Молодые в бизнесе. Есть ли шансы на успех?

Молодые люди, решившие заняться бизнесом, сталкиваются с рядом сложностей. Это, прежде всего, отсутствие денег на старт и развитие, опыта управления компанией, административное давление. Однако студенты, вчерашние выпускники вузов и уже успевшие поработать по найму молодые специалисты готовы искать нестандартные пути, чтобы воплотить свои проекты в жизнь, и надеются, что государство наконец-то разработает внятную стратегию развития малого бизнеса и поможет на деле, а не на словах.

Как вы начинали делать бизнес? У каждого своя история. «С целью найти инвестора мы поехали на «Селигер», - рассказывает Владимир Митрофанов (26 лет), генеральный директор ООО «Все для суши»,- Инвестора не нашли, зато выслушали множество экспертных оценок. В конце концов, КЭРППиТ выделил грант в размере 300 тыс. рублей, но открывать магазин все же пришлось на кредитные средства. Стартовые вложения составили около 800 тыс. рублей. При обороте 2,5-3 млн рублей проект будет прибыльным». Вложения в стартап могут быть и нулевыми. «Все начиналось с частной практики, когда я просто работала психологом, - вспоминает Наталья Верютина, руководитель ООО «Удивительный мир» (центр организации досуга для детей от одного года), - Как-то раз я предложила своим клиентам организовать экскурсию для их детей. Первая была в Петропавловку, собралось человек десять. Заработок мой составил 2 тыс. рублей. Потом сработало сарафанное радио, база желающих посетить экскурсии расширялась. Проект встал на ноги за полгода: ежемесячный доход начал составлять примерно 150 тыс. рублей, появилась возможность платить зарплату сотрудникам, арендовать офис, сделать сайты». Выпускнику ГУ-ВШЭ Андрею Константинову помог обширный опыт работы по найму. Интернет-магазин парфюмерии SpellSmell.ru он вместе с другом начал развивать полностью на накопленные средства.

Молодые люди нередко предпочитают заводить дело «для души», не заботясь о больших прибылях. «Для меня «Komissionka №1» - имиджевый проект, - рассказывает владелица винтажного магазина 27–летняя Карина Курганова, - самое выгодное – это арендовать площадь в торговом центре и торговать массовыми вещами, а мой проект не рассчитан на бешеную прибыль и не перерастет в сеть». Кинокритик Константин Шавловский понял, что книжные гипермаркеты не отвечают потребностям петербургской интеллигенции. В условиях кризиса книгоиздательства вместе с друзьями он открыл магазин интеллектуальной литературы «Порядок слов» на Фонтанке, хотя известно, что на интеллектуалов делать ставку рискованно. Ценители виниловых пластинок Дмитрий Андреев и Александр Мирсаяпов решили завести свое кафе «для друзей и просто интересных людей, любящих теплую атмосферу». Их вложения в дело были копеечными – не более 250 тыс. рублей. Непродуманность бизнес-модели, отсутствие опыта, а также плата за аренду в размере 70 тыс. рублей в месяц привели к тому, что менее чем через полгода «Патефон» на Большой Зеленина закрылся.

В условиях недоступности финансовых ресурсов актуальным становится путь бутстреппинга, то есть организации дела при очень незначительном финансировании извне или при полном его отсутствии. Дмитрий Ильковский, депутат Петровского округа и руководитель социального клуба I Love SPb, советует молодым предпринимателям в первое время рассчитывать только на свои силы и не обрастать штатом: «Когда я начинал бизнес, года полтора назад, мне не нужен был ни офис, ни штат, я все решал на ходу, на колесах, изыскивал возможности, тем самым снижая издержки. У меня до сих пор нет ни офиса, не бухгалтера. Главное – желание. Нужно все свои личные проблемы вроде «у меня старые ботинки и нет нормального мобильного телефона» оставить за дверью».

Власти стремятся популяризовать предпринимательство среди молодежи. С этой целью проводятся мероприятия, призванные помочь «талант превратить в товар»: образовательный форум Селигер, всероссийский конкурс «Молодой предприниматель», конкурс интернет-стартапов Web Ready; несколько лет действуют программы Росмолодежи «Ты-предприниматель» и «Зворыкинский проект». В Санкт-Петербурге в 2009 году открылся Дом предпринимателя. Появляются фонды содействия инновационной деятельности, например «Идея. Инвестиция. Инновация». «Чаще всего встречаются два вида стартапов, - говорит председатель фонда Максим Долгополов, - В первом случае у проекта есть план развития, включающий проведение исследований, доработок и отдалённый выход на рынок - это проекты для посевных инвестиций, обычно с весьма непроверенными перспективами. Второй вид – это патентованные технологии, авторы которых ищут своего инвестора уже не первый год, но не находят из-за неясной модели коммерциализации или неправильного её преподнесения. Всё чаще появляются молодые активные команды, которые динамично продвигают свои разработки и добиваются успеха». «Нужно мыслить более широко и не делать свой проект слишком нишевым. Необходимо четко формулировать, как работает ваш проект», - советует Петр Диденко, главный специалист по стратегическому развитию СКБ «Контур» (инвестирует в SaaS-стартапы).

Государство поддерживает предпринимателей и материально, выделяя миллионы на субсидии-гранты, которые очень востребованы. В Санкт-Петербурге в 2010 году реализовывалось 30 мероприятий по 17 программам развития малого предпринимательства. По данным КЭРППиТ, в 2011 году на весь План мероприятий из городского бюджета выделят 767,5 млн рублей (879,7 млн рублей в 2010 году), при этом из федерального бюджета планируется дополнительно привлечь порядка 500 млн рублей. Наиболее востребованными оказались гранты на создание собственного бизнеса в 300 тыс. рублей, программы по кредитованию и субсидированию арендной платы. За 2010 год количество малых предприятий увеличилось на 25,1 тысяч и достигло 301,4 тысяч фирм. Они обеспечивают занятость более 1 млн человек. Доля налоговых поступлений в городской бюджет составила 26,6%. Оборот малых предприятий за 9 месяцев 2010 года увеличился на 15%, следует из доклада КЭРППиТ.

Однако эффективность господдержки вызывает сомнения у специалистов и самих предпринимателей. Дело в том, что нет статистики, какую экономическую отдачу дали созданные на госсредства предприятия и заработали ли они как бизнес-единицы на реальных рынках. Яна Боровицкая, Председатель экспертного совета Санкт-Петербургского союза предпринимателей, указывает на недостаточный контроль государства за целесообразным использованием субсидий: «Даже если фирма отчиталась после выдачи гранта, нет никаких гарантий, что средства были направлены по назначению. С фирм требуется только отчетность по основным средствам. Следует составить реестр всех получивших господдержку. Необходимо знать, сколько налогов заплатили эти организации и платят ли их вообще, нет ли такого, что одни и те же лица под разными названиями фирм получают гранты». Впрочем, правительство работает в этом направлении и с 2011 года начнет выдавать гранты по фактическим расходам предпринимателя. «Это только сейчас власти переориентировались на более инновационные, нужные городу проекты, а я помню, как кто-то в прошлом году выиграл грант на вложение в предприятие по реставрации железнодорожных путей. А вы знаете, что значит реставрировать пути? Там одни только приспособления для подъема тяжестей стоят миллионы!», - добавляет Дмитрий Ильковский. По мнению экспертов Национального института системных исследований проблем предпринимательства, малая вовлеченность в реализацию госпрограмм ассоциаций и СРО, представляющих сам бизнес, оборачивается усилением коррупции (Доклад «Малый бизнес в России: что делать» от 7.04.2011). Наиболее красноречивые проявления действительного отношения государства к малому бизнесу – это высокие налоги и растущие тарифы. Необходимо реализовать принцип добровольности в выборе налогового режима и ввести на региональном уровне трехсторонние соглашения по тарифам. По мнению самих предпринимателей, малый бизнес должен получить от государства поддержку на деле, а не на словах. «В России очень низкий уровень финансовой грамотности и предпринимательства, - говорит совладелец ООО «Все для суши» Сергей Кокотов, - Возможно, было бы правильнее увеличить суммы грантов, уменьшив их общее количество. При этом использовать «метод теней» - привлекать известных менеджеров и предпринимателей, которые могли бы советом и делом помочь начинающему. Ибо цена ошибок на начальном этапе может вылиться в большую, чем 300 тысяч, сумму». «В действительности ситуация становится только хуже, - считает Алексей Помазов, генеральный директор интернет-компании "Аллока", - Все, что мы видим, происходит даже не в угоду крупному бизнесу, а в угоду конкретных компаний, принадлежащих власть предержащим. У малого бизнеса очень малы шансы вырасти во что-то серьезное. В ситуации, когда с одной зарплаты нужно заплатить 54% налогов, трудно создавать новые рабочие места. Я считаю, что на время развития нужно давать «налоговые каникулы», хотя бы на год. Второе - сегодня невозможно официально выиграть ни один государственный тендер на сумму более $ 1 тыс., не имея выходов на чиновников. И третье - необходимо провести работу с банками на предмет предоставления доступных кредитов. Например, в Чехии ставка 4,6% на кредиты для предпринимателей. Вообще, я бы сформулировал так: не нужно помогать, нужно не мешать».

© Примечания: все предприниматели, упомянутые в статье, все источники– мои собственные. SpellSmell.ru, «Аллока» – московские проекты, все остальные – из Санкт-Петербурга.

dina_ushakova | 6 мая 2011
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация