Аренда квартиры: я сам обманываться рад

В летний период Петербург посещает большое количество туристов, а также абитуриентов и их родителей. «Город надо смотреть летом!» – считают многие. Однако летом, особенно во время кризиса («эпоху высоких цен»), активизируются не только гости Петербурга, но и встречающие их «доброжелатели».

«Я нашел объявление в интернете: увидел неплохую однокомнатную квартирку в центре по очень хорошей для Петербурга цене (10000/мес.)», – рассказывает редакции Михаил Сергеев, турист из Адлера, попавший в лапы мошенников в прошлом августе. На сайте были размещены только фотографии квартиры и телефон агента. Михаил позвонил по указанному номеру, и его пригласили подъехать в само агентство.

По словам Михаила, офис располагался на Лиговском проспекте. Помещение было очень неопрятным, столы стояли без компьютеров, с кипами бумаг и несколькими мобильными телефонами. Однако это гостя Петербурга не остановило, хотя должно было. Одна из находившихся в офисе «сотрудниц» выслушала пожелания клиента о квартире. Михаил хотел именно ту, которая была представлена на сайте. Она оказалась свободной, а потенциальному жильцу было также предложено ознакомиться с другими вариантами. Варианты клиента не устроили - он настаивал на своем первоначальном выборе. На что риелтор ответила, что либо квартиру покажет сама хозяйка и тогда необходимо будет заплатить сейчас 5 тысяч, либо придется ехать смотреть ее сейчас с агентом и тогда нужно будет заплатить все 10 тысяч. Михаил выбрал первый вариант (при выборе второго варианта, как показывает практика, милые девушки очень вежливо говорят: «Извините, разговор окончен, до свидания!», и вас спокойно выпроваживают). Сказали, что та сумма, которую клиент заплатит сейчас, будет входить в стоимость месяца проживания, то есть хозяйке потом нужно будет заплатить только 5 тысяч. Михаил подписал договор и отправился гулять по культурной столице, потому что до встречи с хозяйкой еще было уйма времени.

Дальше все происходило по стандартной схеме: клиент ждет у метро хозяйку, которая работает до шести, ждет полчаса, час, начинает звонить и хозяйке, и риелтору. Хозяйка не отвечает, риелтор вежливо поясняет, что есть возможность посмотреть другие варианты (на те же деньги подберут другую квартиру). Если же клиент отказывается и требует вернуть деньги, их можно забрать только через три недели - так указано в договоре. В итоге срок возврата денег постоянно увеличивается, а риелтор заверяет: как только директор подпишет бумаги, деньги сразу переведут на карточку. Дальше все зависит от терпения и степени скандальности клиента.

Подобный случай произошел и с приезжей абитуриенткой Ксенией Богатыревой, разница была только в цене. Девушка хотела снять комнату: заплатила 6 тысяч рублей риелтору за текущий месяц. А за следующий нужно будет платить уже хозяйке, с которой по этому поводу якобы установлена договоренность. Схема такая же: объявление в интернете, встреча в офисе (несколько человек в кабинетике), договор, оплата, назначенная встреча с хозяйкой (у метро), словесные разбирательства, обещания - и все. Количество потерпевших с каждым годом не уменьшается, несмотря на предупреждения, а только растет, как растет и «профессионализм» мошенников.

Обман при съеме квартиры – частое явление в крупных городах, Петербург тому не исключение. Существует огромное количество сайтов с названиями, телефонами, именами нелегальных агентств недвижимости. На них приводятся черные списки риелторов (в этой онлайн-базе можно проверить номер мобильного телефона на принадлежность мошеннику), номера телефонов, юридические адреса, имена консультантов и описание ситуации потерпевшими. Несколько сотен подобных сайтов специализируются на Петербурге и Ленобласти: люди помогают друг другу, как только возможно, но в полицию большинство из них не заявляет, каждый по разным причинам. В основном, из-за отсутствия времени и желания возиться с бумажками, мотаться по прокуратурам, искать адвоката.

Только никакого смысла в этом нет. Риелторы-мошенники, как ни парадоксально, осуществляют свои действия в рамках закона: они предоставляют информационные услуги, за которые клиент обязан заплатить определенную сумму - за оформление договора, за связь с хозяйкой клиенту выдают папку с документами: договор, копии, несколько листов с адресами других квартир). Клиент сам подписывает договор, в котором сказано, что будет оказана услуга по составлению документов и подбору квартир. Достижение результата не является целью услуги, то есть, ничего преступного нет. Можно попытаться доказать, что услуга оказана некачественно, но факт оказания некачественной услуги доказывается уже не в уголовном судопроизводстве, а в гражданском.

Можно ли как-то наказать злодеев, наживающихся на доверии людей? Правовой способ заключается в написании заявлений, жалоб и тому подобного и имеет, по статистике, процента два успеха. Неправовой будет эффективнее – можно привести с собой парочку здоровых парней, которые помогут объяснить, что клиента совершенно не устроило качество оказанных услуг.

Как не попасться на удочку мошенников и почуять опасность «развода»? Предупредить потенциальных потерпевших редакции помог Ярослав Скоробогатько, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета (тема исследования – мошенничество), ассистент кафедры уголовного права.

– Ярослав, является ли лето временем активизации риелторов-мошенников? Зависит ли их деятельность от времени года?

– Да, активизация таких мошенников происходит в «хлебное время», а именно - в период поступления в университеты. Студенты и абитуриенты, еще слабо ориентирующиеся в чужом городе и не знакомые с реалиями рынка жилья, начинают активно искать квартиры для аренды. Календарно это происходит с июля по октябрь (последние заканчивают деятельность в ноябре). Потом пик активности приходится перед Новым годом и майскими праздниками, но буквально на недели две.

– Кто чаще всего попадается на удочку мошенников: иностранные туристы, приезжие россияне или жители города?

– Как только ребенок поступает в университет, его определяют в общежитие, но те родители, которые знают, насколько весело жить в общежитии и как плохо учиться, пытаются найти ребенку квартиру. Жители города под эту схему не попадают: они ищут квартиру через знакомых, плюс небольших знаний рынка жилья им хватает, чтобы избежать обмана. Чаще всего попадаются приезжие с претензиями на пафос. Действует следующая закономерность: чем более провинциальна малая родина приезжих, тем выше вероятность быть обманутыми, но и выше вероятность вернуть деньги, так как в большинстве случаев приезжает не только мама, но и папа (он вытрясает деньги).

– Есть ли какие-то внешние признаки, по которым можно определить мошенников?

– Внешних атрибутов достаточно много. Во-первых, если это офисный центр и внизу выставляются таблички с названиями организаций, то таблички напротив такого «агентства» висеть не будет, либо будет вставлена просто бумажка. Если это отдельное помещение, то висит новая вывеска: яркая, чистая, блестящая – значит, офис часто переезжает. Если внутри офиса представлены «свежие» документы (устав и тому подобное) - например, агентство только что зарегистрировано, то это тоже должно насторожить. Впрочем, как и если документы датированы давно прошедшими годами (например, начало двухтысячных). В таких офисах нет стационарных компьютеров: либо ноутбуки, либо и ноутбуков нет, все документы лежать по папочкам, нет даже органайзеров.

– Какие внешние черты отличают сотрудников таких офисов?

– Как правило, сотрудниками являются девушки, которые проходят вполне легальные тренинги (активные продажи и т.п.), стиль речи быстрый, иллюзорно передают хитрую занятость. В кабинете сидит от двух до семи человек. Как только начинается диалог с клиентом, у девушки звонит телефон (одна из работниц выходит в коридор и начинает ей звонить), она поднимает трубку: «Да, именно этот объект, ну если вы успеете, дело в том, что я сейчас договариваюсь с молодым человеком…». Девушки молодые, акцент неместный, одежда среднего достатка, сделан хороший, яркий маникюр. Последнее может быть единственным, что вспомнит клиент из отличительных черт внешности риелтора. Психология, да и только. Как говорил Сергей Мавроди: «Лох не мамонт, лох не вымрет». Не забывайте, обмануть можно только тех, кто хочет быть обманутым.

июль 2014 год

bashmakova | 13 апреля 2015
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация