Выжить из любви к искусству

Как взаимодействуют частные музеи и государство

В Санкт-Петербурге растет популярность музейного бизнеса: вчерашние коллекционеры открывают собственные музеи. Государство энтузиастам не мешает, но и не поддерживает, а интерес крупных меценатов к небольшим учреждениям невелик. Как выживают частные музеи в Петербурге, и стоит ли им перенимать западный опыт, разбирался корреспондент Russia Beyond the Headlines.

Строго говоря, словосочетание «музейный бизнес» не совсем корректно. Все музеи регистрируются как некоммерческие организации, основное направление деятельности которых – просвещение. Музей как бизнес-проект считается успешным, если у учреждения есть средства на покрытие собственных расходов.

"Предпочитаем деньги не просить, а зарабатывать"

Технически открыть свой музей в России несложно. Как правило, история каждого из них начинается с личной коллекции создателя. Так было и с петербургским Музеем кукол, когда его директор Галина Варенюк решила официально зарегистрировать собственное собрание редких игрушек.

- Музей кукол стал одним из первых негосударственных музеев в России. В конце 90-х процедура оформления была даже проще, чем сейчас. Наверное, тогда еще никто не знал, как и что нужно делать, - рассказывает Галина Варенюк. – По совету друзей я зарегистрировала личную коллекцию кукол, мы нашли помещение и в 1998 году стали музеем. Помещение со временем выкупили, сейчас мы являемся собственниками, к тому же платим небольшой налог. На этом помощь государства, в принципе, заканчивается. Мы и сами предпочитаем деньги не просить, а зарабатывать.

При этом в музейном деле популярность мало влияет на рентабельность: учреждению даже с 50 тысячами посетителей в год трудно заработать только на продаже билетов. Наиболее распространенным видом коммерческой деятельности в музее становится магазин с сувенирной продукцией. В Музее кукол есть еще и мастерские, где профессионалы изготавливают игрушки на заказ.

- Наши музей, магазин и мастерская – это три разных юридических лица, - отмечает Галина Варенюк. – Музей занимается просвещением, магазин – продажами, а мастерские – производством. Они функционируют как разные структуры, но если у одного проблемы, то платит другой.

Российские музеи и западный опыт

Специальной программы по работе с частными музеями у комитета по культуре Петербурга нет, государство и музейщики пересекаются разве что на тематических форумах. Каждый частный музей может быть включен во Всероссийский реестр, но и это не позволяет решить проблему с финансированием.

На Западе ситуация складывается по-разному. Например, в США практически все музеи содержатся на деньги частных лиц или компаний. Руководство музея вправе использовать любые инструменты финансирования, чтобы обезопасить себя от рисков. Одним из самых популярных становится механизм эндаумента (от английского endowment – вклад, дар, пожертвование). В эндаумент-фонде объединяются средства из разных источников, передаются в управление профессиональной компании, а музеи получают проценты от основного вклада. В Британии же большая часть музеев принадлежат государству или муниципалитетам, на частные средства живут единицы.

Наиболее привлекательной кажется система в странах Северной Европы, где музейная политика стала частью программы по привлечению туристов. Например, голландский Amsterdam Museum финансируется государством, но управляет им социальный фонд. При этом государственное финансирование с каждым годом уменьшается, и музеи все равно учатся зарабатывать самостоятельно.

- Российские музеи придут к оптимальной концепции, когда и государственные, и частные учреждения будут поддерживаться государством, но основные средства начнут зарабатывать самостоятельно, - отмечает Марина Бирюкова, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры музейного дела и охраны памятников Института философии СПбГУ. – Предугадать, как будет развиваться ситуация невозможно, но, надеемся, это произойдет в течение одного-двух десятилетий.

maria_kucher | 13 апреля 2015
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация