Учебный курс «Религиозная культура и журналистика» входит в число основных курсов специализации, предназначенных для студентов магистратуры факультета журналистики ВШЖиМК СПбГУ в рамках программы «Журналистика и культура общества».
Предмет курса – особенности отражения в СМИ многообразного религиозного опыта. Религиозная картина мира является неотъемлемой составляющей социокультурной действительности. На рубеже XX–XXI вв. в нашей стране произошло радикальное изменение государственной политики в области религии, заметно возросло влияние духовной идеологии на общественное сознание многих россиян. Сегодня наблюдается настойчивое стремление отдельных религиозных структур повысить степень своего участия в жизни общества, религия становится существенным фактором общественно-политической динамики страны. Эти процессы сопровождаются активным развитием конфессиональных СМИ. Светские массмедиа также уделяют религиозной тематике серьезное внимание. Журналистику можно рассматривать как средство доведения идей общества и государства до религиозной среды и, наоборот, идей духовных организаций – до секулярного мира.
Журналист должен учитывать при анализе современной социальной ситуации культурно-психологические особенности представителей различных религиозных сообществ. Непрофессионализм в этой сфере может привести к самым негативным последствиям: от утраты взаимопонимания между верующими и атеистами до провоцирования межконфессиональных конфликтов. Специалисты в области массовой коммуникации должны владеть знаниями о наличном состоянии и основных тенденциях развития религиозного сектора медиасферы.
Цель курса – дать слушателям целостное представление о религиозной журналистике, включая ее конфессиональное и внеконфессиональное направления, и сформировать у студентов самостоятельные исследовательские навыки в указанной сфере.
Содержание дисциплины:
• Типология и география религий современного мира.
• Религиозная политика государства на современном этапе развития российского общества.
• Информационная политика религиозных организаций различных конфессий. Проблемы взаимодействия духовных структур и средств массовой информации.
• История и современное состояние конфессиональных СМИ.
• Освещение религиозной жизни в светских СМИ.
• Методологические вопросы исследования религиозной культуры и религиозной журналистики.