Роль RussiaToday в формировании информационной повестки дня

Ксения Олеговна Невмержицкая

Научный руководитель к. полит. н., доц. Р. В. Бекуров

Аннотация. В статье определяется степень влияния телеканала Russia Today на информационную повестку дня. Также дается характеристика места и роли российского иновещания в глобальном информационном пространстве. Статья представляет результаты исследования, проведенного в рамках дипломной работы.

Russia Today – глобальный информационный телеканал, вещающий на английском, арабском и испанском языках. Поскольку в России не существовало аналогов, телеканал перенял опыт таких уже известных игроков мирового информационного рынка, как BBC и CNN. Таким образом, RT пришел на сформированный ранее и функционирующий рынок глобальных новостей, где было необходимо предложить конкурентоспособную стратегию вещания. Более того, поскольку многие СМИ имеют дублирующую и часто более расширенную онлайн-версию, понятие «глобальные медиа» расширилось. Поэтому RT должен конкурировать не только со схожими по формату телеканалами, но и с крупными медиа, давно зарекомендовавшими себя – The New York Times, The Wall Street Journal, Associated Press, Reuters и другими.

Для определения влияния телеканала на информационную повестку дня необходимо проанализировать его место и роль в глобальном информационном пространстве. Представление об этом складывается из аудитории СМИ, отношения к нему других медиа и профессионального признания.

Позиция телеканала RT по отношению к другим СМИ становится понятна из слогана: «Question more» («Спрашивай / Задавайся вопросами / Сомневайся больше»). Немного претенциозный девиз дает понять, что это будет качественно другое средство массовой информации, готовое бросить вызов новостному мейнстриму.

Подобного мнения придерживается Д. С. Локтев: «В своем политическом и аналитическом вещании RT – не столько нейтральное, сколько нейтрализующее СМИ, пытающееся с переменным успехом, уравновесить западную точку зрения на мировые проблемы российской точкой зрения» (1; 34).

Аудитории RT растет. По данным последнего исследования Nielsen Holdings N. V., проведенного с марта 2013 года по май 2014 года, в течение этого времени еженедельная аудитория канала в 7 крупных городах США (Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Чикаго, Филадельфия, Сан-Диего) выросла вдвое. Средняя еженедельная аудитория в этих городах составляет около 3 млн (http://rt.com/about-us/press-releases/rt-audience-double-us/).

В 2014 году мировая аудитория канала RT превысила 700 млн зрителей, без учета пользователей мобильных приложений (http://ria.ru/society/20140910/1023506317.html). Ещё один рекорд телеканал поставил в 2013 году, став первым из новостных каналов, преодолевшим количество просмотров в 1 миллиард на видеохостинге Youtube (http://lenta.ru/news/2013/06/03/rtviews/).

Чтобы проанализировать влияние телекомпании на информационную повестку дня, мы проследили зарождение нескольких новостей, касающихся России, и определили, кто из глобальных медиа был первым. Первая тема – пожар в Чернобыльской зоне 28 апреля 2015 года. Первым опубликовал короткую новость The Wall Street Journal (16:12). Затем поступила мягкая новость от RT (16:36). Однако этот материал содержал несколько видео, а также 4 комментария – троих экологов и представителя Чернобыльской зоны отчуждения. Таким образом, 24-минутная задержка оправдалась. Reuters сообщил об этом происшествии в 20:39, а BBC – в 23:50 (2). Примечательно, что ни CNN, ни Deutsche Welle не опубликовали эту новость спустя сутки.

RT также определяет информационную повестку дня, когда речь идет о самой телекомпании. 6 марта 2014 года ведущая новостной программы Лиз Уол уволилась в прямом эфире по этическим и моральным причинам. «Я не могу быть частью телекомпании, спонсированной российским правительством, которая пытается забелить действия Путина» (http://rt.com/usa/rt-reacts-liz-wahl-042/).

Естественно, после такого информационного повода многие СМИ заговорили об RT, о храбрости ведущей и о пропаганде на телеканале. К слову, Л. Уол стала популярной после своего увольнения и была приглашена на дискуссии в эфиры разных американских кабельных телеканалов. В 2015 году она выступала в комитете по иностранным делам палаты представителей конгресса США в качестве эксперта по вопросу информационной угрозы России (http://russian.rt.com/article/86061).

Ничто так не говорит о качестве производимого контента и отношении журналистского сообщества, как профессиональные конкурсы. В 2015 году RT был номинирован и выиграл в ряде журналистских фестивалей. На престижном международном фестивале New York Festivals телеканал отхватил сразу несколько призов. Ведущая программы «In the Now» («В настоящем времени») Анисса Науэй была признана лучшей новостной ведущей. Также 1-ое место в номинации «Лучшая режиссура промо-ролика», получил промо-ролик программы «Technology Update» («Обновление технологий») об инновациях будущего. Документальный фильм RT «Белая Африка» взял серебро в номинации «Лучшая документальная / информационная программа: Социальные вопросы» (http://russian.rt.com/article/85783). Номинации, в которых выигрывает российское иновещание, носят специальный характер. Можно было бы смелее говорить о влиянии на мировые информационные потоки, если бы RT занял первое место в собственно новостных категориях. Но мы по-прежнему видим названия «мейнстримовских» СМИ среди победителей самых престижных номинаций. Например, в этом году победителем в категории «Best Coverage of Breaking News» («Лучшее освещение срочных новостей») стал CNN за репортаж об Ираке (http://www.newyorkfestivals.com/winners/2015/index.php).

RT Spanish уже второй год подряд становится победителем Конкурса национальной и международной журналистики, проводимый Клубом журналистов Мексики. Испаноязычная версия RT была признана «Лучшим телевизионным телеканалом» (http://russian.rt.com/article/79309).

В определении влияния RT представляются показательными высказывания известных современных политических деятелей, влияющих на ход мировой политики. В феврале 2015 года госсекретарь США Джон Керри обратился к Конгрессу с предложением увеличить финансирование BBG (Совет управляющих по вопросам вещания), ответственного за пропаганду за рубежом. «Есть канал RussiaToday, вещающий на английском. У нас есть подобный эквивалент на русском языке? Это довольно дорогое удовольствие. Русские тратят кучу денег на то, чтобы вещать и распространять информацию на тех языках, которые понимают в окружающих странах», – отметил госсекретарь (http://russian.rt.com/article/76448). Тем не менее, бюджет RT по сравнению с BBG кажется небольшим. По словам главного редактора RT Маргариты Симоньян, на 2015 год российской телекомпании, состоящей из 7 каналов и видеоагентства, планируется отвести 225 миллионов долларов. В то же время американскому Совету управляющих по вопросам вещания 2015 год принесет 721 миллион долларов, которые распределят между 5 радиостанциями и 1 телеканалом (https://twitter.com/M_Simonyan).

Чтобы определить примерную ежедневную аудиторию сайтов телеканала, мы изучили количество подписчиков основных иновещательных медиа в Facebook и Twitter. Существует также индекс цитируемости новостей в социальных сетях, иллюстрирующий, что ежедневная аудитория в сети Интернет гораздо больше основных подписчиков. Тем не менее, стоит сравнить количество первичной ежедневной аудитории электронных версий телеканалов.

Так, Мировые новости BBC лидируют по количеству подписчиков в обеих социальных сетях. Далее идет CNN International. RT занимает четвертое место. Среди иновещательных телеканалов, нацеленных на арабскую аудиторию, RT Arabic занимает первое место по числу подписчиков в Facebook, а второе – BBC Arabic. Зато арабская служба CNN лидирует по количеству подписчиков в Twitter. Среди испаноязычной аудитории самым популярным в Facebook оказался CNN en Español, российский эквивалент занимает куда более скромное место.

Из всего телеиновещательного комплекса наиболее близки к прототипу объективного СМИ телеканалы RT America и RT Spanish. Это обусловлено тем, что их целевая аудитория – жители определенных регионов. Обладая собственными студиями в этих регионах, редакции RT освещают не только новости, касающиеся России, но и местные события. Будучи спонсированными из российского бюджета, редакции более независимы при освещении локальных событий, например, в Вашингтоне. Именно с этой точки зрения RT представляется альтернативным средством массовой информации.

Место Russia Today в глобальном информационном пространстве амбивалентно. Телекомпания часто становится победителем или номинантом известных международных профессиональных конкурсов, что говорит о признанном профессионализме. Тем не менее, Russia Today со стороны коллег часто обвиняется в предвзятости и пропагандисткой деятельности.

Роль Russia Today в формировании информационной повестки дня проявляется только в двух случаях: если информация касается России или если касается самой телекомпании. Последние новости носят скандальный характер, поэтому информационную ценность представляют сообщения о России. У компании объективно больше возможности получить информацию быстрее всех, так как она финансируется за счет государства. Например, заявления МИДа попадают в редакцию за 15 минут до их опубликования на официальном сайте ведомства.

Таким образом, у Russia Today есть своя роль в медийном пространстве, и влияние телеканала могло бы увеличиться, если бы не сформированное в Западной Европе и США мнение о нем как о рупоре пропаганды.

Следует отметить, что телеканал Russia Today обладает определенными возможностями и авторитетом для участия в формировании информационной повестки в качестве равноправного игрока глобального медиарынка. Однако, безусловно, телеканал пока не является «повестко-образующим» СМИ уровня BBC и CNN, так как этому мешает репутация телекомпании, постоянные скандалы и негативное внимание конкурентов.

Тем не менее, аудитория телеканала Russia Todayпостоянно растет, его региональные ответвления завоевывают особенную популярность у местной аудитории, что объясняется большей объективностью и альтернативностью новостей. Этот потенциал можно грамотно использовать.

Литература

1. Локтев Д. С. Редакционный нейтралитет в международном информационном телевещании. М., 2012.

2. Ср.: Forest fire in Ukraine approaches Chernobyl Disaster site. URL: www.wsj.com ; Forest fires heading for Chernobyl nuclear plant – Ukraine Interior Ministry. URL: rt.com ; Forest fire threatens Ukraine’s Chernobyl nuclear zone. URL: in.reuters.com ; Forest fire breaks out near Chernobyl nuclear plant. URL: www.bbc.com

Ксения Олеговна Невмержицкая | 10 июля 2015
 просмотров: 1121 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация