«Мне обещали проломить голову, но их можно понять»

Хотите спасти планету? Начать можно с помощи центру защиты прав животных «Вита». Специально для вас мы решили узнать в подробностях, чем занимается эта организация.

Школа, кабинет с фотографиями ученых. На стене часы в виде улыбающегося солнца, по углам – цветы с блестящими от чистоты листьями. Вместо доски проектор, рядом рассказывает что-то высокая женщина. Внимание детей, еще недавно вертевшихся в разные стороны, привлекает экран, с которого на них через раз смотрят животные в клетках и на воле. Фотографии мелькают одна за другой, лица пятиклассников меняются: хмурятся бровки, распахиваются глаза. Экран гаснет, дети переглядываются, поднимают руки, чтобы задать вопросы. Цель достигнута: как обычно, вопрос мучений зверей привлек внимание детей больше, чем взрослых.

Женщина у проектора – Динара Агеева, руководитель отделения центра защиты прав животных "Вита", победитель конкурса «Петербургский гражданин 2014». Подождав пока дети разойдутся, я подхожу к ней, чтобы задать пару вопросов.

–Динара, что вы сейчас делали?

–Это был урок биоэтики. Мы договариваемся с руководством школ и проводим занятия во внеурочное время, рассказываем детям про индустрию развлечений, мучения животных в цирках, зоопарках, показываем фотографии зверьков на воле и в несвободе, а дети сами сравнивают. На младшие классы не хочется обрушивать весь ужас происходящего, поэтому мы рассказываем только про индустрию развлечений и создание одежды.

–Как дети переносят эту жестокость?

–После таких уроков ребята становятся серьезнее. В Великобритании, например, биоэтика является одним из обязательных предметов в школьной программе. Она формирует в ребенке умение сопереживать другому, ответственность перед окружающим миром, другими людьми, поэтому такие занятия нужны не только животным, но и самому человеку.

–Чем еще занимается ваша организация?

–Одним из самых важных направлений нашей деятельности является информирование общества о реальном положении животных в той или иной индустрии их эксплуатации человеком. Люди принимают участие в насилии, но не потому, что по своей природе жестоки, а просто из-за того, что никогда не задумывались о происходящем. Мы боремся с системой, которая уничтожает миллионы животных. Снимаем документальные фильмы, проводим акции, расследования, все для того, чтобы донести до людей масштабы насилия над нашими соседями по планете.

–Приходилось ли вам самим вызволять животных?

– Да, бывают случаи, когда «Вита» принимает участие в локальном спасении. Например, однажды мы обнаружили на одной из стоянок в Купчино канадского волка, которого держали для привлечения посетителей. Он все время находился в маленькой клетке рядом с фурами. Вокруг все забетонировано, ни одного деревца или куста. Благодаря прокуратуре Фрунзенского района нам удалось его освободить и перевести в реабилитационный центр для животных. Теперь он живет в центре «Сирин», адаптировался, стал игривым и веселым. Рядом с ним обитает серый волк Ярик, которого приручили специалисты. С ним волонтеры ходят гулять, а я его даже в морду поцеловала.

Еще мы спасали двух медвежат, запертых в гараже. Хозяин их использовал в фото-бизнесе, а когда зверьки подросли, стало опасно, оставил их умирать в гараже, где не было ни одной емкости с водой. По журналу посещений мы выяснили, что хозяин находился там в последний раз где-то 12 дней назад.

В гараже были просверлены две дырочки, в которые медвежата все время смотрели, из-за чего у них слегка деформированы мордочки. Возле щелочек остались следы от их слез и соплей, все это выглядело очень символично. Ездили туда с журналисткой, обе расплакались. Когда мы их обнаружили, пытались заглянуть в эти дырочки, видели их ноздрюшки и глазки. Медвежата плакали и скулили. Ветеринары сказали, что они могли умереть через пару дней, так как были обезвожены и обессилены. Теперь брат с сестрой находятся в приюте «Бим». Благодаря этому случаю мы привлекли внимание к фотобизнесу. Мы донесли до общества, как животные содержатся, используются. Ведь если бы люди знали про мучения зверьков, они перестали бы потакать этой индустрии.

Этичное сознание постепенно просыпается, а мы пытаемся все для этого сделать. Информация, которая не всегда воспринимается сразу, накапливается, а затем формирует новое мировоззрение, неравнодушное к животным.

–Как вы выбрали путь защиты животных?

–Ощущение, что в мире существует несправедливость к животным, было с детства. Мама хваталась за голову, потому что я все время приносила домой котят, щенят, раненых птиц. Но в детстве я не видела всей ситуации, мне казалось, что бездомные кошки и собаки больше всего несчастны, ведь мы их видим и можем осознать трагедию. Но это только верхушка айсберга. Когда я пришла в «Виту», постепенно стала открываться вся картина. На самом деле человек эксплуатирует огромное количество животных, используя их для еды, одежды, опытов и развлечений.

–Как вас поддерживает власть?

–Государство осознает всю важность нашей работы. Мы боремся с фотобизнесом, устраиваем облавы. Одним из переломных моментов было согласование социальной рекламы по данной проблеме, впервые в России.

За всю деятельность «Виты», а нам 21 год, мы повлияли на многих людей в сторону гуманного отношения животных. Огромная победа в правовом плане – запрет бойни бельков, детенышей гренландского тюленя. Мы организовали поездку медиаперсон на льдины. Журналисты вместе с Лаймой Вайкуле, Виктором Гусевым, Аленой Свиридовой и еще несколькими людьми, рискуя собственной жизнью, полетели в место обитания тюленей и сфотографировались там. После этого руководство страны приняло решение запретить бойню.

Также мы добились запрета корриды в Москве. Уже были проданы все билеты, готовились привезти быков, которых, поиздевавшись, убили бы после шоу, но удалось собрать подписи против этого средневекового зрелища. Запрет в столице послужил началом антикорридного движения в Испании. Процесс разрастается, и, скорее всего, этого развлечения скоро не будет на планете.

–Чем законодательство России отличается от других стран в гуманистическом плане?

–Многие недооценивают значимость философской мысли. Больше века назад стали звучать первые слова о правах животных. У нас в стране такие мысли высказывал гуманист Лев Толстой. Тогда и появилось в России первое вегетарианское общество. Потом последовали страшные перемены, было как-то не до животных. Тем временем во всем мире эти идеи продолжали развиваться, поэтому во многих странах уже есть законы, поддерживающие наших соседей по планете.

Не хотелось бы делить планету на государства. Когда приходит понимание, что экологии планеты грозит опасность, экомыслящие люди не думают, что какая-то часть достойна большего внимания, рассматривается в целом вся планета. Все войны и споры кажутся такими мелкими. Ситуацию можно сравнить с подобной, где пассажиры, чья машина несется к обрыву, продолжают обсуждать какие-то бытовые проблемы. Но пропасть их впереди ждет, пусть люди и не замечают… А несколько человек понимают все и пытаются донести мысли о смене курса до большинства.

–Поступают ли в ваш адрес угрозы?

–Да, как-то в интернете появилось видео, в котором один парень облил горючей смесью голубя и поджег. Мы вычисляли его около года, было непонятно даже, в каком городе происходила съемка. Когда его поймали правоохранительные органы, он пообещал нам «голубиную» участь. Фотоживодеры лично мне обещали голову проломить, но их даже можно понять. Нужно осознавать, что когда ты начинаешь отстаивать чьи-то права, их априори кто-то нарушает. Безусловно, здесь есть даже небольшой элемент отваги.

–Как вы проводите свободное время?

–Все мои старания в основном посвящены зоозащитной деятельности. Одно время я ходила в зал спортивного сообщества «Вегетарианская сила», но мне просто не хватило времени посещать регулярно занятия. В принципе это единственное, что я делала для себя.

–Как ваши близкие относятся к такому образу жизни?

–В первое время было тяжело. Когда перед человеком внезапно предстает весь масштаб насилия, он пытается рассказать окружающим об увиденном, но производит обратный эффект: воспринимается чуть ли неадекватным. Так было и со мной. Но потом я успокоилась немного, поняла, что нужно уважать право человека получать информацию добровольно. И заметила, что ко мне начинают прислушиваться.

–Даже разногласий не возникало?

–Некоторые родственники считают меня сумасшедшей, думая, что нормальному человеку нужно жить в первую очередь для себя, а некоторые наоборот гордятся. По-разному бывает.

–Вы выиграли конкурс «Петербургский гражданин». Как заслужить такое звание?

–Победила не я, а идея. Думаю, там были люди и достойнее меня. Просто все больше человечество волнуют проблемы насилия над животными, поэтому и голосов было подавляющее количество.

–Что вы можете посоветовать тем, кто только становится на путь защиты животных?

–Можно начать с себя, перестать поддерживать индустрию насилия: не употреблять продукты животного происхождения, не носить одежду из наших соседей по планете, не ходить в цирки. Нужно изучать зоозащиту как науку, ее стратегию, иметь терпение и целеустремленность. И рано или поздно появятся единомышленники.

Фото из архива Динары Агеевой

lus_laurie | 10 апреля 2015
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация