Костюмерная Рудольфа Нуриева

Перед «побегом» из России Рудольф Нуриев приобрел большое количество ткани на костюм для балета «Баядерка». За 32 года жизни за границей он стал всемирно известным танцором, вернул на сцену мужчину-премьера, объездил с гастролями мир. Менялись постановки, менялись партии, менялись костюмы. С 10 июля по 12 сентября в Музее музыки в Шереметевском дворце жители Петербурга и его гости смогут по достоинству оценить сценические наряды гения балета на выставке «Рудольф Нуриев. Нити времени». Первыми экспозицией вдохновились корреспонденты Uni Кристина Федорченко и Таня Иванова.

На выставке представлено более 50 костюмов знаменитого танцора балета и его партнерш страховой стоимостью 50 000 € каждый. Большую часть экспонатов предоставил Национальный центр сценического костюма Франции. Именно в этом Центре недавно проходила подобная выставка. Несколько костюмов предоставило Вагановское училище, некоторые – парижская Опера.

– Это выставка-образ. Мы отошли от деталей жизни Рудольфа Нуриева. Он – человек, в прямом смысле, покоривший мир. И мы считаем, что для российского зрителя, не видевшего Нуриева кроме как на пиратских записях, личность не так важна, – рассказывает Наталья Метелица, директор Музея театрального и музыкального искусства.

Грамотное планирование вставки дизайнером Эмилем Капелюшем и его работа с музейно-театральными средствами создают у посетителей возвышенное настроение.

– Я буду рад, если гости оценят дорогой профессиональный выставочный свет, который мы здесь установили, – говорит Эмиль Капелюш. – Главная трудность, с которой я столкнулся при организации выставки – это то, что я видел слишком много музейных пространств в Европе. Это заставляет постоянно сравнивать. Мне казалось, что я владею слишком малыми средствами.

Чувство ограниченности понятно. Из-за сложностей с финансированием, выставка работала главным образом с одним партнером – Центром сценического костюма.

– Деньги собирались буквально по крупицам, – делится Наталья Метелица.

Кроме костюмов представлены фотографии танцора, его миниатюрная скульптура, 40-минутный фильм.

- Мы хотели придать выставке некоторую драматургию, создавать сюжет и обеспечить с помощью музейных средств то ощущение эмоциональной приподнятости, с каким зритель уходит из театра. Например, в зале перед черно-белым изображением Нуриева выставлена гора стертых пуант. Символ того, через что должен пройти великий танцор, прежде чем добиться безупречной пластики движений и подарить зрителям настоящее искусство, - рассказывает Эмиль Капелюш.

Особенное место на выставке – «Черный кабинет». Идея Кабинета – единственное, что эта экспозиция позаимствовала у французских коллег из Национального центра сценического костюма. В черном зале проектор транслирует «Сцену теней» из «Баядерки», последнего спектакля Нуриева. Именно этот балет стал его прощанием со сценой. Вдоль стен развешены костюмы. А на полу – снимок ноги Рудольфа Нуриева. Стопа покрыта трудовыми мозолями, следами долгой танцевальной деятельности, но все также профессионально натянут носок.

Кристина Федорченко, Таня Иванова | 10 июля 2010
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация