Мультимедиатизация общественно-политических СМИ на примере Russia Beyond the Headlines и The New York Times

Милана Аркадьевна Винн

Научный руководитель к. полит. н., доц. К. Р. Нигматуллина

Аннотация. В статье определяются понятия мультимедиатизации, медиатизированной публики, новых мультимедийных жанров журналистики. Представлены результаты анализа мультимедийных элементов в материалах Russia Beyond the Headlines и The New York Times, определены стратегии их использования.

In English

Сегодня мультимедиатизация является стратегией развития крупнейших традиционных СМИ и новых медиа. Так, внутренний отчет The New York Times за 2014 г, непреднамеренно попавший в интернет, в пункте с говорящим названием «За повседневной работой ни у кого не остается времени на стратегию» гласит, что развитие технологий и поиск новых возможностей всегда должен быть в долгосрочном планировании издания. Этим же вопросам посвятили свои работы многие отечественные и зарубежные исследователи, что в совокупности говорит об актуальности исследования мультимедиатизации и конвергенции в СМИ.

Цель мультимедиатизации контента общественно-политических изданий – эффективность и конкурентоспособность в современной сетевой журналистике, проявляющиеся в привлечении новой аудитории. Мультимедийные технологии влияют не только на форму подачи информации, ее «упаковку», но и на содержание, контент общественно-политических изданий. Визуальный язык доступен каждому: инфографика наглядно объясняет пользователю сложные числовые данные; «таймлайны» ориентируют во временном пространстве повествования; интерактивные карты – организуют виртуальное путешествие, позволяют самостоятельно изучить местность; фото, видео и аудио вызывают эмоции, стимулируя личностное восприятие. В то же время, доступность мультимедийного материала, его содержания и формы, влечет универсализацию общественно-политических СМИ.

Важную роль в мультимедиатизации СМИ играет функция интерактивности, увеличивающая свободу потребителя информации выбирать и изменять контент.

В связи с этим само понятие аудитории сетевых изданий подверглось трансформации. Денис МакКуэйл – профессор университета Саутгемптона (Великобритании) – в своих научных работах заменил слово «аудитория» на словосочетание «медиатизированная публика». В интервью изданию «Медиа Тренды» он объяснил эту замену так: «Сегодня такой подход к аудитории невозможен, так как она больше не представляет собой гомогенную социальную массу. Контент новых СМИ потребляется людьми с самыми разными социальными статусами. «Mediated public» – термин, который связан не с местом человека в обществе, а с технологией. Сегодня нам предоставлены огромные возможности коммуникации, осуществлению которой помогают новые технологии» (4).

Углубление интерактивной связи пользователя и контента СМИ определяет стратегическое значение мультимедийных технологий. Реакция пользователя и его запросы диктуют «политику» сетевых СМИ: запросы пользователя учитываются при подготовке контента, пользователь «оценивает» результат работы с помощью интерактивных элементов.

Под мультимедийной журналистикой мы понимаем определенный способ представления журналистского материала, медиапродукт, который посвящен одной теме и сочетает в себе несколько форматов – фото, видео, текст, инфографика, интерактив.

Не смотря на то, что терминологически понятие «мультимедийной журналистики» еще не устоялось, оно уже активно применяется в научно-исследовательской практике, в частности, в работах А. Г. Качкаевов, Л. П. Шестеркиной, А. А. Калмыкова, Е. Л. Вартановой, Генри Йенкиса (1, 2, 5, 7, 8).

Одним из лидеров производства мультимедийного контента среди отечественных СМИ является общественно-политическое сетевое издание Russia Beyond the Headlines. Сайт rbth.ru с постоянно действующей рубрикой Multimedia предлагает материалы с использованием различных мультимедийных инструментов (фотогалереи, таймлайны, инфографика, интерактивные карты, видео) на разные темы (природа, общество, культура, история, цифры и факты, рецепты).

Несмотря на то, что редактор мультимедийного отдела Russia Beyond the Headlines Елена Потапова высоко оценивает работу своего отдела, она признается, что для выхода на конкурентоспособный уровень с мировыми лидерами мультимедийных СМИ, редакции не хватает штатных сотрудников (на сегодняшний день в отделе их восемь) и качественного парка техники. В ходе нашего экспертного опроса редактор оценила эффективный уровень использования мультимедийных технологий российскими СМИ – «Коммерсантъ», а также иностранными изданиями BBC и The New York Times: «В видеосфере нашим «ориентиром» является, безусловно, The New York Times. Это одно из немногих медиа c «принтовой» (печатной) моделью, мастерски развивающих направление shortdocvideo (короткое документальное видео) в сети. По сути, именно The New York Times задают многие стандарты видеоконтента в cети (от форматов и до продвижения). BBC также можно назвать новаторами в медиа форматах в сфере веб-видео».

Ключевым моментом определения эффективности использования мультимедийных элементов в материалах является оценка пользовательского отклика. Измерить отклик позволяют интерактивные функции «лайк» и/или «репост» в социальную сеть – в зависимости от того, какую функцию предоставляет сетевое СМИ и в какие социальные медиа возможно транслировать понравившуюся запись. В результате качественного контент-анализа 8 публикаций общественно-политического издания Russia Beyond the Headlines было подсчитано среднее количество репостов на текст – 97,7 репостов в социальную сеть.

Одним из важнейших критериев обеспечения эффективности мультимедийного материала является грамотный выбор мультимедийного элемента – выбор, обоснованный целями и задачами журналиста, а так же контекстом публикуемой информации. В ходе исследования было замечено, что мультимедийный элемент, сочетающийся с текстом и позволяющий упростить восприятие информации, качественно влияет на пользовательский спрос.

Выбор технологии оправдан, по словам Елены Потаповой, «сильными сторонами» или профилем материала: «Если речь идет о полномасштабных красочных фото, которые складываются в историю – то это фотоистория (мультимедийный инструмент «галерея»). Если на первый план выходит цепочка событий во времени (хронология), то эффективнее использовать таймлайн. Если визуальные материалы неотделимы от текста и составляют с ним завершенное целое, то, видимо, это – мультимедийный «лонгрид» (мультимедийная статья). Кроме того, всегда есть желание попробовать что-то новое, расширить линейку инструментов».

Мультимедиатизация СМИ повлияла и на жанры сетевой журналистики. В общественно-политических сетевых изданиях сегодня практически невозможно встретить классический репортаж, аналитическую статью или расширенную информацию. Мультимедиатизация положила начало новым жанрам: мультимедийной статье, фиче, инфографике.

Мультимедийная статья –журналистский материал, в котором тема раскрыта с помощью различных медийных платформ – текстовых и аудио-визуальных средств, единство которых создает объемную картину события (3).

Фиче – заметка, которая отличается от обычной «ньюсстори» большей художественностью, и ее функции одновременно информирование и развлечение (6).

Что же касается тематического разнообразия мультимедийных материалов, то как издание Russia Beyond the Headlines, так и издание The New York Times используют мультимедийные элементы для освещения широкого спектра тем. Проанализированные нами материалы Russia Beyond the Headlines относятся к темам: «Общество», «Экономика», «Наука», «Путешествие», «История», «Искусство». Материалы издания The New York Times – к темам: «Общество», «Путешествие», «Расследование», «Финансы», «Военный конфликт», «Спорт», «Катаклизм». Тематический анализ свидетельствует о том, что мультимедийные элементы могут быть адаптированы к освещению различных информационных поводов.

Сетевое издание The New York Times – одно из самых популярных новостных сетевых СМИ с посещаемостью 30 миллионов человек в месяц. Слоганом газеты является фраза «У нас все новости, которые можно напечатать» (All the News That’s Fitto Print). Впоследствии, с появлением сайтаThe New York Times, этот слоган был изменен: «У нас новости, на которые вы кликаете» (All the News That’s Fitto Click).

Общественный редактор The New York Times Маргарет Саливан в своей колонке «Изменчивые Times, сильная журналистика» охарактеризовала цифровую эволюцию издания: «Вы можете почувствовать, как изменилась редакция The New York Times, где все больший и больший акцент делается на представление новостей на смартфонах и планшетах. Это не всегда приятно, но это необходимо. Издание насчитывает больше цифровых подписчиков, чем печатных (9).

Эффективность мультимедийных материалов издания The New York Times можно определить как высокую. Для анализа были выбраны также 8 материалов издания, и среднее количество лайков на мультимедийный материал равняется 3864 лайка. Стоит пояснить, что сетевое издание The New York Times использует интерактивную функцию «лайк», в то время как Russia Beyond the Headlines чаще предлагает функцию «репостов» в соцсети.

В результате исследования удалось прийти к следующим выводам.

1. Мультимедийные технологии не только влияют на визуализацию материала, делая ее «упаковку» эффектной и привлекающей внимание, но и на сам контент.

2. Мультимедийные элементы являются не иллюстрацией, а правомерным источником информации. Одно из свидетельств этому – появление новых жанров мультимедийной журналистики – мультимедийная статья, именуемая часто лонгридом, мультимедийный фиче, инфографика.

3. С появлением мультимедийных материалов в общественно-политических СМИ, стало возможным говорить об универсализации таких изданий. Мультимедийные публикации, рассчитанные на широкую аудиторию (не на узкий сегмент, как качественные издания), доступны и понятны практически каждому, поэтому можно говорить о «массовизации» общественно-политических сетевых изданий и появлении «смешанного» типа СМИ.

Стратегическое использование мультимедийных элементов общественно-политическими СМИ связано и с другими тенденциями на рынке сетевых масс медиа. Это, в первую очередь, «объясняющая» журналистика – появление сетевых СМИ, задачей которых является объяснение информации, доступное изложение новостей (vox.com). А также актуальная тенденция предоставления контента в новых, удобных для пользователя форматах: мобильные приложения, страницы СМИ в социальных сетях.

Стратегическое использование мультимедийных технологий общественно-политическими сетевыми СМИ – революционный шаг в развитии журналистики, несомненнооказавший влияние на все этапы производства и потребления информации.

Однако, мультимедиатизация СМИ далеко не последний этап развития современной журналистики: стремительный технический прогресс и соответственно растущие запросы аудитории в ближайшие десятилетия еще подтолкнут масс медиа к покорению новых, пока непредсказуемых «вершин».

Литература

1. Калмыков А. А. Конвергенция – возможность универсального журнализма в рамках профессиональной идентичности // Вестник электронных и печатных СМИ. 2011. № 16. URL: www.ipk.ru/index.php

2. Качкаева А. Г. Журналистика и конвергенция: почему и кактрадиционные СМИ превращаются в мультимедийные. М., 2010. 200 с.

3. Лукина М. М. Интернет-СМИ: уч. пособие. М., 2010. 247 с.

4. МакКуэйлД. Каковы самые серьезные изменения в контенте СМИ? URL: www.journ.msu.ru

5. Пуля В. 11 навыков многозадачного журналиста // Журналист. 2013. № 10. URL: journalist-virt.ru/archive/2013/10/document2121.phtml

6. Саченко И. И., Дасаева Т. Н., Конев Е. Ф. Средства массовой информации США: творческие методы и приемы написания новостей: уч. пособие. Минск, 2008. 88 с.

7. Шестеркина Л. П. Журналистское образование в условиях конвергенции СМИ. Челябинск, 2012. 114 с.

8. Jenkins H. Convergence? I Diverge // MIT Technology Review. URL: www.technologyreview.com

9. Sullivan M. Shaky Times, Strong Journalism. URL: publiceditor.blogs.nytimes.com

Милана Аркадьевна Винн | 10 июля 2015
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация