В последнее время остро стал вопрос о наркомании. Лозунги и плакаты, взывающие к борьбе с проблемным социальным явлением, украсили город, словно новогодние украшения. Говоря о наркомане, в сознании среднестатистического человека возникает некая изнеможенная личность с поврежденными венами, потухшим взглядом, обшарпанная комната с разбросанными по полу таблетками, шприцами, склянками, загаженная продуктами жизнедеятельности и валяющимися в лужах телами полу спящих или полу живых. Однако этот стереотип настолько же устарел, насколько устарела связь между татуировкой на теле человека и его криминальным прошлым.
Менеджер среднего звена со средним достатком, среднего возраста, то есть 20-30 лет, и ничем не примечательной внешностью. Повар или бармен с дредами и тату. Милая девушка на роликах с развивающимися по ветру волосами в желтых гетрах. Молодой человек в очках и с книжкой в метро. Кто бы мог подумать? Но эти люди систематически употребляют «стимуляторы». Эти стимуляторы раскрашивают жизнь и расставляют акценты. Они не помогут добиться высот, но и не помешают в понедельник после бурных выходных, как ни в чем не бывало, выйти на работу в 9 утра.
Среди современной молодежи трудно найти человека, не употреблявшего ни разу. Только редкие исключения, подтверждающие правила. Многие, конечно, легко обходятся без допинга, справляясь с трудностями и превратностями судьбы, но и они могут сломаться.
Разговоры об амфетаминах, плане, с подменой прямых названий, обыденны, как беседа о погоде и планах на субботний вечер. Путь к употреблению этих «стимуляторов» отнюдь не лежит через плохую компанию, или алкоголь, или клубы. Как говорили в свое время родители и учителя: «Куришь? Так и до наркотиков рукой подать!». Большей частью они и не курят и не пьют, учатся, работают, много читают и рассуждают о современной философии, например.
Сейчас, наркомания – это не болезнь, как в России 90-х, и не особая субкультура, как в Америке 80-х, это просто часть жизни, которая не вызывает морально-этических вопросов. Способ провести время и ничего больше.
Администрация, государственные регулирующие органы, призывающие на борьбу с социальной проблемой, могли бы для начала определить, с чем, или с кем они хотят бороться. С наркотиками? С молодежью? С социальной традицией, которая вскоре будет наряду с алкоголизмом.
Бороться необходимо против чего-либо. А, затрагивая проблему наркотиков, как зараза появляются другие проблемы: расхлябанность и запущенность армии, дырявые границы, через которые можно провести все что угодно; беспредельная алчность, не только власть имущих, но и правоохранительных органов; неустроенность молодежи, то есть каждый сам за себя. И на поверхности кажется, что эти проблемы решаются, но это как импортные парафиновые яблоки: очень красивые, румяные снаружи и червивые, сгнившие, напичканные отравой внутри.
Нельзя перекрыть один канал поставки, раздать награды и премии, и довольствоваться самими собой. Прикрыли один, прорвется другой. Решая проблему наркомании, решать нужно в совокупности. И вспомнить старый, еще советский лозунг: «Дорогу молодым!»
Юлия Веселова