Учебный курс «Смеховая культура в журналистике» предлагается в качестве дисциплины по выбору для студентов магистратуры факультета журналистики ВШЖиМК СПбГУ в рамках программы «Журналистика и культура общества».
Профессиональная деятельность журналиста предполагает понимание массмедийного дискурса как составной части единого культурного пространства. Изучение дисциплины направлено на развитие у студентов способностей применения теорий социологии (в частности теорий комического) к анализу журналистских текстов. В ходе изучения базовых понятий теории комического в приложении к журналистике решается задача развития у студентов навыков самостоятельной оценки функции комических приемов в массмедийных произведениях (в прессе, радио- и телеэфире). В результате освоения программы курса студенты получают профессиональные знания в области смеховых жанров в массмедиа; осваивают приемы анализа жанровых особенностей массмедийных продуктов в аспекте функций, реализуемых с помощью приемов комического; овладевают практическими навыками работы по редактированию текстов с целью гармонизации комической формы и содержания.
Цель курса – овладение будущими журналистами профессиональными знаниями и навыками в области смеховой культуры.
Содержание дисциплины:
Структура дисциплины включает три тематических модуля:
1. Этико-эстетические обоснования смеховой культуры. Смех как феномен культуры.
2. «Смешное» в истории отечественной журналистики. Юмор и сатира в печатных СМИ.
3. Реализация функций смешного в современных СМИ. Юмористические телепередачи на отечественном телевидении.
В каждом модуле предусмотрены практические занятия, в ходе которых проводится обсуждение произведений СМИ или медиа-персон с целью определения собственно журналистской составляющей в содержании обсуждаемого продукта, анализируются тексты и оценивается качество юмора.