ЗАЯВКА
на сценарий документального фильма
«БЕЗОТЦОВЩИНА».
По данным детского омбудсмена Павла Астахова, в 2013 году число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 643 тысячи. Примерно такова численность населения в среднем российском региональном центре – чудовищные цифры! По неофициальным данным эта цифра – вдвое больше.
Проблема сиротства и безотцовщины для нашей страны не нова. После Гражданской войны, по приблизительным подсчетам, без родителей остались 5 миллионов детей.
После Великой Отечественной войны в детских домах росли шестьсот тысяч человек.
Сейчас же, судя по цифрам, в России третья волна сиротства. «Перестройка», во время которой многие люди лишились работы и стали люмпинизироваться, привела к тому, что тысячи детей при живых родителях оказались на улице и стали сбиваться в стаи, как брошенные животные. (Об это были сделаны документальные фильмы «Дети Ленинградского» и «Детки»)
Нынешняя ситуация с безотцовщиной является следствием не столько глобальных общественных потрясений, сколько общим разрушение морали, произошедшим за минувшие 20 лет. Кроме того, некоторые родители в надежде на материнский капитал и детские пособия рожают сегодня по нескольку детей, а в итоге не хотят или не могут их воспитывать. С другой стороны, брать в свою семью приемных детей россияне не спешат. Неужели круг замкнулся?..
Герои и сюжетная линия.
Женщина, у которой органы опеки изъяли детей за асоциальный образ жизни, вдруг спохватилась и решила вернуть семью. Эта история станет центральной сюжетной линией, проходящей через весь фильм. Мы покажем, как героиня приводит в порядок себя, свои мысли, свой дом. Как ищет работу и учится жить прилично. Но поверят ли органы опеки перевоплощению запойной пьяницы в добропорядочную мать семейства? До последних минут фильма зритель не узнает, вернут ли детей.
Параллельно мы расскажем историю семьи, которая не побоялась взять приемного ребенка. Это непростой рассказ о том, как два совершенно чужих человека учатся любить друг друга и жить сообща. Что движет людьми, которые готовы посвятить себя брошенным детям и стать родными для них?
Эксперты и изобразительный ряд.
Эти рассказы будут прерываться экскурсом в прошлое. Про ситуацию с сиротством после Гражданской войны нам расскажет историк, специализирующийся на этом периоде. Главная мысль эксперта состоит в том, что причиной сиротства тех времен была именно война. Изобразительный ряд этого эпизода будет построен на архивных кадрах военных времен; кадрах Феликса Дзержинского и его работы в ВЧК (именно «железный Феликс» ввел систему детских учреждений: приёмников-распределителей, детских домов и коммун) и на кадрах из фильма «Путевка в жизнь».
Про сирот времен ВОВ с нами будет говорить очевидец событий, блокадник, журналист Александр Николаевич Пирожков. В своих мемуарах он так описывает сирот послевоенного времени: «При всем многообразии сиротства той поры, при безотцовщине, имевшей характер почти заданной неотвратимости, мы как-то не чувствовали свое одиночество и обделенность радостями. И, как ни странно, здесь свою благодарную и спасительную роль сыграл для многих из нас наш двор, сложный, иерархический, но живой организм, где суд вершили несомненные мораль и право». Этот эпизод мы также проиллюстрируем кадрами хроники послевоенного времени.
Наконец, эксперт, который вербально выразит проблему фильма, расскажет про современный, третий этап отечественного сиротства. Это будет точка зрения о том, что одни взрослые бросают своих детей, а вторые не всегда готовы протянуть им руку помощи. Получается, что сотни ребят являются безотцовщинами при живых родителях. Такую точку зрения не раз высказывали волонтеры общественных организаций, которые работают в детских домах.
Фильм декларирует мысль о необходимости беречь свою семью, детей. Вместе с тем речь идет о том, что без участия каждого из нас проблема брошенных детей не решится.
Ведущий
Работа ведущего в кадре не предполагается. Минимально короткий закадровый текст читает диктор. Значительную часть фильма составят синхроны героев и экспертов.
Об авторе.
Евгений Плешачков с отличием закончил кафедру радио и телевидения факультета журналистики СПбГУ в 2011 году. В 2013 поступил в магистратуру по профилю «Документальный фильм: творчество и технологии». С 2009 года работает на Пятом федеральном телеканале (с 2011 года – редактор).