Новые символы для трудяги-Донецка или Документалистика как средство формирования исторической и культурной памяти

Екатерина Яковленко, аспирант факультета журналистики Львовского национального университета им. И. Франко (Украина)

    Индустриальный город часто является предметом создания негативных мифов, символов и образов. Очень часто в таких регионах новости и события освещаются однобоко, с точки зрения промышленности и индустрии. В городах с индустриальным прошлым очень часто такой подход является неправильным, то есть неполным. Кроме того, постоянное негативное отношение к городу, которое проявляется в создании образа рабочего, индустриального, играет негативную роль в создании инвестиционного климата и возможного улучшения ситуации в таком регионе.

    Целью нашей работы является выявить образ Донбасса, который представлен в документальных фильмах последних десяти лет. Задача, которую мы поставили перед собой, заключается в исследовании социальной картины, которую представляет Донецк. Мы охарактеризуем символы Донбасса и попытаемся установить связь плохой символики с перспективами региона. Мы считаем, что выбранная нами локальная тематика не теряет своей актуальности в глобальном масштабе.

    Мы опирались на работы таких ученых как А. Тараненко, Т. Ерескова, С. Синецкий, Л. Харченко и Л. Чубко.

    Актуальность темы заключается в том, что Донбасс является одним из репрезентативных регионов Украины для Европы. Этот регион является крупным промышленным, энергетическим и бизнес-центром страны. С развитием сети элитных центров, гостиниц, ресторанов, а также самих бизнес-структур (в частности крупных) последний тезис становится еще более актуальным.

    Документальное кино можно назвать жанром синкретичным. Он объединяет журналистику и киноискусство. С точки зрения журналистики документальная публицистика является непосредственно документом. Именно она отражает отношения в обществе, которые есть на самом деле. Журналиста, который поднимает вопросы индустриального или постиндустриального города, зачастую интересует социальная проблематика.

    В то же время, документальное кино является частью искусства, которое несет в себе культурное наследие. Ему в большей степени, нежели другим жанрам публицистики, присущ эстетизм. Культурная память – это одна из категорий, которыми руководствуется документалистика. Однако, культурная память фиксируется не только важными общественными кадрами, но и самим человеком. Именно она отражает ту или иную эпоху, особенности местности и т. п. Сам человек является носителем этой памяти. По мнению украинского философа С. Крымского, проблема сегодняшнего общества в наличии псевдодуховности. По нашему мнению, работа с общечеловеческими, гуманистическими принципами дает автору шанс на успех в любой точке мира. Это так называемая «внутренняя социальность», которую Бердяев считал сдерживающим фактором «внешней социальности» (1).

    Донецк часто является синонимом тяжелого труда и индустриального характера. Такие словосочетания часто использовались с негативным подтекстом. По мнению исследователя имиджа индустриальных регионов С. Синецкого словосочетание «город рабочих», «город-завод», «город рабочей славы» ассоциативно вызывает негативное отношение к региону (2).

    Однако, по мнению исследовательницы А. Тараненко мифы о том, что Донецк – шахтерский край уже устарели и давно не соответствуют действительности. По мнению исследовательницы, город сейчас ищет свои корни и активно внедряет такие мифологемы как «город Старого Шубина», «сарматский город», «город миллиона роз», «город футбола». Еще одним символом Донецка как современного города, по мнению А. Тараненко, являются замки влюбленных. «Символы Донецка, которые сохранились еще с советских времен, постепенно уходят в прошлое. На смену им выдвигаются новые, интересные, есть европейские находки, например, обычай вешать замки с именами влюбленных на мосты. Именно эту картинку как основную увидел в облике города немецкий журнал «Восток», который летом посвятил отдельный номер Украине (3).

    Документальный фильм «Юзовка – письма с «Дикого поля» немецкого режиссера Виолы Штефан вошел в шорт-лист 43-го Международного баварского кинофестиваля в номинации «Документальное кино». В основе фильма – письма британских переселенцев Донбасса, которые строили Юзовку вместе с Джоном Хьюзом. Здесь режиссер проводит параллель с европейскими переселенцами в Новый свет и называет Юзовку-Донецк «новой Америкой». Фильм построен на контрасте современности и прошлого. Он рассказывает о Донецке со времен основания Донецка-Юзовки, до построения «нового» Донецка. Одна из «линий», на которых акцентируется внимание, – религия. Во времена Сталина публично жгли иконы, купола церквей снимали в переплавку. Это подтверждается кадрами из фильма Д. Вертов «Симфония с Донбасса». Сегодняшний Донецк имеет другую религию – футбол. С постройкой стадиона «Донбасс Арена», и особенно после чемпионата Европы по футболу эта «религия» укрепляется.

    Местом съемок фильма «Шахта № 8» балтийская режиссер Марианна Каат выбрала город Снежное Донецкой области. Основная тема фильма – нелегальные «копанки», кроме того, здесь подняты проблемы малых индустриальных городов постсоветского пространства: нелегальный детский труд, бедность и насилие в семьях, алкоголизм, безработица, детская наркомания. В центре фильма – история 12-летнего Юры, который после смерти отца обеспечивает двух своих сестер, мать и отчима. Парень работает на нелегальных копанках, ходит в шахту, мечтает быть поваром, но из-за работы его выгоняют из кулинарного училища. Режиссер фильма использует противопоставление реальности и детских мечтаний. Например, дети часто говорят по мобильному телефону (символ-мечта успешности и богатства), однако быт говорит о бедности в семье: старая мебель, затертые обои и так далее. Кроме того, фильм можно назвать идеологическим. На фоне бытовых неурядиц звучит государственное радио и зритель слышит сообщения о событиях в «официальной» Украине. Фильм начинается летом, когда все цветет, ближе к зиме возникает и обостряется экономический кризис, плохое экономическое положение усиливают кадры зимнего пейзажа: голые деревья, снег, холод. Последние кадры фильма – День Победы – детей отдают в детский дом и интернат. Режиссер спрашивает: что изменилось с того времени, что осталось в наследство от СССР? Эмоциональную сторону усиливают финальные кадры: герой со своим другом едет на мотоцикле по пустой трассе – символ дороги и долгого пути к осуществлению мечты, как мечты мальчика, так и самого города Снежного.

    Документальный фильм «Другой «Челси»: история из Донецка» немецкого режиссера Якоба Пройса поднимает несколько социальных тем: классовое неравенство, которое характеризуется большим разрывом между верхами и низами; принадлежность «верхов» общества к олигархии; наличие зрелищ, но отсутствие хлеба. Главными героями фильма являются реальные персонажи – Коля и Саша. Их истории проходят по одной линии с футбольным сюжетом Евро 2012, где команда, за которую они болеют, шаг за шагом завоевывает победу. Визуально фильм разделен на несколько частей: то, что касается футбола, выполнено в технике стоп-моушн; жизненные истории героев – обычный видеоряд. Здесь мы сталкиваемся со своеобразным антагонизмом: реальная жизнь и «искусственные» футбольные ценности.

    Еще один социальный проект снял словенский режиссер, социолог и антрополог Андрей Натерер. Фильм-исследование «Бомжи. Уличные дети Макеевки» он снимал на протяжении 10 лет. Презентация фильма назначена на середину ноября этого года. Часть фильма уже можно посмотреть на YouTube. Те отрывки, которые есть в общем доступе, в очередной раз показывают низкий уровень социального развития города. Конечно, Макеевка не является частью Донецка, но в смысловом ряду она ему равнозначна. Европеец не будет задумываться над тем, где находится этот город, его ассоциации, к сожалению, таковы: Макеевка = Донецк = Украина = Россия = СССР.

    Во время чемпионата Европы по футболу был снят еще один фильм – «EURO 2012 в Донецке». Это видео-проект фонда «Изоляция. Платформа культурных инициатив». Куратором проекта стал журналист и музыкальный критик Андрей Горохов, роли операторов исполняли восемь человек. Данный фильм в виде дневника рассказывает о том, что происходило во время футбольного чемпионата. Но в данном фильме, речь идет скорее не о футболе, а о самой жизни. Самого футбола здесь очень мало, вместо него – люди, которые живут (любят, мечтают, засыпают, гуляют, болеют, кричат и т. д.), и город, который меняется. Этот фильм может стать настоящим архивным документом начала XXI века, так как многое, что показано в фильме, может исчезнуть.

    Таким образом, почти все социальные документальные фильмы односторонние. Донбасс предстает как город контрастов: с одной стороны олигархи, которые наслаждаются жизнью в своих домах, с другой – «низший класс» — шахтеры. В этих фильмах актуализируются следующие тезисы: «Донецк – шахтерский край», «бедный регион», «регион с низким уровнем жизни» и другие. Все фильмы поднимают лишь некоторые социальные проблемы. Они не представляют Донбасс всеобъемлюще, полноценно. По нашему мнению, такое позиционирование региона, согласно теории разбитых окон, может привести к еще большим негативным последствиям. С фильмами на шахтерскую тематику, о социальной нестабильности, регион никогда не выберется из этого заколдованного круга. Проблемы будут возникать одна за другой, а разница между бедными и богатыми будет увеличиваться. Выходом из данной ситуации является съемка социальных видео-портретов представителей разных слоев населения, разных возрастных групп, классов и статусов. По нашему мнению, именно такие фильмы смогут создать наиболее яркую и в то же время четкую картину не сфабрикованной мифами и стереотипами действительности. Кроме того, именно таким способом эстетика и культурная память смогут привести к построению нового взгляда жителей Донбасса самих на себя.

Примечания

1. Крымский С. Утренние размышления / 36. ст. – Худож. оформ. О.Билецкого. – К.: Мастерская Билецких, 2009. С. 12‑26.

2. Синецкий С. Концепция формирования образа индустриального региона средствами культурной политики (на примере г.Челябинска и Челябинское области). Электронный ресурс. Режим доступа: www.chiep.ru / SineckiiSB.pdf

3. Цит. по: Яковленко К. «Евро еще не было, а Вася здесь уже был ...». – День, № 205, 10 ноября 2010 г. С. 1.

Екатерина Яковленко, аспирант факультета журналистики Львовского национального университета им. И. Франко Украина | 21 ноября 2012
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация