РУКИ - ЗВУКИ

Хруст свежего снега под ногами, похожий на хруст зеленого яблока, скрип качели и старых половиц на даче, мурчание пушистого кота и смех родного человека – возможна ли жизнь без этих звуков?

    Есть люди, такие же, как мы, только однажды они лишились слуха. Им было тяжело и больно привыкать к этому, а теперь они слышат вечный прибой или свист ветра в листве, никто не знает, что именно. У них даже тишина особенная, неуправляемая. Лишь до некоторых из них долетают звуки внешнего мира неразборчивым тусклым потоком. Может, страшась этих звуков, они прячутся от мира в себя или в компанию себе подобных. Не познавшие такой тишины не способны их понять. Для многих то, что не слышащие люди жестикулируют и при этом говорят - откровение, настолько въелось в сознание слово “глухонемые”. Хотите послушать страшную тишину? Закройте на минуту уши руками, слышно пульс и дыхание, гул в голове, а теперь представьте вечность… Уши глухих закрыты руками самой судьбы, для многих из них навсегда.

Однажды я поняла, что кроме моего мира, полного звуков, картинок и запахов, существует другой, совершенно незнакомый и непонятный, мир тишины и людей, сильных и выносливых. Я протянула к этому миру руку (казалось, что руки там очень важны), но еще долго ее никто даже не касался, не приглашал войти, пока я не попросила о помощи. Так я познакомилась с Ириной. Короткая стрижка, ясный взгляд, на лице какое-то особое выражение достоинства и мысли – настоящая питерская студентка. Ирина в этом году заканчивает исторический факультет СПбГУ. «Я напоминаю, что это для вас мы все глухие, а на самом деле есть глухие и слабослышащие» - объясняет она мне. Ирина – слобослышащая. Она необычный человек, ей хватило сил справиться с тем, что многие люди считают несовместимым с нормальной жизнью, она очень талантлива - увлекается фотографией, вышивает, рисует картины. Я видела одну из них, она называется «Проблема слабослышащих». На холсте изображена аудитория, сидят студенты и среди них одна девушка с диктофоном заглядывает в тетрадь подруги. Так Ирина изобразила саму себя. Из-за проблем со слухом она не понимает ничего из слов преподавателя, она ничего не слышит, но приходит на лекции постоянно, садится на первую парту и включает диктофон. А дома мама помогает ей расшифровать записи.

- Ирина, как вы поступали в университет?

- Я поступала два раза. Мы с родителями узнали, что при истфаке есть подготовительные курсы, туда я и записалась. Нам удалось договориться с преподавателями, они согласились одевать FM system, благодаря чему я могла их понимать. Поступала как все: с большой нервотрепкой, это был первый год, когда сдавали ЕГЭ, долго было неизвестно, в какой форме будем сдавать экзамены.

- Тяжело, наверное, на лекциях понимать, что говорит преподаватель?

- Для понимания мне нужна четкая дикция преподавателя, чтобы был громкий голос, и говорили медленно. Как правило, многое из этого отсутствует. Честно говоря, учась на пятом курсе, я не уверена в том, что слабослышащему или глухому человеку стоит идти учиться в университет на дневное отделение. В одиночку тут не справишься, а семье приходится тратить много времени на его поддержку. Гораздо проще обучаться практическим профессиям, где все нужно делать руками, но я не хочу поступать куда-то по уровню слуха. Я хочу учиться там, где мне интересно.

- Чем, помимо истории вы интересуетесь, как проводите свободное время?

- Занимаюсь в своей организации для инвалидов по слуху и их родителей. Направлений деятельности там несколько: есть постоянные (пантомима, рисование) и временные (курсы фотографии, автошкола с сурдопереводом и т.д.). Я в основном рисованием занимаюсь. Еще люблю в компании, поговорить на интересные темы, люблю путешествовать по заграничным странам.

- Ваш круг общения – это слышащие люди или неслышащие?

-Поровну, друзей у меня не так уж и много. Мне легче общаться с тем людьми, которые знают и русский, и жестовый языки. Мне сложно понимать, когда общаются голосом несколько человек. Хочу отметить, что если слабослышащие и глухие учатся в обычных школах или ВУЗах, то они часто бывают одиноки. У них есть знакомые, парочка друзей, но рано или поздно они начинают искать себе подобных. Тех, кто успешно интегрировался в общество слышащих и оборвал все связи с миром глухих, очень немного.

- Сложно было учить язык жестов?

- Для меня это не родной язык. Я не могу сказать легко или сложно его освоить. Дети в спецшколах осваивают очень быстро, и для них он становится родным. А я его знаю, но средне, могу объясниться, но не всегда понимаю ответ, особенно если быстро сказано. У нас есть дактиль - каждой букве соответствует свое положение пальцев, он используется для проговаривания слов по буквам, особенно незнакомых или имен собственных.

- Я недавно узнала, что существует даже жестовое пение. А обычную музыку вы слушаете?

- Я являюсь слабослышащей, поэтому, когда одеваю слуховые аппараты, то слышу мелодию. Слышу ли я музыку как слышащие, мне сложно сказать. Я не знаю что такое слышать музыку. Раньше у нас дома стояло пианино, мама очень хотела обучить меня игре на нем. Врачи говорили, что это может благотворно повлиять на развитие остаточного слуха. С того времени у меня остались только отрывочные вспоминания: это было еще в детском саду. Найти мне педагога по музыке было сложно, они жаждали учеников с музыкальным слухом, а тут к ним приводят слабослышащую. Маме все-таки удалось найти педагога. Освоила я только «чижика» и начало менуэта, который я сыграла, если не ошибаюсь, на рояле всего два раза, а все остальные слушали. Занятия продлились недолго - моя учительница потом переехала. А я особого рвения к обучению музыке не проявляла. Но рассматривать ноты мне нравилось, особенно детские с иллюстрациями. Потом пианино продали. Продавали его два раза. В первый мама решила поиграть на прощание, и я просто рыдала под музыку, что мы расстаемся с ним. То ли от жадности, то ли под влиянием искусства. И пианино осталось, хотя все уже было решено. Но во второй раз его продали уже насовсем. На этом мое музыкальное "образование" закончилось.

Но обучение музыке положило начало тому, что я решила собирать кассеты с классикой. Тогда дисков вообще не было. Купила Бетховена, Моцарта из серии «Музыкальная энциклопедия для детей», и слушала их, насколько это позволяли мои возможности. Длился этот классический период до начала школы.

- А сейчас классику не слушаете?

- Признаюсь честно, сейчас практически не слушаю. Хотя, когда в организации для слабослышащих дали абонемент в Капеллу, то я с удовольствием ходила. После классики у меня наступил период советских песен. В то время выпустили серию кассет, я их выискивала и слушала. Связано это было с моим увлечением советской литературой. Сейчас я слушаю, в основном, популярную музыку. Я не понимаю, что поют. Неважно, на каком языке. Все что я могу слышать – тембр голоса и мелодию. Поэтому мне нравятся красивые песни с вокалом, неважно какого содержания. Больше внимания я обращаю на форму, а не на содержание, поэтому не могу оценить песни Высоцкого или Цоя. Там главное слова, а я их не слышу.

Чем же они отличаются от нас, почему общаются в своем определенном кругу? Даже язык особенный, непонятный нам… Ничем они не отличаются! Разве что силой воли и целеустремленностью – этому у них можно поучиться. Стоит лишь заговорить с ними. А языковой барьер преодолеть не так уж сложно.

Пальцы левой руки направлены вверх, а правой вниз. Кончик указательного пальца касается большого, получается кольцо, если такое кольцо правой руки сомкнуть с таким же левой, а остальные пальцы отвести в сторону, получится международное слово-жест – «ДРУЖБА». Любой неслышащий поймет его, если вы искренне этого захотите.

margarita_bobrovich | 5 мая 2011
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация