Факторы отбора фотоматериала в современной ежедневной прессе

Екатерина Александровна Шарова

Научный руководитель ст. преп. Л. А. Крылова

Аннотация. В статье рассматривается классификация фотографий в современной ежедневной прессе, выделяются факторы их отбора. На примере анализируемых ежедневных российских газет показывается состав фотоматериала, а также выводится формула отбора фотографий.

Томас Вайншип ещё в 1976 году, когда он был редактором американской ежедневной газеты The Boston Globe, крупнейшей в Бостоне, сказал: «Мы живём в век аудиовизуально образованных читателей, привыкших к хорошему качеству визуальной продукции», и это не может не повышать требования к фотоизображениям на страницах газет (2; 21). Существуют исследования, свидетельствующие: первое, на что обращает внимание человек – это именно визуальная составляющая страницы. Иллюстрации из обычного оформления превратились в центр притяжения внимания, а теперь ещё и в полноценный источник информации. Но помимо информационной функции, фотография всё больше вбирает в себя и другие. Поэтому отбор фотоматериала в прессе – важная часть работы современных журналистов, фотографов и редакторов. Хорошо подобранная фотография может усилить впечатление от текста, принести новый смысл, привести дополнительные факты, добавить экспрессию, эмоцию, мнение, отношение и многое другое. «Банально выражаясь – одна удачная фотография может рассказать больше, чем посредственно написанный репортаж или статья» (3). А порой даже больше, чем хорошо написанный репортаж или статья.

Подбором фотографий в средствах массовой информации занимается фоторедактор или бильд-редактор. Бильд-редактор отвечает за весь иллюстративный материал (помимо фотографий, это рисунки, графики, инфографика и другое), в крупных изданиях их бывает несколько. Фоторедатор же работает только с фотографиями. Эдди Опп, до 2013 года бывший директором фотослужбы издательского дома «Коммерсантъ», так описывает роль фоторедактирования: «Эта роль огромна и часто недостаточно оценивается. Фотограф предоставляет сырьё, приносит алмазы, чтобы бильд-редактор сделал из этих алмазов бриллианты – отбор, кадрировка. Без этой обработки сырьё остаётся сырьём. Хорошая фотография – это всегда тандем двух процессов, фотографирования и редактирования» (1).

Мы попытались дать определения тем видам фотографий, которые используются в современных средствах массовой информации. Многие из предложенных нами терминов используются в профессиональном сообществе, но не определены в научной литературе. В случаях, когда подходящего термина нет в литературе, мы обращались к толкованию слова, к его изначальному значению, используя его словарное определение. В рамках данного исследования мы рассматриваем фотографию с точки зрения источника её поступления в редакцию, а не жанра. И если жанровая классификация рассматривается в литературе по фотографии, то фотографию с точки зрения источника рассматривают намного реже.

Авторские фотографии – оригинальные фотографии собственных фотографов или фотографии, сделанные на заказ специально для этого издания. Фотографии в данный момент сделанные для данного издания.

Архивные фотографии – собственные фотографии издания, но выполненные некоторое время назад. Обычно под архивной фотографией понимается изображение из фотографических архивов, любая историческая фотография. В рамках нашего исследования под архивной фотографией мы понимаем только фотографию собственного архива редакции.

Агентские фотографии – фотографии, предоставленные фотоагентствами– информационными агентствами, занимающимися производством и распространением, продажей фотоизображений.

Фотоиллюстрации – фотографии из фотобанков, фотостоков и с других сайтов из сети Интернет, при этом не являющихся фотоагентствами. Фотобанки (фотостоки, стоки) – продавцы изображений. Например, Photo Хpress, freefoto.com, Getty Images и многие другие. В 1830-х годах в Америке появилась так называемая «pennypress» – предтеча жёлтой прессы, в 2000-х можно говорить о появлении «pennyphotos». Дэвид Керник, профессиональный фотограф из Лос-Анджелеса, говорит: «Это смерть для красивой фотографии» (5). Также к этому типы фотографий мы причисляем фотографии, предоставленные пресс-службами, пресс-центрами или другими организациями, деятельность которых освещается в прессе (фотография по запросу).

Любительская (читательская/пользовательская) фотография – фотографии читателей, очевидцев событий. Любые фотографии, которые предоставили читатели, которые им принадлежат (не только снимки актуальных событий, но и фотографии из личного архива).

Все фотографии проходят фильтр факторов отбора, которые довольно тяжело выделить в чистом виде. Помимо этого, у опытного фоторедактора в голове не появляются эти факторы – он просто знает, какую именно фотографию нужно выбрать. Но это «знание», в свою очередь, состоит из этих факторов, различное соотношение которых приводит к тому, какие именно фотографии в итоге появляются на страницах печатных изданий.

В книге «The Handbook Of The Journalism Studies» в главе «News Values» рассматриваются критерии, по которым редакторы отбирают события для новостей. Многие из этих критериев можно экстраполировать на работу фоторедактора в поиске подходящих для материала изображений. Отбор фотографий, как и новостей в целом, это очень важный процесс, который не надо недооценивать. «Журналисты говорят о новостях так, как будто события сами себя выбирают. А потом, что самые значимые новости или «новостные ангелы» – вдохновлены Богом. Но среди миллионов событий, которые происходят каждый день, только небольшая часть становится потенциальными новостями, а из этой части только маленький кусочек действительно появляется в медиасреде» (4; 163). Так же и с фотографиями – среди миллионов фотоизображений, которые существуют на данный момент, нужно подобрать часто одну единственную фотографию, которая подойдёт для публикации.

В результате изучения понятия «newsvalues» мы получили несколько списков критериев отбора новостей, среди них выбрали те критерии, которые подходят для отбора фотографий, сравнили или объединили их, дали другие, более привычные названия. В итоге мы выделили 14 факторов: 7 основных и 7 факультативных (дополнительных), влияющих на состав фотоматериала в прессе. Это – концепция и направленность издания, содержание, эксклюзивность фотографии, качество (визуальная составляющая / привлекательность), оперативность съёмки, бюджет, время на отбор и обработку; авторский взгляд/подход, документальность, уникальность ситуации или момента, эмоциональность и сила воздействия, имя автора, дополнительные факторы, субъективные факторы.

Стоит сказать, что у каждого фоторедактора, у каждого издания своя шкала важности каждого из этих факторов. Для кого-то важнее эксклюзивность фотографии, а для кого-то – визуальная привлекательность, но как основные, так и дополнительные факторы могут оказаться решающими.

В рамках исследования фотоматериала в современной прессе мы анализировали ежедневные газеты – «Российская газета», «Ведомости», «Коммерсантъ», «Невское время» и «Деловой Петербург» – за декабрь 2014 года, март-апрель 2015 года, в целом 175 выпусков. Отдельные выпуски по случайной выборке за март-апрель 2015 годы мы выбрали для контент-анализа. Нами было проанализировано 77 выпуском газет и в них 1553 фотографии в рамках текста с подписями. Контент-анализ проводился на выявление количественного соотношения фотографий из различных источников в современной прессе отдельно для каждого издания. В рамках анализа мы не могли с точностью определить, является ли просматриваемая фотография архивной без указания этого в подписи. Поэтому для анализа использовались только следующие типы фотографий: авторские, агентские, любительские (пользовательские/читательские) и фотоиллюстрации. К сожалению, у некоторых фотографий отсутствовало указание источника поступления, мы отмечаем такие фотографии как «источник не указан». Мы выделили процентное соотношение видов фотографий для каждого выпуска и среднее для издания за весь период.

По итогам эмпирического исследования мы можем сделать следующие выводы. Несмотря на кризис в журналистике в целом и фотожурналистике в частности, состав фотоматериала в современной ежедневной прессе, отвечающей представлениям о качественности, представлен на довольно высоком уровне. Как это ни удивительно, несмотря на сокращения штатов фотографов, дороговизну профессиональной техники, которую нужно закупать для редакций, а также на невероятное количество микростоковых (очень доступных и очень дешёвых) фотографий, заполонивших Интернет, в просмотренных нами изданиях о основном отдают предпочтение авторской – оригинальной и эксклюзивной – фотографии. Помимо этого, по результатам визуального анализа, нами было установлено, что у каждого издания есть своё «фотографическое лицо» – то есть фотографии выбираются и оформляются по-своему в каждой просмотренной газете.

По итогам анализа теоретической базы, а также экспертных интервью с фоторедакторами указанных изданий мы вывели формулу отбора фотографий, то есть выделили те факторы, которые наиболее сильно влияют на отбор фотоматериала в прессе. Это, в первую очередь, концепция издания. Затем идут эксклюзивность, качество и содержание. Часто влияние оказывают также оперативность, авторский взгляд или подход, а также эмоциональность и сила воздействия.

Васим Закир, журналист BBC Шотландия, несколько лет назад ввёл в обиход такое понятие как «чурналистика» («churnalism»). Его смысл состоит в том, что если раньше журналисты искали свои истории за пределами редакции, активно их добывали, то сейчас они просто выходят в Интернет, ищут информацию, и может быть добавляют пару цитат. Суть в том, что журналисты просто перерабатывают пресс-релизы, сообщения информационных агентств, или даже непроверенную информацию из Интернета, и выдают их за свой журналистский труд. То есть происходит штамповка текстов, теряется оригинальность и эксклюзивность журналистики. Этот термин употребляется обычно в отношении журналистских текстов, но мы считаем, что он подходит и для описания современных тенденций в использовании изображений в средствах массовой информации. Вторичное использование фотографий агентств, использование микростоковых фотографий или других фотоиллюстраций угрожает нивелировкой понятия фотожурналистики, да и самой фотографии.

Журналистика только тогда является журналистикой, когда она поставляет эксклюзивный контент – в том числе и фотографический. Особенно это касается журналистики, претендующей на звание качественной. Поэтому редакционный отбор фотоматериала в прессе должен выполняться с не меньшей ответственностью, чем проверка фактов или написание текстов.

Литература

1. Васенина Е. Фотограф – это историк: Эдди Опп, директор фотослужбы ИД «Коммерсантъ» (интервью). URL: http//www.photographer.ru/cult/person/610.htm

2. Воронина О. Фотожурналистика и война // Вторая реальность: Сборник статей по проблемам фотографии и фотожурналистики / под ред. В. А. Никитина. СПб, 1999.

3. Климов О. Фотография как зеркало российской действительности: Новейшая история в интерпретации фотодокумента.URL: www.photographer.ru/cult/history/599.htm

4. O’Neil D., Harcup T. News Values and Selectivity // The Handbook of Journalism Studies / ed. by K. Wahl-Jorgensen, T. Hanitzsch. London, New York, 2009.

5. Taub E. A. When Are Photos Like Penny Stocks? When They Sell // The New York Times. 2007. 5 June. URL: www.nytimes.com/2007/06/05/technology/circuits/05syndicate.html

Екатерина Александровна Шарова | 10 июля 2015
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация