- Ой вы, гости дорогие, отведайте блинов наших, да чаю прямо из самовара!
- Подходите, большие и маленькие, серьезные и веселые на представление небольшое! – горланили во весь голос современные скоморохи.
На Крестовский остров очередь выстроилась змейкой – желающих распрощаться с зимой оказалось довольно много.
Совсем недавно вся Россия блинами да кострами провожала зиму. Масленица, пожалуй, давно стала одним из любимых праздников – как еще можно принять участие в приглашении весны и хорошо поесть?
Тем более в северной столице, где каждый солнечный день становится красным календарным. Поэтому еще с утра горожане собирались в парках, кто попробовать блинов, кто погулять с ребенком, кто приобщиться к народу.
- Эти пятеро со мной, а вот тех не пускай, они не из нашего ансамбля, - по-хозяйски раздвигая народ к контролеру протискивается крепкая женщина в длинной цветастой юбке.
Примкнули к гуляниям местные кафешки – здесь и там висят плакаты «отведайте блинов» да «горячий чай». Любители сушек пьют чай в стихийно раскинувшихся палатках.
Особенно много их на ярмарке. Медведей с цыганами нет, их заменили зазывалы.
В центре большой толпы стоят парни в цветастых рубахах с расшитыми поясами.
- Мы из славянской общины, приходите к нам. Ребята у нас веселые! Вон Игорь и дерется неплохо, и сам одежду шьет, и пироги печет.
Довольный Игорь согласно кивает.
- С капустой могу, с рыбой могу.
Заглянуть в гости на пироги никто не отваживается, зато многие интересуются у ремесленника, почем кожаная плеть.
- Настоящая, ей хоть сейчас лошадей гонять, - заверяют продавцы прежде чем начать торг.
Здесь, на ярмарке, самый лучший народный университет: переговоров, лекций и публичных выступлений не счесть. Разве что диплом не вручают.
Невдалеке слышен ворчливый мужской голос.
- Что-то мало этнического. Я надеялся, приеду, а тут хороводы! Вон, фотоаппарат взял. А тут сплошные прилавки. Как-то это не по-русски.
Оборачиваюсь. Паренек в модных очках с толстой оправой и «Пентаксом» наперевес рассеянно смотрит вдаль. Там, за надувной резиновой радугой, над которой гордо реет «Росгосстрах», отвели место для народных забав. Самая популярная - подъем гирь. Впрочем, хороводов нет и здесь.
Толпа начинает раздаваться в стороны – навстречу едет запряженная в сани лошадь. Среди пассажиров только дети, но такие важные, что многие взрослые могли бы позавидовать.
«Водитель кобылы» проезжает мимо сцены, где поют и пляшут нарядные девушки в сарафанах. Слушателей много, правда, никто не подпевает – русские народные песни услышишь нечасто. На словно сошедших со страниц сказок барышень смотрят с любопытством, будто диковинку увидали.
Екатерина, участница одного из фольклорных ансамблей Санкт-Петербурга, с удовольствием рассказывает о том, почему она предпочла фольклор «офисным настройкам»:
- Сейчас многие люди намеренно уходят от городского быта, ищут себя в традиционных ремеслах, едут в деревни. Но и там они не находят того что ищут. Коммунизм, колхоз разрушил патриархальную деревню со старинным укладом жизни, когда крестьяне были уверены, что, случись с ними что, семья не пропадет, попадет на поруки к общине. Сейчас уже нет чувства единства, которое так ищут городские. С другой стороны, пропал огромный класс традиций, обрядов, обычаев. Можно сказать, что мы потеряли нашу культуру. Сейчас интерес к ней по крупицам возрождается, этнографические экспедиции, где бабушек просят поделиться песнями, воспоминаниями, организуются не только специалистами-филологами, но и неравнодушными любителями. Но это ручеек, который течет в русле иссохшего моря.
Екатерина бредет по масленичной ярмарке и ее яркий наряд теряется среди черных и коричневых силуэтов.
Ее окликает розовощекая девушка.
- Где ты так долго пропадала?
- Мы недавно ездили в экспедицию к поморам. Утром выхожу на улицу, кругом снег, солнце светит. У большого деревянного дома стоит белый в яблоках конь, ищет крохи в снегу. Рядом маленький чёрный пёс, щенок, крутится у ноги, тоже роет носом. Подхожу ближе, оба вытянулись на ногах, встали рядом, шеи вытянули, смотрят на меня. И люди, которые здесь живут, слились с природой. Такие северные, тихие, мягкие, спокойные, неспешные. Закрытые немного, но очень искренние. Мы им предложили организовать летний детский лагерь, пригласить из соседних деревень мастеров-ремесленников.
Невдалеке от ярмарочного шума в замерзшем русле реки катались дети. Кто-то, поскользнувшись, дальше осмотрительно полз на четвереньках, а кто-то вновь и вновь продолжал подниматься, не оставляя попыток.
Дальше по руслу реки семья провожала свою персональную зиму: мама на снегу пыталась зажигалкой зажечь чучело Масленицы размером с ладошку. Получилось совсем обрядово – солома принялась с третьей попытки.
С острова, где проходил праздник, горожане уходили прямо по воде – как весну не приглашай, а лед продержится еще долго.