![](/images/add/img_nw_7758.jpg)
Если вы выросли в Петербурге, то наверняка не единожды бывали в городском Планетарии. В преддверии Дня космонавтики, на протяжении уже многих лет, Планетарий организует «Неделю космоса», в рамках которой можно послушать не только разнообразные лекции, которые будут интересны детям, подросткам и взрослым, но также посетить уникальные мероприятия, как, например, встречи с настоящими космонавтами или ночные сеансы наблюдения за звездным небом. Мне тоже захотелось услышать рассказ о полете в космос из первых уст.
Поднимаюсь по ступенькам Планетария и вижу группу школьников, дожидающуюся учителя. Сразу видно, что ребята увлечены предстоящей встречей с настоящим космонавтом, в руках у них открытки с портретом сегодняшнего гостя.
- А как мы узнаем, что он не врет и правда летал на луну? – вдруг очень громко спрашивает мальчик в синей куртке, обращаясь то ли к своим одноклассникам, то ли ко мне.
- Он же космонавт, - отвечает его одноклассница, поправляя шапочку, и укоризненно качает головой, - космонавты не врут.
Насколько я знаю, Сергей Васильевич Авдеев, 74-й российский космонавт, который и будет проводить сегодняшнюю лекцию, не был на Луне, но возражать ребенку я не стала и поспешила зайти внутрь, чтобы купить билет.
В холле уже толпится большое количество ребят разных возрастов и несколько их сопровождающих учителей.
Покупаю билет и двигаюсь за группой школьников. Звездный зал представляет собой большое помещение круглой формы с высоким куполообразным потолком, который является полотном для десятков проекторов, расставленных по всему залу. Дети спешно рассаживаются на свободные места, торопят друг друга, словно представление уже началось. Ровно в полдень в зале гаснет свет. Шум и голоса мгновенно стихают, и в кромешной темноте со зрителями здоровается ведущая.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня вам предстоит встреча с Сергеем Васильевичем Авдеевым. Но для начала я расскажу вам кое-что о нашей Солнечной системе.
На «небе» вдруг вспыхивают несколько звезд и начинают свое движение. Где-то в центре загорается комета и словно падает вниз, оставляя после себя мерцающий след из световых всполохов. Так и тянет загадать желание. В разных концах зала раздаются восторженные вздохи, ребята не могут сдерживать эмоции. Только в помещении так темно, что их лиц не разглядеть. Мне становится немного не по себе, потому что создается впечатление, что я сижу не в большой темной комнате, а где-то в поле, в ночное время суток, и передо мной действительно звездное небо. Поблескивающих точек становится все больше и больше, одни совсем крошечные, их едва можно разглядеть, другие - более яркие.
Вдруг где-то по центру появляется красная точка от лазерной указки, которая очерчивает, пожалуй, самую яркую звезду, которая там есть. Это незатейливое действие возвращает к реальности, словно напоминая, что передо мной просто большой экран, а не настоящее небо.
- Это Полярная звезда. Ее еще называют путеводной, потому что с помощью нее вы, не имея компаса, можете определить, где находитесь. Космонавты должны уметь определять это очень быстро, поэтому они обязательно изучают астрономию.
Экран расчерчивает пунктирная полоса, олицетворяющая собой меридиан, и ребята снова не могут сдержать восторга. Ведущая объясняет, как можно ориентироваться на местности, с помощью путеводной звезды.
- А теперь, самое время поприветствовать нашего сегодняшнего гостя. Сергей Васильевич Авдеев!
В зале, наконец, загорается свет, и раздаются аплодисменты. Сергей Васильевич поднимается на сцену.
- Привет, ребята, очень рад всех вас видеть и хочу поздравить с наступающим праздником. Кто знает, какой завтра день? – загадочно спрашивает космонавт, и дети, перекрикивая друг друга, сообщают, что завтра «День космонавтики».
- Верно! Ну, как правильно сказала наша ведущая, космонавт действительно должен знать, как устроено небо, где какие звезды. Зачем? Затем, что если вдруг откажут приборы, которые умеют ориентироваться, то человек – космонавт - должен будет определить это самостоятельно.
Сергей Васильевич начинает неспешно ходить по сцене, с интересом разглядывая присутствующих. Он довольно высокого роста, в сером костюме, в очках, на лацкане пиджака висят несколько наград. В зале идеальная тишина, все ребята внимательно слушают необычного гостя.
- Я так понимаю, что все здесь школьники? – спрашивает Сергей Васильевич.
- Да-а-а! – раздается из разных концов помещения.
- Поднимите руки, кто из вас пользуется интернетом? – большая часть ребят охотно поднимает руки, - О, сколько рук. Ну, тогда для вас не будет новостью, что в интернете есть много страничек, посвященных космосу и космическим исследованиям. Кто знает, сколько сейчас человек находится на орбите?
Более старшие школьники начинают предлагать варианты. Кто-то говорит два, кто-то четыре.
- Да, правильно, четыре! Станция, на которой они находятся, называется «МКС». Международная космическая станция. На станции обычно бывают космонавты из разных стран. Россия, США, Канада, Япония… Я же летал на станцию, которая называлась «Мир». Она пролетала в космосе 15 лет. Можете себе это представить? Кому из вас исполнилось 15 лет?
В зале таких не нашлось.
- А 14? 13?
Кто-то поднимает руки.
- Вот представьте, вы прилетели на станцию, когда только родились. И вам предстоит провести в космосе еще два года. Вот такая была станция. Я был в космосе три раза, по полгода каждый. Сегодня я привез с собой фильм о работе на станции, а после него вы сможете задать мне все интересующие вас вопросы, договорились?
Ребята сходу соглашаются.
На экране появляются документальные кадры полета 1998-го года. Дети внимательно наблюдают, как космонавты едят, спят, работают, занимаются физкультурой и все это в состоянии невесомости. После окончания фильма в зале появляется не один десяток поднятых рук.
- Вот так вот мы и другие космонавты живем на станции. Итак, вопросы.
Сергей Васильевич подходит к краю сцены и ждет, пока помощник с микрофоном подходит к первому желающему задать вопрос.
- С какой скоростью взлетает ракета? – немного неуверенно спрашивает мальчик и тут же садится на свое место.
- Когда мы взлетаем, мы должны разогнаться до скорости семь километров в одну секунду. Представляете?
Некоторые в зале удивленно вздыхают.
- А как вы спали в невесомости? – спрашивает девочка, не сразу выпуская микрофон из рук, как будто хочет спросить что-то еще, но не решается.
- Как мы спали? Сейчас покажу. Вот представьте - спальный мешок. Мы в него залетаем, - Сергей Васильевич машет руками в воздухе, - закрываем изнутри и застегиваемся. А чтобы никуда не улететь, надо его куда-нибудь привязать.
- В каких странах вы приземлялись, когда летели обратно? – уверенно спрашивает следующий мальчик.
- Мы приземлялись в Казахстан, - подробно объясняет космонавт, - там большие степи и есть уверенность, что мы не упадем в деревню, в город или в море. Там пригодная для посадки сухая степь.
Один мальчик встает со своего места и сам подходит к парню с микрофоном.
- Скажите, пожалуйста, а к вам на станцию Дед Мороз приносил подарки?
В зале раздается смех, но космонавт, не моргнув глазом, утвердительно кивает:
- Да, обязательно! Все подарки Дед Мороз присылал нам с Земли! Конфеты, мороженое… Что-нибудь вкусное.
Время встречи стремительно приближалось к концу. Сергей Васильевич ответил еще на несколько вопросов, и началась автограф-сессия.
Ребята, отстояв большую очередь за заветным автографом, покидали зал неохотно. Было видно, что некоторым хочется спросить что-то еще, но кто-то стеснялся, а кто-то боялся помешать космонавту.
Я вышла на улицу и оглянулась на здание Планетария. Какой-то школьник тоже стоял у выхода и бережно засовывал свою открытку в учебник.
- Ну что, тебе понравилось? – спросила подошедшая учительница и помогла ему закрыть портфель.
- Да, - уверенно ответил мальчик, - теперь хочу полетать, хотя бы на самолете. А после можно и в космос.