Непостижимая боль блокады

Сценарная заявка.

Название: Непостижимая боль блокады

Жанр: Документальный фильм

Автор: Татьяна Валенко, студентка 1 курса факультета журналистики СПбГУ, очного отделения

Целевая аудитория: молодежь, 16+

Слоган: Герои - это живые люди

Главная проблема: Наше поколение с завышенными материальными запросами не может понять людей, переживших войну. Мы знаем факты из истории, но не можем себе представить, как мало людям нужно было для счастья, не можем почувствовать всю глубину пережитого ими горя.

Примерный хронометраж: 35 минут

Заставка: молодые люди ходят по залу музея обороны и блокады Ленинграда, военная музыка, название. (50 секунд)

Сцена 1: Роберт Иванович Семёнов (ветеран, преподаватель физического факультета СПбГУ, председатель Совета ветеранов) рассказывает студентке (допустим, Анне Ивановой) о войне. Он не может сдержать чувств, по его щекам катятся слёзы. Студентка неловко пытается его утешить и произносит фразу: "Как всё это страшно. Сколько бы Вы нам не рассказывали о войне, всё равно даже представить себе это невозможно". Место действия: комната-музей, посвященный ВОВ в главном здании СПбГУ. (40 секунд)

Сцена 2: Ведущий развивает тему. " Анна и не предполагает, насколько она права. В наши дни в школах о войне рассказывают мало, на уроках истории дают сухие факты, людей, переживших войну, становится меньше с каждым днем. Но даже если молодой человек интересуется историей, знает наизусть рассказы прадедушек и прабабушек, читает военные книги, опыт не позволяет ему осознать и прочувствовать ту, военную боль. (1 минута)

Сцена 3: слова под видеоряд. Слова: В мирное время происходит подмена ценностей, так как объективных поводов для горя нет. Человеку в целом свойственно о чем-либо переживать. Таким образом события, которые не так значимы, как нам кажется, вызывают слишком бурные эмоции. (Видеоряд: девушка разбивает айфон - рыдания, парень играет в GTA - предельная сосредоточенность, ребенку отказываются купить игрушку - истерика и т.д.)

Видеоряд меняется и появляются кадры из архива ВОВ. Эмоции на лицах те же, но при этом они вызваны голодом, смертью, разрушением. (1 минута)

Сцена 4: Я беседую с Идой Израилевной Пружан (ветеран, блокадница, кандидат медицинских наук, врач университетской поликлини¬ки). Ида Израилевна показывает фотографии своей семьи, рассказывает историю о том, как в зиму 42 года ее будущий муж прислал их семье с фронта посылку, которая спасла жизнь ей, ее матери и брату. "И чего там только не было! Сухари большущие, солдатские, крупа, готовая каша, какао, сахар, мед, варенье." (2 минуты)

Сцена 5: Ведущий: Заметьте, какие именно продукты! Люди мечтали о каше, о супах, булке хлеба. О большем не шло даже речи. (Картинка - записка Вали Чецко, написанная зимой 42 года о том, какие блюда она мечтает приготовить, если переживет блокаду). Далее идет повествование о голоде во время войны, о блокадном Ленинграде, дистрофии. В повествовании используются выдержки из дневников блокадников. Например: " В пищу шло все: столярный и обойный клей, олифа, дуранда (жмыхи), отруби, ремни из свиной кожи, гнилые, почерневшие капустные листья («хряпа»), желуди. Ели листья комнатных цветов и свечи" (Воспоминания Галины Казимировны Василевской); "Мимическая сцена – как едят хлеб в Ленинграде: закрывает ломтик, оглядывается, отламывает кусочек с ноготок, – и его еще раз пополам, кладет в рот, откидывается на стуле и с неподвижным лицом ждет, когда крошка растает во рту" (Иванов B.C. Дневники.)

Видеоряд: кадры из архива Санкт-петербургской студии документальных фильмов.

5-7 минут.

Этот момент можно разбавить сценами из американских комедий, где люди кидаются едой, падают лицом в торт, салат. (1 минута)

Сцена 6: Опрос среди студентов различных ВУЗов Санкт-Петербурга с просьбой рассказать о том, как они себе представляют себе жизнь в блокаду. (5-7 человек, каждый ответ по 40 секунд, всего - 4 минуты)

Сцена 7: Синхрон с Сергеем Яровым, доктором исторических наук, профессором Европейского Университета в Санкт-Петербурге и Российского государственного педагогического университета им. Герцена, автором монографий "Блокадная этика", "Повседневная жизнь блокадного Ленинграда" и т.д. Профессор рассказывает, что, только погружаясь в изучение дневников, записок, писем, оставшихся со времен войны может сложиться хотя бы приближенное к истине впечатление о том времени. "Творились такие страшные вещи, что не хочется верить иногда даже проверенным источникам. Еще нужно учитывать, что обо многом умалчивали: самое страшное не позволяла писать интеллигентность, самоцензура. (2 минуты)

Сцена 8: видеоряд из архива, за кадром - голос, рассказывающий о той стороне блокады, о которой обычно никто не говорит. Грабежи, равнодушие к смерти, убийства из кусок хлеба, мародерство, антисанитария, "отупение" людей от голода. Выдержки из монографии С. Ярова "Блокадная этика": " Каждый месяц этого времени имел свою, не единственную, но особую, жуткую примету: санки с «пеленашками» в декабре, не убранные многочисленные трупы в январе, и трупы, убранные в феврале – в штабеля"; "Когда на витрине одного из ресторанов в октябре 1941 г. вывесили объявление о продаже «конских котлет», в первый день, по свидетельству В.Г. Даева, «прохожие только покачивали головами, мало кто заходил». На следующий день объявление было сорвано, а у дверей стояла толпа" (5 минут)

Сцена 10: Речь ведущего: выводы, сделанные из несоответствия ответов студентов с реальной хроникой. (1 минута)

Сцена 11: Кадры из архива: по улице идут дети и взрослые с исхудавшими, каменными лицами. На фоне голос, читающий выдержки из монографии "Этика блокады": "Нигде нет играющих детей. Нет вообще бегающих"; "Все суровые, никто не улыбается". (1 минута)

Сцена 12: Ведущий: Но были и исключения из правил. Люди писали стихи, ходили в филармонию на концерты Шостаковича (фото из архива), поддерживали друг друга как могли.

Ида Израилевна Пружан рассказывает о том, как она познакомилась с мужем в госпитале, где работала медсестрой. Улыбается: "Всё же не только голод, холод и озлобленность сопровождали нас в те годы. Вот у меня была любовь, и она спасала и меня, и мою семью." (2 минуты)

Сцена 13: Стенд-ап из музея блокады и обороны Ленинграда, ведущий идет вдоль экспонатов, снимаются молодые люди, присутствующие в музее. (1 минуты)

Сцена 14: Ведущий берет интервью у экскурсовода музея. Женщина рассказывает о том, что музей посещает огромное количество школьников и студентов, как из Петербурга, так и из других городов. Работники музея стараются за полчаса рассказать молодежи как можно больше информации о блокаде. Также экскурсовод упоминает то, что Министерство обороны РФ готово передать петербургскому Музею обороны и блокады Ленинграда дополнительные помещения в Соляном переулке. (3 минуты)

Сцена 15: Роберт Иванович Семёнов пьет чай с Анной Ивановой (см. сцену 1), улыбается и говорит: "Да, вам, конечно всего этого не представить, не понять. Ну и слава Богу. Не ваша в том вина. Просто учитесь радоваться мелочам и не забывайте ветеранов! (1 минута)

Сцена 16: 9 мая. Школьники ведут под руку ветеранов, играет песня "День победы".

Источники: монография С. Ярова "Блокадная этика", книга "900 блокадных дней", письма Иды Израилевны Пружан

• Эксклюзив:

- необычный ракурс, сравнение взгляда на блокаду Ленинграда молодежи с реальными фактами.

- эксклюзивные материалы из личного архива ветеранов

- интервью с значимыми и интересными гражданами СПб

-молодежный взгляд на проблему

• Банк изобразительного материала: письма и фотографии из личного архива Иды Израилевны Пружан, фотографии из личного архива Роберта Ивановича Семенова, Фотографии блокадного Ленинграда Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Санкт-петербургской студии документальных фильмов

• Консультант: Сергей Яров, доктор исторических наук, профессором Европейского Университета в Санкт-Петербурге и Российского государственного педагогического университета им. Герцена

• Люди, которые будут давать интервью: указаны в тексте

tanya_tank | 15 апреля 2015
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация