Работу заказывали?

Сайты, пачками размещающие вакансии, кричат направо и налево, что до работы мечты рукой подать. Любой сознательный молодой человек довольно быстро доходит до мысли, что негоже на чужих харчах почивать, и протягивает руки к этой самой работе. Но какую же мечту ему преподносят на блюдечке?

После полугода проживания в Санкт-Петербурге мне, студенту-иногородцу, родительский хлеб стал немил, а потому пришлось задуматься о страшном слове «работа». Опыта не было, связей, естественно, никаких, вот и привел меня на сайты для поиска работы вдохновляющий опыт подруги, которую позвали на собеседование аж на следующий день после размещения резюме.

Выбрав один из самых известных в России порталов, я, обозвав себя корреспондентом, напечатала те крохи, которые могут быть интересны работодателю: скудный английский, неполное высшее, частичная занятость, совершеннолетие, отсутствие опыта и притязаний на высокую зарплату. Напоследок прикрепила самую симпатичную фотку, которую нашла на компьютере — встречают по одежке. У моря погоды ждать не стала, и первая откликнулась на понравившийся вариант. Вакансия была идеальна для лентяя и студента: наборщик текста. Работаешь, когда заблагорассудится, платят по выработке. Не удосужившись сразу проверить адрес типографии, столь щедро набирающей сотрудников, нажимаю на кнопку «откликнуться». Работодатель пишет на следующий день, мне присваивают номер внештатника, а еще, чтобы убедиться в моей благонадежности, просят перевести на их счет тысячу рублей залога, которую мне вернут с первой зарплатой. К тому времени Интернет уже просветил меня насчет этой конторы и их деятельности, а точнее бездеятельности: никакой типографии по обозначенному адресу не существует.

Через пару дней создаю еще одно резюме с тем же набором навыков, но выбираю должность вечернего менеджера. Сверив по вакансиям, чем я должна заниматься (а именно: принимать звонки, отмечать клиентов и вести маленькую отчетность), жду откликов. На следующий день прямо во время учебы с интервалом в 10-15 минут меня приглашают в пять компаний. Говорят одинаково тягучие голоса, кроме одного, бойкого и явно старше других. К ним на собеседование я и соглашаюсь прийти. Однако произведенное хорошее впечатление смазывается еще до встречи — на следующий день мне снова звонят с этого же номера и предлагают работу. Другую.

— Здравствуйте, я звоню вам насчет работы, — начинает голос в трубке, я решаю, что это насчет назначенного собеседования и поддакиваю. — Меня зовут Анастасия, я хочу предложить вам стать менеджером в компании «Фаберлик». Интересует?

До этого был никакой не «Фаберлик», а косметика «Desheli», но я продолжаю изображать заинтересованность.

— Вы могли бы подъехать сегодня на собеседование в три?

— Но я и так еду к вам на собеседование в три, вы звонили мне вчера! — решаю прояснить обстановку.

— Да? А, ну значит, я звоню уточнить, вы же придете? — голос в трубке ни капли не смущается.

Идти мне уже не хочется, но я соглашаюсь.

Место Х находится в соседнем доме от метро «Пушкинская». Я не сразу понимаю, почему мне сказали, что до места работы еще 5-7 минут пешком, но быстро догадываюсь — входов в это обряженное строительными лесами здание несколько, но все не те. Звоню Анастасии, она объясняет, что идти во двор под арку и там искать неприметную серую дверь.

Поднимаюсь на лифте на заявленный пятый и обнаруживаю голые стены, кучу стройматериалов и единственную открытую дверь. Меня встречает мужчина в синем комбинезоне.

— Здравствуйте, я насчет работы, — начинаю я, надеясь, что не он мой работодатель.

Мужчина молча уходит, но тут же откуда-то из-за прислоненных к стене листов гипсокартона выскакивает женщина и приглашает меня пройти в кабинет.

В крошечном кабинетике, где стол занимает пространство от стены до стены, женщина сдает меня на руки молодой девушке с усталыми глазами.

— Кто работу спрашивал? Вы уж извините, что так, у нас тут ремонт, — начинает она снисходительным тоном, — Для начала расскажите, что вы знаете о вакансии.

Я перечисляю то, что мне пять раз называли по телефону.

— В целом так, но не совсем, — поясняет мне собеседница. Я читаю ее имя на бейдже, но потом понимаю, что не помню: Ольга, Олеся? — Вам нужно будет действительно работать на звонках, но это звонки исходящие. Вы должны предлагать клиентам пройти бесплатную спа-процедуру. В день должны согласиться не менее двенадцати человек, прийти потом — не менее шести.

Пока Оля-Олеся описывает мне тонкости работы «вечернего менеджера», я думаю о том, почему моя зарплата будет зависеть от чьего-то обещания прийти. Я ведь могу уговорить и двадцать человек, а дойдет трое. И что же, я получу только половину обещанного? Мне заставлять людей клятву давать?

— А как вы меня устроите, по трудовой? — уже вслух интересуюсь я.

— Три месяца по договору, потом заведем вам трудовую книжку, — отвечает сотрудница и сует мне листок-анкету, которую я должна заполнить, а сама вперивается в компьютер.

В анкете просят заполнить лишь ФИО и телефон. Под графы разлиновала вся страница, кто заполняет остальное — неизвестно. Напоследок меня спрашивают, когда я могу выйти на работу и приглашают на инструктаж на следующий день. В лифте я спускаюсь с пятью девушками, которые идут с этого самого инструктажа.

— У некоторых были такие удивленные лица, будто они не знали, куда попали, — говорит одна.

— Похоже, мы их больше не увидим, — смеется вторая, и я мысленно причисляю и себя к ним.

На этом активная фаза моих поисков «халявной» работы закончилась, но призраки резюме с сайта докучали еще долго: спустя полторы недели мужчина по имени Александр предлагает поработать веб-кам моделью. На мой отказ реагирует неожиданно:

— Приличная штоль? Не пьешь, не куришь?

— Да, именно так, — подтверждаю я.

— Ну можно тогда пригласить тебя куда-нибудь, театр там, кафе, музей?

Вот так работодатель.

— Да есть кому сводить и в кино, и в музей.

— Замужем штоль, — без обиняков спрашивает Александр.

— Угу, — вру я.

— Жалко. Ну, ты там подругам телефончик дай, если им работа нужна будет, — похоже, этого парня ничем не выбьешь из колеи.

— Непременно, — обещаю я и кладу трубку, вспоминая, что этот телефончик уже звонил одной из моих знакомых.

А буквально три дня назад на почте обнаружила письмо от покинутой мной и оскорбленной типографии, которая, спустя почти месяц, начала сомневаться в моей благонадежности как работника. На обвинения в том, что ее не существует, ничего не ответила.

Все эти опусы едва ли тянут на работу мечты. Описала свои приключения в обратной связи на том самом сайте, спросила, как они модерируют работодателей. Секретами не поделились, но номера пристающих Александров обещали заблокировать. Но только проку от этого будет мало до тех пор, пока такие же неопытные простаки, как я, будут продолжать откликаться на сомнительные вакансии. Ведь, как известно, по законам рынка именно спрос создает предложение.

annamelnik | 9 апреля 2013
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация