«Все-таки вы не убедите меня, что война — это дерьмо»

Арт-клуб ВШЖиМК был приглашен Александринским театром на предпоказ пьесы «Мамаша Кураж и ее дети» Бертольда Брехта. 24 февраля 2017 года состоялась премьера. Делимся впечатлениями…

Неподготовленный зритель будет поражен экспрессивной постановкой Теодороса Терзополуса.

Минимум декораций, игра света, звуковые эффекты, музыка, костюмы и игра актеров работают на то, чтобы создать атмосферу безумного мира, в котором тридцатилетняя война за веру растягивается в бесконечное действие. Также постановщик связывает события 1600-х годов с войнами XX века, помещая на задний план сцены фигуры солдат в мундирах и пилотках, похожие на ряды бледных призраков. Таким образом Терзополус отразил в декорациях слова самого Бертольда Брехта: «Невероятная и неизменная особенность человеческой природы такова, что катастрофы ничему людей не учат».

И персонажи не учатся. Для командующих война – порядок, для солдат – подвиги и награды, для мамаши Кураж война – кормилица и источник наживы. Герои кричат, даже рычат. И даже в их песнях звучит это рычание. При чем рычат все, кроме немой Катрин, отвергающей жестокость войны. Однако за действием следят не только зрители, рассказчик, но и Смерть, блуждающая по сцене. Ее образ напоминает, что и солдатам-разбойникам, и авантюристам, вроде Кураж, тоже наступит конец.

Есть пьесы, после которых зритель выходит из театра в глубоких размышлениях и уносит с собой новую идею. А есть те, что захватывают сознание силой действия, но по окончании не оставляют нерешенных вопросов. «Мамаша Кураж» – из второй группы. Ее посыл ясен, а сюжет можно изложить в двух словах. Однако в ней, как в прозе Андреева, важна экспрессия исполнения, и кому-то может понадобиться антракт, чтобы отдохнуть от давящей атмосферы, разрывов снарядов и падающего потолка. Антракта, однако, нет, поэтому зрителю следует приготовиться к погружению.

Текст: Анна Юдаева, член Арт-клуба
Фото: Акерке Толеген, президент Арт-клуба

27 февраля 2017
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация