Отражение черт русского национального характера в журналах «Вестник Европы» и «Русский репортёр»

Анна Михайловна Нечай

Научный руководитель к. филол. н., доц. Е. С. Сонина

Аннотация. В статье рассматриваются особенности отражения национального характера русской нации в двух журналах либеральной направленности – «Вестнике Европы» (1870-х гг.) и «Русском репортёре» (2010-х гг.), а также обосновывается актуальность обращения к данной проблематике.

Любому обществу, как и отдельному человеку, для полноценного развития необходимо понимать, откуда оно произошло, что выделяет его среди прочих и что объединяет людей внутри него. С пониманием происходит осознанная обществом преемственность традиций, норм морали и права, а также системы ценностей (представлений о том, что важно, что второстепенно, что позволительно, что предосудительно и т. д.). Если же по какой-то причине происходит «отрыв от корней», утрата связи и неприятие традиций и ценностей прошлого, то общество вынуждено разрабатывать новые культурные ориентиры, чтобы выжить.

Современная Россия столкнулась с подобной проблемой: после распада Советского Союза так и не были выработаны общие ценности, идеи и нормы поведения, и всё ещё остро стоит вопрос национальной идентификации России, национального самоопределения. Сложность заключается ещё и в том, что складываются два параллельных пласта этой идентификации: многонационального народа Российской Федерации (определение из Конституции РФ), всего общества, государства, и его отдельных представителей – разных наций, национальностей и этносов. Это коснулось и государствообразующей нации – русских, к которым относят себя более 77% граждан России (12). Особенности формирования русских бок о бок с другими нациями, их взаимное влияние друг на друга, тесное переплетение стали причиной особого отношения к русской нации и возникновения споров о правомерности её выделения.

Актуальность исследования обусловлена тем, что национальная проблематика сегодня относится к наиболее острым и обсуждаемым вопросам, требующим осмысления. Журналистика является, с одной стороны, площадкой для консолидации всего общества. С другой стороны, она отражает процессы самоопределения разных наций, и потребность общества, в том числе, русской нации в саморефлексии.

В этом контексте интересным представляется исследование либеральной журналистики как избегающей крайностей, выступающей за поступательное развитие, относящейся с критикой к правительственным действиям и при этом не доходящей до радикализма. В настоящем исследовании мы хотели бы сравнить либеральные журналы второй половины XIX и начала XXI вв. Как нам представляется, для характеристики этих двух периодов как нельзя лучше подходит термин, предложенный авторами «Вестника Европы», – «переходное время», отличающееся неопределённостью (ВЕ. 1868. Т. 1. Кн. 1. С. 380. Далее паспортизация материалов заглавных журналов дается в тексте). С одной стороны, в переходное время проводятся важные для преобразования общества реформы и возможна рефлексия над ними, а также развивается общественное мнение; с другой стороны, реформы сдерживаются поиском общего пути.

Исторический опыт функционирования журналистики в «переходное время» может и должен быть применён сегодня. Ведь её представители пытались решить ту же задачу строительства гражданского общества и правового государства, перед которой стоит и современная Россия. Обращение к журналистике прошлого и настоящего позволит нам увидеть изменения в освещении данного вопроса.

Объектом исследования являются журналы «Вестник Европы» и «Русский репортёр». Предметом исследования – особенности отражения в «Вестнике Европы» 1870-х гг. и «Русском репортёре» 2010-х гг. черт русского национального характера. Выбор этих журналов неслучаен: «Вестник Европы» – ведущее либеральное издание второй половины XIX в., «Русский репортёр» – одно из ведущих либеральных изданий наших дней. Несмотря на то, что Виталий Лейбин, главный редактор журнала «Русский репортёр», отметил, что ему не важны политические предпочтения работающих у него журналистов, у издания чётко вырисовывается либеральная направленность.

Под либерализмом вслед за историком А. В. Гоголевским мы понимаем направление общественной мысли, идеологическое и политическое течение, объединяющее сторонников демократических свобод и свободного предпринимательства (3; 5).

Эмпирической базой исследования послужили 25 ежемесячных хроник, 3 литературных обозрения, 2 критические статьи и 1 исторический очерк из журнала «Вестник Европы» в период с января 1868 по декабрь 1878 г. и 24 статьи, репортажа, очерка и авторских колонок в журнале «Русский репортёр» в период с апреля 2011 по август 2014 г. (материалы были нами изучены как в печатном, так иэлектронном вариантах). В эти годы оформилась редакционная политика анализируемых изданий. Разница в хронологии обусловлена периодичностью выхода журналов: «Вестник Европы» – ежемесячное издание, «Русский репортёр» – еженедельное (до конца 2014 г.). Выборка материалов основывалась на принципе тематического отбора в рамках сплошного просмотра.

Исследованию журнала «Вестник Европы» посвящены работы В. Е. Кельнера, подробно изучившего редакционную и издательскую деятельность М. М. Стасюлевича; А. В. Артемьевой, остановившейся на рассмотрении общественно-политической программы ежемесячника; энциклопедическая статья М. Мазаева и др. (1, 6, 10). По журналу «Русский репортёр» имеются только исследования частного характера, например, статья Е. В. Зелениной и Т. Ю. Порецкой, диссертация А. Е. Сабунина и др. (4, 13).

Среди исследователей теории нации необходимо отметить работы В. И. Козлова, С. Т. Калтахчяна и В. Ю. Шпака, к чьим трудам мы обращались, а также работу В. А. Тишкова, занимающегося вопросами межнациональных отношений (5, 7, 14, 15). Среди исследователей национальной идентичности стоит отметить историков К. С. Гаджиева и С. М. Маркедонова, политолога С. В. Кортунова (2, 9, 11), среди исследователей русской ментальности – В. В. Колесова (8).

Выявление особенностей отражения характерных черт русского человека на страницах либеральных журналов двух эпох предполагало рассмотрение основных понятий национальной проблематики («нация», «национальность», «национальное самоопределение», «национальный характер»); изучение журналов «Вестник Европы» и «Русский репортёр»; определение контекста упоминания черт русского национального характера в названных журналах; сравнение образа русской нации, представленной на страницах изданий.

Анализ эмпирического материала показал, во-первых, что «Вестник Европы», обращаясь к понятию «русский», чаще всего использует его для обозначения всех наций, населяющих Российскую империю, т. е. в его общем значении: «…в составе русских граждан находятся ещё миллионы евреев…»; «русские публицисты и политики», «русская цивилизация» (ВЕ.1874. Т. 6. Кн. 12. С. 866. 1869. Т. 5. Кн. 10. С. 893. 1870. Т. 3. Кн. 6. С. 947.). «Русский репортёр», наоборот, демонстрирует узкое понимание – обозначение конкретной нации. Например, «Мыльная основа плавится в микроволновке, мамы заглядывают в нее, как в телевизор. Прибегают погалдеть русские, узбекские иафриканские карапузы»; «Власть ворует, народ голодает, мужики спиваются, бабы стервенеют, русских давят, нерусских травят…» (РР. 2013. №№ 46, 47).

Во-вторых, отражение вопросов национальной проблематики преломляется через призму либерализма, которого придерживаются авторы обоих изданий. В «Вестнике Европы» журналисты обращаются к национальной проблематике, характеристике русских и оценке русского самосознания чаще всего при анализе того или иного аспекта общественной ситуации, в рамках разговора о той или иной реформе, например, о состоянии церкви и духовенства, которое необходимо преобразовывать, отделять от государства: «Перед нами, как свидетелями современности, стоит несомненный закон: русский народ привязан к вере предков, церковь в его умственной жизни занимает важное место…» (ВЕ. 1868. Т. 5. Кн. 10. С. 845.). В «Русском репортёре» русскость проявляется в основном через поиск объединительного начала, а также в освещении межнациональных отношений. «Мы все, живущие в России, – в одном джипе, вроде бы уже и дорогом, но по-прежнему некомфортном, худо-бедно движемся вперед, подскакивая на одних и тех же ухабах. Пора искать общий язык с теми, кто едет рядом: дорога от этого не станет лучше, но проще будет ее преодолеть. А если не получится, неизбежно крупное ДТП, о котором не хочется даже фантазировать» (РР. 2013. № 47).

«Русский репортёр» также отличается личной ответственностью авторов публикаций. Из 24 проанализированных 19 – авторские (в том числе 2 авторские колонки редактора журнала Виталия Лейбина), в то время как большинство материалов из «Вестника Европы» (29 из 31), – согласно традиции той эпохи, не подписаны и, следовательно, отражают общую редакционную политику издания.

К особенностям отражения черт русского национального характера можно отнести то, что в «Вестнике Европы» даётся, скорее, характеристика устройства русской жизни, чем описание отдельных её черт. И этой жизни свойственны дикая, необузданная сила, русское самодурство (разделение в быту на подчиняющихся и властвующих, которые «не хотят признавать никаких отношений, основанных на справедливости, на праве, и считают себя полновластными, вольными миловать, вольными и казнить» (ВЕ. 1869. Т. 1. Кн. 1. С. 322.)), а также смесь известной европейской образованности и восточной патриархальности, грубости нравов и общественного устройства. Среди черт называются: инстинкт государственного единства, преданность правительству, религиозность, терпеливость, общинность и связанная с ней круговая порука, умение приноравливаться к противоположным явлениям и мнениям, легко мириться с обстоятельствами. Помимо этого, русский человек «легко уступает всякому давлению, как мокрая губка, и движется через пень-колоду» (ВЕ. 1872. Т. 4. Кн. 8. С. 846.).

В «Русском репортёре» чаще упоминаются конкретные черты, при этом журналисты делают обобщения, ищут закономерности, а характеристику, оценку русским, как правило, дают герои публикаций. Именно в их уста вкладываются особенно резкие высказывания и замечания о недостатках нашего менталитета: «Но это ненадолго, – злорадно отвечает женщина. – Почему? – Потому что мы русские. Мы же варвары! Все разломаем, испортим…» (РР. 2013. № 47).

В разных публикациях «Русского репортёра» (в основном репортажах) отмечается страстность русских, нелюбовь к бессмысленному делу, доброе сердце, отзывчивость («Мне кажется, что еще очень важно именно в сочинской Олимпиаде, что русские люди – этосамые щедрые люди, самые открытые, самые добрые люди в мире… И я уверена, что мы проведем самую лучшую Олимпиаду, потому что все, что мы делаем, всегда самое лучшее» (РР. 2013. № 45)), а также надежда на русский авось, перекладывание ответственности, ожидание кого-то, кто решит все насущные проблемы, безынициативность и ожидание указаний «сверху» («Александр Транчуков – это человек, который много думает. – Про русский национальный характер, – уточняет глава сельсовета. – Мы почему-то все время ждем, что придет какой-нибудь сильный вожак и нас организует.Мы почему-то стесняемся сами делать какие-нибудь хорошие дела» (РР. 2013. № 47)). Часто в упрёк русским ставится имперское мышление и излишняя любовь к глобальному мышлению вместо конкретных действий локального характера, т. е. перефразируя мысль Григория Тарасевича, думу думать о судьбе Руси-матушки не вставая с дивана (РР. 2013. № 34).

В обоих журналах в качестве одной из напастей, являющихся отличительной чертой русской нации, называется пьянство. В целом, черты русского национального характера, приспосабливаясь, конечно, под разные обстоятельства и трансформируясь, с течением времени не слишком изменились по сути. Мы находим много общего у представителей русской нации второй половины XIX и начала XX вв. Многие затрагиваемые проблемы остаются актуальными по сей день.

Литература

1. Артемьева Е. В. Общественно-политическая программа «Вестника Европы» (1880-е гг.). Автореф. дис. … к. и. н. Н. Новгород, 2009. URL: vivaldi.nlr.ru

2. Гаджиев К. С. Национальная идентичность: концептуальный аспект // Вопросы философии. 2011. № 10. С. 3–16.

3. Гоголевский А. В. Очерки истории русского либерализма XIX — начала XX века. СПб., 1996.

4. Зеленина Е. В., Порецкая Т. Ю. Медиагерой нашего времени (по результатам контент-анализа журнала «Русский репортер») // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. № 5. С. 157–166.

5. Калтахчян С. Т. Нация // Философский энциклопедический словарь: энциклопедия. М., 1983.

6. Кельнер В. Е. Человек своего времени (М. М. Стасюлевич: издательское дело и либеральная оппозиция). СПб., 1993.

7. Козлов В. И. О классификации этнических общностей (состояние вопроса) // Исследования по общей этнографии / под ред. Ю. В. Бромлея. М., 1979. URL: web.archive.org/web/20020816181057/historia-site.narod.ru/library/ethnology/kozlov.htm

8. Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб., 2006.

9. Кортунов С. В. Национальная идентичность: Постижение смысла. М., 2009.

10. Мазаев М. Вестник // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. СПб., 1892. Т. VIIa. С. 645–647.

11. Маркедонов С. М. Национальная самоидентификация России: осознание общего гражданства или зов «крови»? 2007. URL: www.wpec.ru/text/200705211343.htm

12. Национальный состав населения // Всероссийская перепись населения 2010 г. URL: www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-01.pdf

13. Сабунин А. Е. Метафорическое отображение действительности в пресс-фотографии российских деловых журналов начала XXI века. Дис. … к. филол. н. М., 2011. URL: www.dissercat.com

14. Тишков В. А. Единство в многообразии: публикации из журнала «Этнопанорама» 1999–2011 гг. 2-е изд., перераб. и доп. Оренбург, 2011.

15. Шпак В. Ю. Нация // Словарь по политологии / отв. ред. В. Н. Коновалов. М., 2001. С. 146–147.

Анна Михайловна Нечай | 10 июля 2015
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация