Транспортная дискриминация

Петербургский метрополитен остается приоритетным направлением развития транспортной инфраструктуры города, но не удовлетворяет его потребностям

Строительство станций, спроектированных еще в 80-х годах, завершено: «Бухарестская» и «Международная» были введены в эксплуатацию 28 декабря 2012 года и дополнили «Волковскую» во Фрунзенском районе. Одновременно ГУП «Петербургский метрополитен» разместил на сайте схему ближайших перспектив развития, на которой пунктиром обозначены «Театральная» (она продлит «оранжевую» ветку от «Спасской»), три станции Фрунзенского радиуса — «Проспект Славы», «Дунайская», «Шушары», — и Красносельско-Калининская линия (ККЛ), долгожданная для жителей Юго-Западной Приморской части города. Формально движение по шестой ветке начнется с 2017 года, де-факто из-за подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 сроки могут затянуться, а планы — измениться.

На открытии долгостроев прозвучала торжественная речь губернатора Георгия Полтавченко, который не только признал, что метрополитен необходим Санкт-Петербургу, как воздух, но и пообещал добиться от федеральных властей денежных вливаний. По заявлению сенатора Вадима Тюльпанова, на развитие подземной инфраструктуры уже поступил 1 млрд рублей из государственной казны. Выделенная из городского бюджета сумма по сравнению с прошлым годом увеличена с 12 до 14.4 млрд руб., хотя её доля по-прежнему составляет не более 3.5% от общих затрат. Для выполнения Генплана, который предусматривает 45 новых станций к 2025 году, этих средств явно недостаточно. «Необходимо как минимум вдвое повысить бюджетные расходы», — считает Михаил Амосов, экс-председатель комиссии ЗакСа по горхозяйству, градостроительству и земельным вопросам. Масло в огонь подливает возведение вестибюля «Спортивная-2». Проект стоимостью 5 млрд руб. из-за технической сложности обойдется городу на треть дороже.

Для того, чтобы оценить перспективы строительства станций, обозначенных пунктиром на новой схеме, необходимо учитывать не только отклонение от смет, но и подготовку к предстоящему чемпионату. Среди его транспортных объектов значится продление Невско-Василеостровской линии от «Приморской» до «Улицы Савушкина», Кировско-Выборгской — от «Проспекта ветеранов» до «Пулково», Лахтинско-Правобережной — от «Театральной» до «Морского фасада». Так станция «Новокрестовская» будет расположена в шаговой доступности от стадиона «Зенит-арена»; поток туристов от аэропорта примет «красная» ветка, а от нового пассажирского порта на Васильевском острове — «оранжевая».

Если проект «Театральной» вклинивается в программу подготовки к чемпионату, и на Фрунзенском радиусе после открытия двух объектов не прекращаются горнопроходческие работы, то строительство новой ветки, пересекающей «фиолетовую», «синюю» и «красную» линии от «Обводного канала 2» до «Юго-западной», теряет приоритет для Смольного. Между тем станция «Проспект Ветеранов» ежедневно выдерживает пассажиропоток порядка 200 тыс. человек, не говоря уже о «Ленинском проспекте» и «Автово», в радиусе которых проходят жилищные застройки. ККЛ не только бы обеспечила жителям Юго-Запада комфортную поездку в подземке, но и уменьшила бы нагрузку на пересадочный узел «Технологический институт 1-2», расположенный ближе к центру города. В дальнейшем промежуточная станция 6-й линии «Броневая» соединилась бы с «Нарвской» и «Парком Победы», став фрагментом необходимой для города кольцевой.

Впрочем, логика Смольного понятная: на развитие транспортной инфраструктуры вокруг стадиона и аэропорта горадминистрация запросит деньги из Москвы. Заявка включает 25 млрд руб. на «Новокрестовскую» с «Улицей Савушкина» и 34-42 млрд руб. на «Ульянку» с «Пулково». Излишеством при таком раскладе выглядит расширение «оранжевой» линии от «Большого проспекта» до «Морского фасада» за счет городского бюджета. На нее, в отличие от ККЛ, не заложено 19.2 млрд руб. Поэтому 6-го марта депутат от фракции «Яблоко» Борис Вишневский адресовал властям запрос об изменении Генплана. «Ответа пока нет, — сообщил по электронной почте господин Вишневский. — Как только получу, будем направлять губернатору письмо с требованием сохранения приоритетного направления строительства метро на Юго-Запад».

Действительно, комитет по развитию транспортной инфраструктуры еще не объявил перенос срока открытия 6-й ветки, но опасения возникают даже у подрядчика ОАО «Метрострой». Например, депо ККЛ пришлось перепроектировать на другой адрес из-за того, что обозначенная площадка была сдана городом в долгосрочную аренду. Прошлый год запомнился тем, что из-за несвоевременной закупки эскалаторов «Бухарестская» и «Международная» открылись с опозданием, а за 2009–2012 годы, по данным Виктора Зорьки, председателя профсоюзной организации «Метростроя», не появилось шахт для возведения новых станций. Следовательно, причина в некомпетентности городских органов, и, пока они не найдут общий язык с подрядчиками, строительство метрополитена ударными темпами не предвидится.

Если тенденция сохранится, то в будущем данный вид транспорта не сможет компенсировать перегрузку дорожной сети. Ведь застройка отдаленных районов жилыми массивами без доступа к метро, по прогнозам Станислава Попова, председателя комитета по транспорту, приведет к вынужденной автомобилизации населения. Стало быть, отказ властей от приоритетов прошлогодней схемы в пользу туристического комфорта не решит назревших проблем транспортной инфраструктуры, но создаст новые — не столько для жителей Юго-Запада, сколько для всего города, развитие которого невозможно без интенсивного и планомерного освоения подземного пространства.

Алексей КИРИЧЕНКО

a_kirichenko | 5 апреля 2013
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация