книги, а они несомненно будут, снабдить ее указателем персоналий журналистов и ученых, о которых идет речь в байках и комментариях, указателем тем (ср.: названия возможных словарных статей), указателем периодов истории журналистики. Эти указатели могли бы выглядеть так:

Персоналии

Аграновский А. А.: 1, 12, 24...

Аграновский В. А.: 13, 55...

Белинский В. Г.: 5, 19, 41...

Богданов В. Л.: 7, 16, 17...

Исторические периоды

История отечественной журналистики XIX — нач. XX вв.: 5, 10, 14, 19, 20, 21, 31, 35, 36, 38, 39, 40, 41, 44, 53, 55...

История отечественной журналистики советского периода: 2, 3, 7, 9, 12, 13, 15, 16, 17, 20, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 33, 45, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 58...

    Одним словом, время, потраченное на книгу не пропадет зря, а родившиеся мысли «попросятся» в курсовую или в очерк для городской газеты.

Примечания

1. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. – 824 с. К сожалению, Юрий Сергеевич Степанов ушел от нас 3 января 2012 года.

2. Степанов. Указ. соч. С. 41.

Александр Марченко | 17 марта 2013
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация