По следам поэтов в литературном музее
Текст: Варвара Дерябкина
Даже в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки небольшой группе студентов СПбГУ вместе с их преподавателями всё же удалось попасть на закрытую экскурсию по Пушкинскому дому. Ребятам предоставили удивительную возможность прогуляться по залам литературного музея, рассмотреть экспонаты, а затем отправиться в рукописный отдел, куда до этого можно было попасть лишь по предварительной записи и при наличии направления из института.
На лестнице у главного входа студенты и их педагоги встречаются с экскурсоводов. Им стала Татьяна Сергеевна Царькова – заведующая рукописным отделом Пушкинского дома. Она нечасто води экскурсантов по залам, а потому для студентов это также стало хорошим преимуществом.
Группа поднимается на пролёт между первым и вторым этажом, останавливается у большой картины А. Айвазовского «Прощание Пушкина с морем». Татьяна Сергеевна отмечает, что это не оригинал, а очень хорошая копия. Чтобы экскурсанты лучше смогли разглядеть изображение, заведующая рукописным отделом включила настенные светильники, выполненные в виде канделябров. Атмосфера чарует и позволяет погрузиться в картину, почувствовать себя на месте поэта.
Однако времени на экскурсию отведено мало, а потому студенты вместе с их преподавателями поднимаются вслед за экскурсоводом на второй этаж и заходят в большой светлый зал. Это конференц-зал, в котором в доковидное время проводили различные лекции, мероприятия. Группа ненадолго задерживается в нём, пока Татьяна Сергеевна спрашивает у других экскурсоводах о залах, открытых для экскурсий, а затем все экскурсанты вновь продолжают движение в первый зал.
Небольшая группа проходит через весь музей, чтобы попасть в комнату, посвященную золотому веку русской литературы. По пути туда студенты уже могут немного осмотреть остальные музейные залы, посвященные другим писателям и поэтам. Величественные портреты Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого висят на стенах, в помещениях стоят витрины, скульптуры, предметы, принадлежавшие писателям, но у экскурсантов нет времени на то, чтобы рассмотреть всё это сейчас, они двигаются в самое начало экспозиции чтобы рассмотреть её по порядку.
В относительно небольшой комнате собраны портреты А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского и других писателей второй половины 19 века. Пока Татьяна Сергеевна рассказывает об авторах, которым принадлежали предметы, экскурсанты ходят разрозненно по залу и осматривают интересующие их экспонаты. Наибольшее внимание привлекала витрина, стоящая посреди зала. В ней собраны небольшие портреты и рукописи писателей. Экскурсовод отметила, что в ней хранятся лишь копии, а оригиналы спрятаны в более укромном месте.
В следующем зале, куда проходит группа, собрана коллекция, посвященная М. Ю. Лермонтову. Внимание экскурсантов сразу же привлекает стенд с саблей, по-видимому, принадлежавшей поэту. Однако Татьяна Сергеевна начинает рассказывать об экспонатах по порядку. Сперва подводит студентов и преподавателей к стене, где вывешены картины поэта. Более подробно рассказывает о большом портрете, на котором изображён герцог Лерма. В этом же углу находится витрина, в которой лежит книга звездочета, также принадлежавшая поэту. Группа ходит по залу вслед за экскурсоводом, слушая рассказы о прошлом поэта, о людях, его окружавших, и о событиях, изображенных на картинах. Наконец, подходит время для рассказа о той самой сабле. Татьяна Сергеевна сообщает, что это оружие действительно принадлежало поэту. Она также рассказывает интересную историю, которая произошла однажды в музее. В ту ночь в здании сработала сигнализация. Охранники сразу же вызвали полицию, которая очень быстро приехала. Злоумышленника удалось поймать, и как позднее выяснилось, он пытался украсть именно эту саблю. После происшествия за сохранностью экспонатов стали следить еще лучше.
Рассказав эту историю, Татьяна Сергеевна продолжила экскурсию по залу, показала студентам витрину с личными вещами поэта. Экскурсовод акцентировала внимание на маленьком карандаше, который был изъят из одежды поэта после дуэли. Татьяна Сергеевна отметила, что этот предмет умиляет её больше остальных. В соседней витрине лежал пистолет, однако заведующая рукописным отделом поспешила сообщить экскурсантам, что это лишь муляж, очень похожий на тот пистолет, с которым М. Ю. Лермонтов участвовал в дуэли.
Все проходят в следующий зал, выполненный в зеленых тонах. Там собраны экспонаты, переносящие экскурсантов в век Льва Николаевича Толстого. Наполнение зала очень разнообразно: тут и предметы, принадлежавшие писателю, например, сапоги, которые он тачал самостоятельно, и скульптуры с ним, и фотографии. Внимание привлекают картины Ильи Репина, которые не раз участвовали в выставках художника. В рамах по стенам развешаны буквально кадры из жизни писателя. Вот он сидит с женой, а вот просто позирует для художника. Ближе к выходу вывешены картины другого художника – Леонида Пастернака, отца поэта Бориса Пастернака. На них тоже изображена жизнь Льва Николаевича, однако в менее реалистичной манере, нежели у Репина.
В зале, куда экскурсанты попали в следующие пару минут были собраны материалы, посвященные писателям середины – второй половины 19 века. Там также висят картины, объемные витрины, в которых расположились фотографии. Татьяна Сергеевна решает провести интерактив со студентами. Подзывает всех заинтересованных к бюсту какого-то человека и предлагает угадать, кто же это такой. Экскурсанты пытаются угадать, кто это такой, и в итоге приходят к выводу: Афанасий Фет.
Наконец пятый, последний зал, в котором собрана коллекция, посвященная писателям серебряного века. Экскурсанты увидели картины, нарисованные поэтами. Татьяна Сергеевна обратила особое внимание на большой портрет Максима Горького, сказав, что это изображение – её любимое. По всему залу стоят предметы, принадлежавшие поэтам и писателям ХХ века: шляпы, стулья, портфели. На стенах висят афиши и плакаты. У выхода из зала расположена витрина, посвященная Сергею Есенину. В ней лежат некоторые вещи, принадлежавшие поэту, посмертный слепок его руки, а также последнее стихотворение – «До свиданья, друг мой, до свиданья». Оно было написано кровью, что подтвердила экспертиза.
Экскурсия по музею заканчивается, но никто не торопится домой, ведь наступает самая интересная часть мероприятия – поход в рукописный отдел. От Татьяны Сергеевны Царьковой узнаём, что он находится в другом, новом здании Пушкинского дома, в которое можно пройти по специальному переходу. Неширокий коридорчик с полукруглым потолком выполняет его роль. Пока экскурсанты друг за другом проходят в новое здание, слегка поёживаясь от прохлады в переходе, заведующая рукописным отделом протирает запотевшее стекло и показывает, что под определенным углом из этого перехода можно взглянуть на главную улицу и даже увидеть Петропавловскую крепость. Некоторые студенты не упускают возможность с такого необычного ракурса взглянуть на уже знакомую достопримечательность, а затем направляются к выходу из перехода – входу в новое здание Пушкинского дома, где расположен рукописный отдел.
Зал архива, на первый взгляд, выглядит как самый обычный читальный зал любой библиотеки: в комнате стоят крупные парты, за каждой из них по массивному стулу, словом, всё для комфортной работы с документами. Однако внимание привлекает большой шкаф с маленькими ящичками, занимающий половину стены. Там оказываются различные рукописи, которые некоторые экскурсанты с увлечением начинают рассматривать, вчитываться в их содержание. Татьяна Сергеевна ненадолго уходит из комнаты, но уже через пару минут возвращается с ключом от помещения, в котором как раз и собраны закрытые рукописи. Зайти туда не разрешается никому, кроме заведующих, а потому Татьяна Сергеевна самостоятельно выносит коробку с материалами, подготовленными специально для экскурсионной группы. Первым делом показывают большую тетрадь, в которой поэты и ХХ века или их родственники лично оставляли подписи. Здесь есть стихи Александра Блока, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, партитура на её же стихотворение. В тетради собраны и картины, например рисунок Кузьмы Петрова-Водкина и кораблик Ивана Айвазовского. После обзора этих рукописей экскурсовод достаёт и другие связанные вместе бумаги. Особый ажиотаж у экскурсантов вызвали рукописи Достоевского и конверт, полностью исписанный со всех сторон, а также рисунки М. Булгакова – чёртик с кольцом и собачка.
За разглядыванием бумаг, принадлежавших русским и иностранным писателям, жившим несколько веков назад, время проходит незаметно. Наконец, экскурсанты покидают помещение и уже по пути к выходу начинают обсуждать увиденное, находясь под сильным впечатлением. Для многих поэты и писатели, о которых студенты слышали еще на школьных уроках литературы, открылись с новой стороны.
Презентация | |
PDF Document 1.61 Mb | |