Имущему дастся, у неимущего отнимется

Экономический кризис для такой страны как Российская Федерация (с явным отсутствием стабильной экономики, отлаженной системы управления в формате демократического строя, усредненного уровня жизни по всей территории, о высоте которого и говорить не приходится, и в то же время с явным наличием проблем, связанных со свободой слова) явление вовсе не новое и вовсе не неожиданное. Если рассуждать о том, какими способами сегодня предприниматель может спасти свое дело, то, в первую очередь, нельзя игнорировать конкретные действия (или бездействие) государства в проведении экономической политики.

На моей десятилетней сознательной памяти средний класс здесь всегда приходилось тщательно нащупывать и отыскивать в то время, как именно он отвечает в государстве за стабильность, развитие демократии и рыночной экономики. Знанием этим владеет любой школьник и, чтобы понять, что проблемы как минимум с малым бизнесом у нас существовали всегда (в момент кризиса они только обострились), стоит всего лишь попытаться обнаружить массовость среднего класса. А это не так-то просто. Если говорить о более крупном бизнесе, то порядок страстей несколько меняется. Исходя из слов предпринимателей разных сегментов бизнеса, а также, из результатов многочисленных исследований в области предпринимательства разных временных периодов, можно сделать вывод, что выживать среднему и крупному бизнесу несколько проще, однако, практически всегда все стадии, предшествующие процессу максимального укрупнения предприятия, вынуждены пройти как минимум несколько этапов административного давления.

Как человек, задействованный в работе малого предприятия на начальном этапе кризиса, могу сказать, что шансов на выживание именно у подобного рода предприятий меньше всего. Очень часто именно малый бизнес уже на начальном этапе кризиса (гораздо раньше среднего и крупного) заявляет о неспособности существования в конкретных экономических условиях. Первыми высвечиваются проблемы (и до того существовавшие) низкой правовой защищенности деятельности и кредитной необеспеченности. Схема выживания для тех, кто все же решается остаться на рынке, почти всегда идентична: все, что можно перевести в Интернет, переводится. Off-line площадки со временем становятся on-line. Печатные издания становятся интернет-порталами. Представители общепита переводят свои услуги под интернет-заказы и т.д. То же самое происходит с продажами, которые теперь в крупном объеме осуществляются в сети. Одной из первых статей расходов ликвидируют рекламную. Иногда ее просто сокращают до возможности заявления о себе в сети, в результате чего привлекаются потенциальные клиенты более молодых возрастных категорий, при этом остаются "за бортом" старшие поколения, которые также могли составлять значительную часть целевой аудитории. Малый бизнес, как и предприятия более крупных сегментов, испытывает и кредитные проблемы. Сложности связаны с кредитной недоступностью, которая для предприятий более крупного бизнеса все же не является неразрешимой (как для многих малых предприятий).

Изначально проблема кроется в том, что фактически государство выражает заинтересованность в наличии и развитии у себя малого бизнеса исключительно на словах. За подтверждением можно обратиться к журналистским текстам. Из последнего стоит вспомнить материал на сайте «РБК Петербург» под названием «Новое повышение МРОТ ударит по индивидуальным предпринимателям» от 25 марта 2016 года, в котором речь идет о решении Д.А.Медведева увеличить МРОТ с целью пропорционального роста страховых платежей индивидуальных предпринимателей. В результате этого действа под удар будет поставлен бизнес с небольшим оборотом, что неизбежно приведет к очередному сокращению количества предприятий малого сектора.

Проблемы средних предприятий на ранних этапах не столь очевидны, но со временем все же проявляются. Предприниматели среднего сектора, и без того постоянно испытывающие влияние на свою деятельность со стороны банков-кредиторов или со стороны государства в виде налогов, вынуждены лавировать между законными и незаконными приемами. Как правило, средний бизнес, как и крупный, может обеспечить свою работоспособность в основном засчет взятых кредитов, а сегодня получить кредит намного сложнее, чем еще год назад, как признаются сами предприниматели. И, несмотря на то, что в стране проводится экономическая политика, целью которой является поддержка именно крупного бизнеса, предприятия крупного сегмента все равно испытывают серьезные затруднения, хоть и закрываются значительно реже предприятий малого сектора. Бытует мнение (довольно распространенное), что владельцы очень крупного бизнеса стали таковыми в результате незаконных действий (рейдерские захваты, подкупы и пр.), которые остались без внимания представителей власти. Соответственно, несложно проследить логику в поддержке крупного бизнеса со стороны правительства в ущерб малому.

В России проблемы бизнеса любого уровня в условиях кризиса продиктованы не только общей сложной экономической ситуацией, но, в первую очередь, отношениями, которые связывают предпринимателей и представителей власти. Мы можем снова обратиться к одному из последних материалов на сайте «РБК Петербург» от 25 марта 2016 года, в котором речь идет как раз об условиях для ведения бизнеса, которые, по мнению петербургских предпринимателей, стремительно ухудшаются (материал «Петербургский бизнес боится государства больше, чем конкурентов»). По заказу Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Петербурге Центром прикладных исследований был проведен опрос, в ходе которого выяснилось, что 58,2 % респондентов говорили о сокращении объема производства и продаж товаров и услуг, 30,6% опрошенных предпринимателей фиксировали резкое падение объемов производства и реализации (есть в распоряжении «РБК Петербург»). 33,2% опрошенных оказались в сегменте малого бизнеса, 11,1 % оказались представителями крупного бизнеса. Кроме того,среди крупных компаний есть значительная доля тех, кто показал рост продаж и объемов производства (16,7 %) в то время, как в сегменте малого бизнеса о росте объемов смогли сказать только 5,7 % респондентов. Другими словами, крупный бизнес не так остро ощущает те сложности, которые практически моментально связывают по рукам и но ногам предприятия малого сегмента.

На самом деле предприниматели, чтобы спасти свой бизнес, идут практически на все возможные приемы, включая незаконные. Мне удалось побеседовать с генеральным директором одной из петербургских компаний, торгующих нефтепродуктами. По его словам, кто-то ищет выход на административный ресурс, кто-то "заносит банкирам, чтобы кредитнули", кто-то "стучит" на конкурентов в следственный комитет и прочие прелести проявления здоровой конкуренции. В основном же, по моим собственным наблюдениям, все усиленно ищут банки, которые согласились бы кредитовать под залоги таких масштабов, о которых раньше речи не шло.

Создается впечатление, что малый бизнес в России ни для кого, кроме его владельца, интереса не представляет. Законы, которые принимаются, способствуют развитию и укрупнению уже и без того крупного бизнеса. Средние предприятия при укрупнении поглощаются крупными, а, оставшись в своем сегменте, подавляются налогами и кредитами. Предприниматели всех уровней хоть и пытаются действовать в рамках закона для спасения своего дела, иногда вынуждены от него отступать. И по итогам получается, что живем мы по закону Божьему в самом буквальном смысле, и имущему у нас дается, а у неимущего (вечно напрягающегося в потугах не проворонить то малое, что пока еще есть) отнимается.

Дарья Софина

sofinad | 31 марта 2016
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация