В 2017 году ожидаются губернаторские выборы сразу в 14 регионах страны. Среди них: Томская, Саратовская, Ярославская, Белгородская и Новгородская области, а также ряд республик – Бурятия, Мордовия и Адыгея. О политических рокировках, избирательных фильтрах и зачистке кандидатских рядов поговорили с экспертами.
Стандарт безопасности
По мнению политолога и профессора Европейского университета Владимира Гельмана, выборы глав регионов 10 сентября будут реализованы по стандартному сценарию: действующие губернаторы уйдут в отставку, их место на время займут «исполняющие обязанности» и просто пройдут процедуру выборов в условиях отсутствия конкуренции. «Выборы с марионетками-статистами на сегодняшний день типичны. Так было, когда выбирали Полтавченко в Петербурге. Федеральные власти боятся и хотят себя максимально обезопасить, расставив определенных людей», – констатирует эксперт.
В феврале этого года друг за другом и день за днем полномочия сложили губернатор Новгородской области Сергей Митин, глава Бурятии Вячеслав Наговицын и губернатор Пермского края Виктор Басаргин. Басаргин не понимал чаяний простых жителей и упал в яму непопулярности. Его заменили на министра Максима Решетникова. Что касается Митина и Ноговицина, те решили не баллотироваться на третий срок, уступив Новгородскую область гендиректору Агентства стратегических инициатив Андрею Никитину а Бурятию – замминистру транспорта Алексею Цыденову.
Владимир Гельман уверен: главное в жизнеспособности губернатора «не то, насколько он эффективен, а уровень лояльности и умение предотвратить протесты. В текущем году сняли глав тех регионов, где была низкая явка на выборы в 2016».
Перефильтровали
На сегодняшний день кандидатам на «высокие» губернаторские кресла приходится проходить выборные «фильтры» – муниципальный (необходимы подписи от 5 до 10% муниципальных депутатов или глав муниципалитетов) и президентский (возможность главы государства проводить консультации). Однако и такая система не работает безупречно. По словам доцента кафедры социологии Южно-Уральского государственного университета Анны Лавровой, «монополия Единой России на "рынке" выборов, ранее дававшая преимущества, привела к обратной ситуации. Другие партии, например, в Челябинске, просто не имеют возможности и желания собирать подписи в нужном количестве» и застревают.
Об обострении социальной напряженности размышляет и старший научный сотрудник Сектора теории политики НИИ Мировой экономики и международных отношений имени Примакова Дмитрий Гудименко. Спикер делится опасениями: «социальный кризис перерастает в политический. Выборы пройдут не так спокойно, как обычно».
Пока же, в ожидании единого дня голосования, можно говорить о том, что «прямые выборы губернатора», к которым Госдума вернула страну в 2012 году, лишь условно являются таковыми: слишком велик перекос в сторону ведущей партии, который лишь усугубляют системы очистки. Единороссам остается помогать другим парламентским партиям в сборе подписей для прохождения муниципального фильтра и играть в политмаркет с широким ассортиментом.
Слухи бродят – Георгий не уходит
Где есть 14 регионов, почему бы не появиться 15. Третьего мая депутат Максим Резник на пленарном заседании Законодательного собрания Санкт-Петербурга обвинил губернатора Полтавченко в бездействии, назвав правительство «временщиками».
Об отставке Полтавченко говорят уже давно, но время идет, недовольство нарастает, а губернатор, как вышел из продолжительного отпуска в марте этого года, так и остался на месте. Вероятно, если все-таки он покинет свой пост досрочно, то сверху без промедления спустят нового «исполняющего». Так, в качестве возможных кандидатур на место губернатора Санкт-Петербурга источники «Города-812» уже называли министра транспорта Максима Соколов и спикера Вячеслава Макарова.
Пока нельзя с точностью определить, как будут развиваться события. «Предсказуемость любого губернатора в общей системе управления возможна только в узких пределах, в которых он самостоятелен и дееспособен. Этот предел крайне узок», – подчеркивает наш источник.
Эксперты делятся опасениями, что давление общества пока не настолько сильно, чтобы качественно менять систему в целом. Не доросли пока до самостоятельности, а доколе растем, события развивают через недоконкуренцию статистов, гонясь за цифрой выше 80% в графе «явка». «В Питере не должен быть безликий губернатор, мы способны уже сейчас сами выбрать себе человека, – пожаловалась жительница Санкт-Петербурга Мария Агеева – нынешнего нам просто поставили сверху».
Ольга Минеева