Король Убю нанёс визит журфаку

Не знаю, как у других студентов, у меня всегда больше всего занята среда. Так получается из недели в неделю, вот уже долгое время. 28 апреля, предательски выпавшее на среду, заставило по этому поводу жутко расстроиться. Пока в одном, большом, актовом зале сам Константин Валентинович Артюхов показывал документальный фильм «Реквием. Анна Ахматова», по сценарию Ирины Муравьёвой, с музыкой Шнитке, и закадровым голосом Андрея Толубеева, скромную аудиторию в малом актовом зале собрали вокруг себя актёры и режиссёр «Театральной лаборатории». Они же – смелые постановщики предтечи абсурда Альфреда Жарри, его пьесы «Король Убю», написанной бунтарём в 14 лет.


31 марта Юлиана Каминская, просветитель журфака в сфере зарубежной литературы, организовала поход своих подопечных на «Короля Убю» в МДТ. Эпатажный спектакль тогда оставил множество вопросов, вызвал череду мнений. За этим и собрались.

Актёры и режиссёр прибыли, как и положено: чуть позже, чем назначено, но раньше, чем необходимо. Когда Юлиана Владимировна предложила начать, пожилой фотограф, пришедший на встречу, предложил подождать ещё немного. «Кого?» – спросили все хором, – «Годо подождём».

Начали о «Лаборатории», вот уже 26 лет существующей под бессменным руководством Вадима Максимова, и одной из немногих уделяющей внимание драматургии сложной, мыслительной, во многом – эксцентричной. Античный эпос граничит с Шекспиром, японским театром «но», эстетикой Жана Жене, «новой драмой» Михала Вальчека (кстати, «Песочницу» Вальчека дают 7 мая на Пушкинской, 10) и, конечно, Жарри.

Разговор сразу свернул куда-то в сторону от самого «Короля Убю», спросить о котором, несмотря на всё непонимание, было нечего. Режиссёр и доктор искусствоведения, обладатель эксцентричной бороды, рассказал про систему Антонена Арто, которую использует в своих постановках, и которая сама по себе есть огромный труд режиссёрской и актёрской мысли. Так называемый «Театр жестокости» Арто, в котором жестокость проявляется в необходимости подчинения необходимости, принципиально отличен от академического театра, созданного Станиславским. Актёр говорит со сцены языком архетипов, доступным каждому, при этом актёр, по словам профессора Максимова, должен быть не собой, но вторым собой – другим, общечеловеческим. Вследствие этого, при хорошей игре и правильном восприятии зрителя, у последнего не должно возникать вопросов, какие возникли у всех зрителей постановки «Король Убю». Улыбнувшись, словно раскрыв тайну, актёры заметили собравшимся, что их интерпретация пьесы Жарри просто напичкана цитатами из других постановок Петербургской сцены, но, вопреки ожиданиям, никто, включая и критиков, этой тенденции не заметил. Павел Луговский, исполнитель роли Папаши Убю, добавил, что актёры не видят целью противопоставлять себя системе Станиславского, но играть в ней уже не способны. А студенты, переглянувшись, поняли, что шли на постановку ну совершенно не подготовленными.

Дальше профессора атаковали вопросами о современном театре. Проблем в нём, и это всем известно, хватает с избытком. Режиссёр привёл пример: в Древней Греции театр посещал каждый человек, считающий себя нормальным. Тех, кто не ходил, таковыми не называли. Сегодня в театр ходит, по оптимистичным подсчётам, 5% петербуржцев, да и те приходят в большинстве лишь за развлечением. Театр же изначально не имеет функции смешить и развлекать, а теперь и сама сцена, превратившись в средство для заработка, подстраивается под запрос аудитории. На вопрос, есть ли у нас подмостки, избежавшие этой болезни, Максимов похвалил провинцию и вспомнил про такое явление, как новая «Новая драма», занимающееся постановкой современной пьесы («ON-театр» в Петербурге). Актриса Оксана Свойская, исполнительница роли мамаши Убю и одарённая ученица Вадима Игоревича, заметила, что фестивальный театр, живущий совершенно особенной жизнью, тоже стоит рассматривать как явление, свободное от влияния финансового вопроса. «Только в нашу эпоху, эпоху постмодерна, появилось такое понятие, как массовая культура», – многозначительно подвёл черту профессор.

Заразив, загипнотизировав собравшихся, беседа заставила забыть о времени и, наверное, задуматься о том, какое важное культурное явление приходит в упадок на наших с вами глазах. Во всяком случае, хоть никто так и не узнал ответов на возникшие после «Короля Убю» вопросы, ближе к девяти вечера все покинули небольшую аудиторию просветлёнными, а возле гардероба телевизор сообщил, что «Зенит» уже повёл в матче с «ЦСКА»…

Евгений Титов | 1 мая 2010
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация