В каждом городе есть места, в которые не привозят туристов и которые редко посещают местные жители, потому что они скрыты от глаз, и проникнуть туда, как правило, невозможно. Искушенным петербуржцам было бы интересно взглянуть на город с еще неизученного ракурса, поэтому цикл передач "Облюбование Санкт-Петербурга" можно посвятить той его части, которая спрятана среди дворов и улочек, неказиста с виду, но имеет богатейшую историю.
Пример
Сценарный план серии из авторского цикла передач «Облюбование Санкт-Петербурга»
Заброшенная усадьба Демидовых
Хронометраж: 5-6 минут
Автор: Евгения Чернышёва, направление «Международная журналистика»
St/up с проходкой (+ перебивки: общий и крупный планы усадьбы).
«Заснувший» демидовский дворец находится в переулке Гривцова в доме под номером 1/64, и заметить его практически невозможно: строение скрыто за фасадами невыразительных малоэтажек, а с узкой улицы не видно даже его крыши. Но если ворота во двор окажутся открытыми, и вам хватит любопытства заглянуть внутрь, перед вашим взором предстанет заброшенная усадьба с верандой на ионических колоннах с симметрично закругленными маршами лестницы. Этот дом построил Григорий Демидов – представитель рода российских предпринимателей, выдвинувшихся во времена Петра I, внук знаменитого Никиты Демидова.
Историческая справка (видеоряд: портрет Демида Антуфьева, затем Никиты Демидова + печатающийся текст с озвучкой)
Никита Антуфьев – сын Демида Антуфьева, кузнеца при тульском оружейном заводе. Был поставщиком оружия русским войскам во время Северной войны. В 1701 году Петр I приказал отдать ему в собственность лежавшие около Тулы стрелецкие земли, а для добычи угля выделить участок в Щегловской засеке. В 1702 году сыну Демида Антуфьева были отданы Верхотурские железные заводы, устроенные на реке Нейве на Урале, а в именной Грамоте от того же года Никита Антуфьев впервые наименован Демидовым. Он был одним из главных помощников Петра при основании Петербурга, жертвовал на строительство деньги и железо. Имел одного сына – Акинфия Никитича Демидова.
St/up с проходкой (+ перебивки: разные планы усадьбы, отснятые во время работы над сюжетом, старые фото)
Этот участок на берегу Мойки в 1755 году был приобретен внуком Никиты Демидова - Григорием Акинфиевичем. Позднее здесь был построен большой дом в классическом стиле, окруженный садом и прудами. Архитектор его неизвестен, но по предположениям ученых, это был Савва Иванович Чевакинский, спроектировавший также Никольский Морской собор, особняк Шереметевых на Фонтанке, Академию наук. Фасад здания был бы совсем непримечательным, если бы не веранда на уровне второго этажа с решеткой из уральского чугуна и ведущие к ней изогнутые лестницы, отлитые из того же металла, на многочисленных колоннах. Чугунную веранду демонтировали десять лет назад, однако, недавно она была отреставрирована на средства городского бюджета. Сейчас эта великолепная барочная конструкция выглядит несколько инородной на фоне разрушающегося фасада дома.
Со временем усадьба разрослась, появились два флигеля для хозяйских сыновей, дворовые постройки и яблоневый сад, скрывающий здание. А помимо основного здания, были построены еще два корпуса на Мещанской улице, которые при разделе получили младшие сыновья Григория Акинфиевича Петр и Павел.
Вот как вспоминает о Демидовых и их владениях в своих «Записках» мемуарист Филипп Вигель:
Письмо (видеоряд: печатающийся на старинной бумаге озвучиваемый текст)
«Потомки знаменитого кузнеца, во дни Петра Великого открытием руд и усовершенствованием железных работ стяжавшего столь великое богатство, что каждая из раздробленных между его многочисленными правнуками частиц составляет еще миллионы, потомки сии все отличаются железным упрямством и удивительными причудами».
St/up с проходкой (+ перебивки: разные планы усадьбы, старые фото, сделанные в разное время)
В этой усадьбе выросло несколько поколений семейства Демидовых, которое, нужно сказать, было внушительным: только у одного Григория Демидова было трое сыновей и восемь дочерей. Кстати, одна из них вышла замуж за архитектора Николая Старова, который впоследствии построил еще несколько демидовских дворцов: усадьбы в Тайцах и Скворицах и дачу на Петергофской дороге.
В 1830 году главное здание усадьбы Демидовы сдали Английскому клубу, арендовавшему его в течение более чем 30 лет. В 1862 году во флигеле, выходившем на Мойку, работали классы только что открытой консерватории. Последний из Демидовых, живших на Мойке, - праправнук основателя династии Григорий Александрович Демидов – умер в 1870 году, и с тех пор здание не раз меняло хозяев. В советское время здесь долгое время находилось конструкторское бюро, проектировавшее атомные ледоколы.
Сейчас усадьба не рассматривается как культурный объект и не реставрируется. Ворота во двор практически всегда закрыты, поэтому увидеть ее своими глазами очень сложно. Но если вам вдруг повезет, загляните сюда и полюбуйтесь одним из образцов архитектурного классицизма. Кстати, поговаривают, что во дворе находилось помещение, в котором был устроен первый в России еще земляной кегельбан для игры в боулинг.
Источники информации:
1. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика/ сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997.
2. Головщиков К. Д. «Род дворян Демидовых». Ярославль: Тип. Губ. правл., 1881.
3. Петров А. Н. Савва Чевакинский. — Л.: Лениздат, 1983.
4. Международный Демидовский фонд
5. Вигель Ф.Ф. «Записки». — М.: Захаров, 2000.
6. Центральный государственный архив кинофотодокументов Санкт-Петербурга.
Банк изобразительного материала: портреты и фото представителей рода Демидовых, усадьбы и ее интерьеров в разные эпохи, улиц Санкт-Петербурга.